Фильм по роману Фрэнка Герберта. Рассказ о воине Атрейдесе и его восхождении к власти в битвах за планету Арракис (она же Дюна), где произрастает специя, без которой невозможны ни межгалактическая торговля, ни цивилизация.
Фантастика |
12+ |
Дэвид Линч |
3 декабря 1984 |
2 часа 17 минут |
Это такой фильм для любителей советской кинофантастики - глупые, плохо выдуманные персонажи, плохо выдуманная вселенная, обилие ненужных перехов и сцен (которые, очевидно, и считаются "фантастичностью" фильма).
Ну а на самом деле это очередная слабая работа Линча, в которой он в очередной момент теряет чувства меры, чувство стиля и чувство времени фильма. Слабая картонная работа для провинциальных любителей фантастики.
Так получилось, что я смотрел «Дюну» несколько раз. Впервые – на МКФ, выклянчил билетик перед сеансом. Не впечатлило: я ждал масштабной технической фантастики, а получил «Проклятых королей» в космических декорациях. Не помню, читал ли к тому времени первую книгу, она оказалась отягощенной модной в 60-е экологической темой, ну да и Дрюоном, конечно. Как же без него? Вторая еще как-то пыталась удержаться в логической канве, но дальше пошло совершенно кошмарное. Насколько я понимаю, наследники Герберта издают очередные тома до сих пор. Бог им судья. Ну да не о книге речь.
Второй раз фильм я смотрел на кассете, представляя немножко, кто такой Линч. Не знаю, сыграло ли уважение к другим его картинам, но тогда я обратил внимание прежде всего на паропанковую декорацию. Архаичную по сути интригу режиссер поместил в космос не Звездных войн, но Жюля Верна. Единственно возможное решение, конечно. Литые бронзовые экраны галактических кораблей, имперская атрибутика. Получилось любопытно и талантливо. Впечатление от фильма несколько исправилось.
Несколько дней назад я решил пересмотреть картину с ребенком. Первым делом пришиб инфодамп на несколько минут в самом начале, когда говорящая голова рассказывает о текущей ситуации в галактике. Звездные крейсеры на паровом ходу успели утратить свою новизну, смотрятся общим местом. Кровожадные интриги правящих семейств производят ровно то же впечатление, что и всегда – хочется перемотать. Спецэффекты плохи даже с учетом времени: темные ореолы вокруг вырезанных фигур, намеренно размазанные картинки сканеров и т.п. Слишком много предыстории, действие укладывается в финальные полчаса фильма. Ужасный дубляж и перевод. Линч сумел создать запоминающиеся образы, но вдохнуть в них жизнь или мысль не получилось. Вероятно, одно повлекло за собою другое. Сюжет в романе присутствует, в нем отсутствует содержание. Тем более, отсутствует эзотерика, которая Линчу лишь и интересна. Отсюда и неудовлетворительный результат.
Хотя ... ребенок досмотрел до конца, значит не все так уж и плохо.
Как по-мне, лучшее, что получилось на основе мира Герберта, это стратегическая компьютерная игрушка. Ее я когда-то прошел за каждое из конкурирующих семейств. И то дело.
То, что свое время легендарная линчевская «Дюна», несмотря на большой бюджет, провалилась в прокате, сейчас кажется совсем не удивительным. Тогда это был лишь третий полнометражный фильм для Дэвида Линча, и один из первых, где использовались возрастные рейтинги и компьютерные технологии. После «Человека-слона» и «Головы-ластика» семья Лаурентисов, может, и предполагала, что садят в режиссерское кресло самобытного автора, который создаст Арракис по-настоящему инопланетным. Сейчас же никто бы Линчу такой фильм не доверил, хотя оснований полагать, что у него есть талант, с лихвой. Просто на его непримиримой авторской позиции, явно, денег не заработаешь, и всегда найдется огромное количество людей, для которых излишне умный Линч останется непонятым. Правда, что бы сделал с «Дюной» Алехандро Ходоровски и представить страшно.
Сегодня «Дюна» считается классикой, как книга Фрэнка Герберта, так и линчевская лента. Многочисленные приквелы к циклу романов и попытки сделать из этой истории франшизу успехом так и не увенчались. Хотя чего уж проще, когда написано столько отменного материала. Однако, книга представляет собой, самую что ни на есть фантастику с целиком выдуманной Вселенной, в которую необходимо длинное введение с многочисленными пояснениями, а хронометраж любого фильма такого бы себе не позволил. В картине Линча это заметно по общей скомканности. Ухватив лишь важные вехи сюжета, и постаравшись полностью донести свое видение мира «Дюны», режиссер оказался бесконечно далек от ориганал и от зрителя, утомляя его на сеансе, куда тот пришел лишь расслабиться и погрузиться в фантастическую реальность.
Определить что же не так в этом фильме, сложно. Может не понравится, и всё, хотя нет ни долгого обзора политической ситуации, и масштабные сцены присутствуют, и воображению есть, где разгуляться и герой более чем харизматичен. Проще было бы сравнить «Дюну» со «Звездными войнами», но больше подойдет «Аватар» Кэмерона благодаря схожему сюжету. В обоих картинах есть чужак, проникающий в местное угнетенное население некой сырьевой планеты, который сподвигает аборигенов на бунт. Хотя Кэмерон и пытался создать другой мир, в частности применив 3D-эффект и невероятной красоты пейзажи, но даже синие жители Пандоры не создавали такого ощущения инаковости, как аскетичные барханы Арракиса. Причем мифология Пандоры не была продумана так тщательно, как мифология «Дюны», и если в «Аватаре» была возможность разобраться в антропометрических параметрах синих монстров и их связью со своей планетой (все было доходчиво пояснено и даже разжевано), то вся мифология «Дюны» осталась в литературном источнике, с которым все же следует предварительно ознакомиться. Линч будто намерено оставил много непроясненных моментов, чтобы оттеснить зрителя от понимания Арракиса и интриг Великих домов, тем самым создавая ощущения взгляда в 10000 какой-то там год.
Уместно вспомнить и многочисленные претензии к Линчу, полностью подмявшему сюжет под себя, и известную вышеупомянутую сагу «Звездные войны», которая к тому моменту пополнилась шестой частью и имела свою армию поклонников, и телевизионную версию «Дюны», призванную исправить линчевские тайны, тщательно спрятанные в сценарных пропусках. Провал! Но почему-то до сих пор находится мало желающих заняться это франшизой. Была пара сериалов, игру выпустили на SEGA, на 2014 год, вроде обещают ремейк. Но что-то подсказывает, что новая версия будет не в пример проще, и растеряет всю свою инопланетность, а войны рыжих Харконненов и Атрейдисов будет скопом напоминать и «Властелина колец», и «Трансформеров», и какую-нибудь «Планету обезьян», а то вдруг зрители опять чего-то не поймут и унесут свои деньги. А почему линчевская «Дюна» стала классикой? Наверно, сказать, что есть в ней что-то линчевское было бы примитивно, но несмотря на все промахи Вселенная, которую создал этот режиссер, не походила ни на что, и таких примеров в фантастике мало. В 1984 году «Дюна» была смелым коммерческим проектом, а на самом деле стала смелым культурным, и это уже не говоря о подозрительных аллюзиях на правоверных Свободных, которые устраивают Галактике джихад, чтобы защитить свой мир от покушения на спайс, без которого все разом загнуться.
Дэвид Линч. Есть ли хуже гов..о?
Кстати, заодно. Знаете, например, Райана Аткинсона? Я бы ему кроме роли чмошника ничего не доверил. Или очкарик «Гарри Поттер» - любое кино сведет к нулю.... Или вот негр Эдди Мэрфи: видно, что плут, причем такой, что в любое кино проберется – после чего его не захочешь смотреть…
Фильм лучше смотреть только тем, кто читал одну из книг Фрэнка Херберта, и поэтому интересуется экранизацией его эпопеи. По масштабности и эффекту фильм несравнимо уступает книге. Кстати еще по этим идеям была создана компьютерная игра - родоначальник целого направления игр "стратегии реального времени" - Dune II: The Building of a Dynasty.