Непутевая мать забирает своего еще более непутевого сына из интерната, но его вспышки немотивированной агрессии расстраивают планы воссоединившейся семьи. В свои 25 лет канадский режиссер снимает уже 6-й фильм и, похоже, начинает движение по второму кругу. «Мамочка» очевидным образом перекликается с нашумевшим дебютом Долана и повторяет неприятную мысль о том, что отношения сына и матери сложнее квантовой физики. От полного самоповтора картину отличает бесполезный вертикальный экран и более плотное повествование. В 2014 году «Мамочка» получила приз жюри Каннского фестиваля, но если вспомнить, что повторение — мать учения, то в контексте творчества Долана получается очень странная динамика.
Драма |
16+ |
Ксавье Долан |
22 мая 2014 |
13 ноября 2014 |
2 часа 18 минут |
Она может быть замужем, или вполне открыто презирать мужчин, возможно, даже обладать тем внутренним стержнем, которого большинство представителей sexe forte лишены. Сейчас она может быть погружена в экзистенциальный вакуум пустой кухни, а в следующей сцене оказаться среди заполненных сырами и покупателями полок гипермаркета - и тут уж и не сразу определишь, что среди этих двух данностей первично в своей предметной значимости. Она может пытаться найти ключи к дверям, которые ведут в души окружающих ее людей, или же резко плюнуть бычок от сигареты в лицо. Внешне такая сильная и уверенно раздвигающая привычные рамки и стереотипы отношений - среди как всегда прекрасно подобранынных Доланом песен и образов - она попытается организовать свою жизнь, невольно втягивая в нее сына и соседей, забрасывая их в барабан стиральной машины, она закурит и сделает свой выбор между деликатной стиркой и отжимом. Фоном этому выбору станет несколько неожиданное смещение Долана в сторону размышлений о семье - отходя от сексуальных переживаний он будто бы взрослеет, отдавая главную роль не себе и набрасывая аккуратный портрет альтернатвного восприятия таких казалось бы привычных категорий, как семья, дружба и любовь - рамки их будут стерты вечным и всегда актуальным размышлением о том, что мы практически не меняемся в нашей жизни, позволяя себе лишь иногда выбирать другие маски для того, чтобы умирать и возрождаться, повторять привычные жесты, совершать одни и те же ошибки, раздвигая руками границы мира и позволяя скрытому в нас навсегда ребенку вырываться наружу, глубоко дышать и издеваться над классическим французским. Так мы боремся со своим внутренним я, но, будучи не в состоянии обмануть самих себя, неохотно вскидываем белый флаг.
Ближе к концу фильма хотелось крикнуть: "Сукин ты сын !" Как же можно было так поступить со зрителем, дав надежду, показав будущее которого нет. Словно ножом режут вены не на экране, а тебе. И так больно. Больно от непонимания. Что делать, когда не верят в твои чувства, и проявления любви ? А подарки от сердца не принимают, а задают вопросы. И ты ищешь поддержку у окружающих и не находишь ее. Как передать, что не хватает отца ? Ты чувствуешь свою мать, как ни один из мужчин, окружающих ее. Герой фильма любит свободу так, что границы мира словно экран кинотеатра расширяются. Долан, это имя, которое теперь связано с новыми открытиями. Имя которое многие теперь будут ждать снова и снова на экранах.
Темпераментная драма о том, как проблемы чужой семьи помогают решить проблемы собственной. Герои со своими очаровательными и устрашающими странностями такие "живые", что им невозможно не сопереживать. Такой эффект погружения делает их на 2 часа твоими родственниками. Техническая часть - не просто цветопередача и звуковые волны, а гармоничное сопровождение эмоций. Долан, удачи в погоне за "Оскаром"!
«Все скептики будут посрамлены».
Развеселая молодящаяся татуированная вдова Диана (Дай) вынужденно забирает своего сына Стива из интерната для трудных подростков.
Стив не просто катастрофа в пубертате – он болен СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Его неконтролируемые вспышки агрессии опасны для него самого и окружающих.
Диане и Стиву Деспре (похоже, от французского дезеспере (безнадежные)). предстоит научиться существовать под одной крышей.
Мать и сын провоцируют друг друга, кричат и даже дерутся. Эмоции бьют через край. Все чувства доведены до предела. Бешеный темперамент обоих вытесняет из кадра все остальное. Они так чувствуют друг друга, так болезненно привязаны друг к другу, как будто одни на свете: у нее есть он, а у него – только она.
По соседству проживает Кайла, бывшая училка, которая вследствие психологической травмы становится заикой и вынуждена на неопределенный срок оставить профессию. Серая депрессивная мышь, весь дом которой как будто затянут паутиной печали на фоне безжизненного мужа и замкнутой дочери. Для Кайлы сумасшедшая семейка безнадежных – буквально глоток кислорода, возможность выбраться из депрессий и побыть самой собой.
Диана нанимает Кайлу заниматься уроками со Стивом, и трагический треугольник складывается.
Весь фильм – драма от начала до конца с небольшими передышками на счастливую эйфорию троицы: мысленно съеживаешься и ждешь, когда мина замедленного действия наконец рванет.
Фильм снят в формате 1:1 инстаграма - напоминает подглядывание в замочную скважину: это буквально взрывает тесное пространство кадра изнутри. Переходы на широкий экран сопряжены с ощущением бесконечного счастья и надежды, что все еще может быть хорошо.
Клиповая нарезка кадров из воображаемого будущего и прошлого смотрится на надрыве и с комком в горле.
«Мамочка» -это история о беззаветной, безграничной любви матери и ребенка. Она не поддается объяснению и логике, здесь нет места осуждению. Невозможно выбрать, кто прав, а кто нет. Каждый герой понимает правду по-своему, видит происходящее под своим углом зрения. Невозможно примкнуть к кому-то одному из них. Жалко их всех и почему-то себя заодно.
В финале хочется вскочить, рыдать и кричать вместе с героями. Сопереживание размывает все границы. Остается не стесняясь утирать слезы рукавами и слушать финальные аккорды «Борн ту дай».
25-летний мальчишка Долан прочувствовал, написал и снял так, как не дано многим именитым режиссерам. Действительно, говоря словами главной героини фильма «все скептики будут посрамлены». Долан, чертов гений, снимай еще!
Мать, сын и соседка
Ваша любовь не может его исцелить (с)
Диана забирает своего сына из интерната и хочет начать с ним все заново. Но оба давно привыкли жить по собственным правилам, каждое их действие на встречу друг к другу сталкивается то с внешними факторами, то со вспышками гнева, одолевающими Стива. Все постепенно приходит в норму, когда к ним начинает заходить соседка Кайла, которая берет на себя домашнее обучение Стива.
25 летний Ксавье Долан представляет на суд зрителей и критиков свой шестой фильм. «Мамочка» это скорее закрепление успеха, чем шаг назад или вперед. Режиссеру удается с легкостью представить публике героев, почти незаметными движениями. Долан безмерно любит своих героев, какими сумасшедшими бы они не казались на первый взгляд.
Несмотря на то, что Ксавье в первую очередь важны эмоции, краски, картинка, актеры и музыка, у проекта получились прекрасные диалоги, продуманный и держащий до самого финала сюжет и умело прописанные герои.
Оператор «Пожаров» и предыдущего проекта Долана «Том на ферме» создал завораживающий мир непохожий ни на что. Андре Тюрпен снял фильм в формате инстаграмма, то есть прямоугольной картинки. Позволив публике не отвлекаться на ненужную мишуру, а четко следовать за героями и только в моменты их выхода из своих ракушек, экран раздвигается, и зрители видят картинку целиком.
Актерское трио сыграло на высочайшем уровне, пронзительно и ярко отыграв каждую сцену. Долан на этот раз решил не участвовать в фильме как актер, полностью отдав все силы режиссуре, что, несомненно, пошло картине на пользу.
Проекты Долана всегда снабжены отменными саундтреками , дерзкими, хлесткими, усиливающими эмоциональную составляющую стократно.
«Мамочка» чудесная работа Долана и его команды. Режиссер с каждой новой картиной приобретает опыт и понимание того, что он хочет показать и рассказать своему зрителю. Его фильмы затянуты из-за того, что Ксавье есть о чем говорить, и он каждый раз хочет вкладывать в них все, что накопилось в нем. В «Мамочке» ему спокойно можно было останавливаться на первом финале, и мыслей после него было бы больше, и картина в целом воспринималась органичнее. Но, таков уж Ксавье Долан, ему нужны эмоции, надежда и невероятная вера в своих героев.