14-летний подросток Антуан Дуанель (Лео), удрученный школой и нафталиновым уютом ро дительской квартиры, прогуливает уроки, пока нелепая история с кражей пишущей машинки не определяет его в интернат для малолетних преступников.
Драма, Криминальный |
16+ |
Франсуа Трюффо |
4 мая 1959 |
23 марта 2023 |
1 час 39 минут |
14-летний подросток Антуан Дуанель (Лео), удрученный школой и нафталиновым уютом родительской квартиры, прогуливает уроки, пока нелепая история с кражей пишущей машинки не определяет его в интернат для малолетних преступников.
В 14 лет в городских улицах (тем более парижских) мерещится соблазн, отгороженный от тебя тюремными стенами школы. Молодой Трюффо описывает этот соблазн как весеннюю тревогу — ложную, ибо людские организмы, истощенные зимней тьмой и недостатком витаминов, ошибочно принимают начало расцвета природы за собственный расцвет. Фильм — портрет бессмысленного и прекрасного брожения человеческого духа, который за недостатком знания лелеет иллюзию, что в окружающем мире спрятан некий магнит, к которому, собственно, его и тянет. В «400 ударах» режиссер бросит Антуана у моря, края земных иллюзий. Позже он еще четыре раза вернется к герою, показывая его в разные периоды жизни, в то время как Жан-Пьер Лео, постоянный исполнитель роли, из безвестного подростка превратится в любимого актера европейских киноэссеистов — Годара, Пазолини и Бертолуччи. Как и Пруст, Трюффо найдет приют томлениям Антуана только двадцать лет спустя и только в творчестве: тот закончит свой экранный путь профессиональным прозаиком.
Начало истории Антуана Дуанеля (Жан-Пер Лео), продолжившейся в более поздних фильмах Трюффо, предваряет съемка Парижа, постепенно сужающая круги к Эйфелевой башне. Черно-белый Париж в фильме восхитителен, он создает фоновую атмосферу красоты, к которой главный герой в свои счастливые минуты прикасается (будь то поход в кино или веселые догонялки с другом) и от которой отдаляется в печаль, Париж покидая.
Являясь по сути своей фильмом с социальной подоплекой, "400 ударов" не становится нравоучением, это поэма, в центре которой возвышается истинно романтический Антуан, которого "испортило" буржуазное общество, описанное в романах кумира Дуанеля - Бальзака. Это поэма, поскольку Трюффо использует в многообразии именно поэтические средства киноязыка: сцена с похищением бутыли молока или эпизодическое, но крайне запоминающееся появление в кадре Жанны Моро, потерявшей безымянную собачонку, массовый побег с физкультуры или потрошение мишленовского каталога.
Фильм этот подарил вдохновение Ксавье Долану в его режиссерском дебюте "Я убил свою маму". Также он упоминается в романе "Кафка на пляже" Харуки Мураками и меняет отношение одного из героев к кинематографу, открывая в последнем "дух, полный мягкого юношеского любопытства, проникнутый центростремительной силой, настойчивостью и упорством". Полагаю, что это далеко не все влияние "400 ударов" на мировую художественную культуру.
Что остается делать, когда писание стихов, походы в кино и преклонение перед Бальзаком осуждаются всеми подряд окружающими? Бежать. Но ведь поймают. Все равно бежать, ибо то время, пока ты не пойман, божественно прекрасно.
Сколько ударов делает ваше сердце когда вы смотрите фильмы Трюффо? Еще одного гения в мире кинематографа.
"400 ударов" это практически автобиография Трюффо, и повсеместно один из самых невероятных его произведений, где дебютирует замечательный Жан-Пьер Лео, который в будущем будет сниматься практически во всех его фильмах.
Таким кино не даешь оценки, их глубоко уважаешь, любишь и пересматриваешь много раз.
Фильм Франсуа Трюффо, получивший в русском переводе буквальное название «400» ударов, как известно, является биографической картиной. В центре киноповествования находится подросток, которому за короткий срок своей жизни действительно приходится пройти и огонь, и воду, и медные трубы. С последним – сложнее, поскольку известность Антуана вполне отрицательная; «он совсем неуправляем» - жалуется его мать судебному приставу.
Все попытки Антуана сделать что-то хорошее тут же идут на дно, как камень, брошенный в воду. Дважды герой пострадает из-за литературы – один раз из-за поэзии, родившейся в его голове во время наказания, другой – из-за любви к Бальзаку, которая направила юного сочинителя по ложному и опасному пути плагиата. Да еще и трогательная свечка, водруженная в скромном иконостасе с портретом писателя, в итоге дарует не благостное сияние, а горький привкус дыма. Одиночество героя не может скрасить даже искусственная лошадь, любезно согласившаяся играть роль вешалки.
Фильм, конечно, легко может назвать социальным; он таким, по сути, и является: конфликт между обществом и главным героем достигается не с помощью особой жестокости одних или других, а скорее, в связи с отсутствием любых чувств вообще. Все, будто бы сговорившись, играют в равнодушие, объясняя себе и мальчику логику жизни с помощью простых формулировок «так правильно» и «так тебе будет лучше». Естественно, что никто из них не желает ему зла, но приглядевшись, понимаешь, что никто из них уже давно ничего не желает. В фильме есть интересный кадр, когда два мальчика прячутся за портьерой, пока мать одного из них вскрывает содержимое шкатулки; кажется, что выйди бы они в тот момент из своего укрытия – ничто не переменилось бы в ее лице.
В течение всего фильма (да и за условными его пределами) Антуан кочует из одной неутешительной реальности в другую. Мать, только чудом не сделавшая аборт, с удовольствием перекидывает его в приемную семью; как только у попечителей заканчиваются деньги, они с радостью отдают его бабушке, чей срок, как известно –увы, тоже не вечен. Из тесного и дрожащего от постоянных скандалов родительского дома он попадает в еще более тесную камеру полицейского участка, а школьный двор с вопящими мальчишками сменяется скучными декорациями интерната для малолетних преступников. Но мрачная тональность картины заключена даже не в том, что малолетний Антуан вынужден все время искать свое место в полупустом и ветреном Париже, а в том, что ни в одном из таких мест он может не чувствовать себя чужим, будь то разрушенный подвал завода или урок французской грамматики. Единственное исключение, пожалуй, составляет море, берег которого главный герой достигает в самом финале картины. Но и оно своей тяжелой бескрайностью не дает ответа на главный вопрос – что будет дальше. Ясно только то, что этот период жизни Антуана заканчивается, а вместо него наступает другой, принося с собой холодный ветер побережья.
Какой высочайший уровень исполнения, какой серьезный сюжет, и насколько он красив и человечен!
Любимый мной быт 50-х, прекрасно и взвешенно описанный ребенок, его семья и резкий поворот сюжета, который может показаться неоправданным и ломающим линейность фильма. Но как удачно Трюффо справился не только с персонажами и их описанием (что уже огромная удача), но и с самим сюжетом. Он сумел передать резкий поворот судьбы ребенка сломом плавности повествования. Он сделал это настолько же внезапно и резко, как и произошло это с ребенком. Как не ожидал этого ребенок, так не ожидает и зритель.
Блестящая работа со всем фильмом: от персонажей и деталей быта до целостности фильма и сюжета. Прекрасная лента, очень хорошая.
…а потом он добежал до моря и стоял по щиколотку в воде как был – в штанах и ботинках, моментально промокших насквозь. Ему было наплевать. Он, наконец, исполнил свою мечту – одну из немногих, составлявших смысл его тринадцатилетнего бытия.
Что-то похожее уже было. В отличие от Антуана, я видел море каждый год, но, приезжая к нему, едва увидев волны, тут же бежал прямо в них – промокая, замерзая, но испытывая невероятный кайф от ощущения свободы, которое может дать только вода.
Мне повезло больше. Мечта исполнялась с завидной регулярностью. Да что там! – я был совершенно не похож на героя Франсуа Трюффо из фильма «Четыреста ударов». Никаких там семейных склок, дырявых пижам, истеричной матери, сумасбродного учителя. Но вот же странно: смотрел фильм и казалось, что он – про меня.
Возможно, из-за знакомого с детства ощущения внутренней несвободы? Почему оно было? Впрочем, кажется, оно было у любого ребенка.
И все же Антуан у Трюффо как-то по-особому хрупок – что в пижаме, что крутке, что в казенной одежде спецколонии для трудных подростков. Этакий подранок.
Ах, да. Возможно, все дело в его родителях? В конце-концов, слабее всего нас делает предательство тех, кого мы считали близкими.