Экранизация одноименной трагедии Шекспира про датского принца, который хочет отомстить за смерть отца своему дяде, узурпировавшему трон. Действие пьесы перенесено из Средневековья в XIX век. 4 номинации на «Оскар».
Экранизация, Драма |
Кеннет Брана |
25 декабря 1996 |
4 часа 2 минуты |
Скучно. Желание воспроизвести на экране полный текст пьесы добра не принесло. Я смотрела, перематывая.
Брэна решил, что пьеса—политическая. Никакой кротости, детскости, рефлексии, сомнений. Ничегошеньки. Практически никаких чувств. Даже никакой одержимости. Сплошная решимость и раздражительность по поводу препятствий, чинимых ему на пути.
Обо всех остальных вообще не приходится говорить. Они совсем никакие.
Офелия. Красивая, похожая на Мадонну совершенно безмозглая девица. И не слишком понятная. А свихнулась она (по Брэне) оттого, что они проводили бурные ночи вместе, а потом он ее бросил. Какая-то неудовлетворенная истеричка, право. Сама мисс Кейт вполне располагает достаточным талантом для того, чтобы сделать героиню сложнее.
Я бы назвала это " полотно" изрядно политизированным и изящно обставленным кинопересказом классического сюжета.
Сегодня Кеннет Брана сражается на двух фронтах: снимает «Волшебную флейту» и доделывает «Как вам это понравится». Музыку Моцарта дополнит канонада Первой мировой, а Орландо ухаживает за Розалиндой в японском саду. В общем, as you like it…
А вот в далеком 1997 г. Брана решил, что снимать «Гамлета» ему нужно или сейчас, или никогда. Само название – «”Гамлет” Уильяма Шекспира» - напомнит киноману и «”Дракулу” Брэма Стокера» и «”Франкенштейна” Мэри Шелли». Отчасти этот фильм задумывался как манифест режиссерской потенции Брана, в коей, раздраконив «Франкенштейна», критики усомнились. В пику им, ирландец взялся экранизировать текст 1623 г. Целиком. И снимать этот 4-часовой opus magnum решил обязательно на пленке 70 мм, для пущей монументальности. Пригласил Дерека Джакоби, Джули Кристи, Робина Уильямса, Билли Кристала, Джека Леммона. И, дабы облегчить публике понимание Шекспира, действие развернул в середине 19 в. В его глазах это было время роскоши, секса и политических интриг, - всего того, что ныне интересует читателей глянцевых журналов.
Однако вышла оказия. Середина 19 в. вообще была временем, когда по влюбленной в готику романтической Европе бродили не только фантомы прошлого, но и призраки будущего. В перспективе самым влиятельным оказался, разумеется, призрак коммунизма, о чьем приходе все принцы были уведомлены. Однако у Брана таких привидений набралось куда больше: к примеру, латексная маска или софит, отражающийся в зеркале. Впрочем, коммунизм коммунизмом, но вот костюмы Готье в гринуэевском «Поваре...» определенно не давали Брана спать. Над «Гамлетом» пришел работать Калвин Клейн, чей лейбл отныне гордо сияет на майках Гамлета и Лаэрта. И – невозможно удержаться от иронии – выходит, что мозг Принца Датского тревожили не один, а сразу три призрака: дух отца, призрак коммунизма и привидение еще не родившегося американского модельера. Было от чего с ума сходить, скажете вы.
Конечно, есть и масса замечательных моментов. Обнаженный, трепетный Гамлет (Брана) в постели с Офелией (Кейт Уинслет), - такого раньше не было. Жерар Депардье в одном-единственном кадре. Голос Хосе Каррераса. Прекрасная, хотя порой излишне сентиментальная, операторская работа. Полный текст опять же, если у вас до книги руки не дошли. «Гамлет» Кеннета Брана - восхитительный фильм, но смотреть его надо до фильмов Козинцева и Дзеффирелли. После них брановский голливудский апофеоз уж очень слепит глаза.
«Адаптирующий ангел» - это парафраз названия фильма Луи Бунюэля о кучке буржуазии, которая однажды так увлеклась праздником, что забыла разойтись по домам. «Гамлет» Брана - это не современная экранизация Шекспира. Это история о том, как одно буржуазное семейство середины 19 в. разыграло трагедию Шекспира, забыв, что новые костюмы – это лишь начало. В век Шопенгауэра и начал психиатрии Клавдий запросто мог объявить пасынка недееспособным и отправить куда-нибудь на воды. И это была бы уже совсем другая история...