«Делай как надо!» Спайка Ли — по сути, «Гражданин Кейн» «черного» кино. Совпадения тут даже на уровне деталей. Как и в случае с шедевром Орсона Уэллса, молодой, не слишком опытный режиссер сам сыграл главную роль и вложил в картину не только душу, но и весь известный ему набор приемов и техник: пугающе крупные планы, фронтальные проезды камеры, неожиданные ракурсы вроде «тарантиновского» вида снизу и голландского угла, радикальную цветовую гамму. Столь бескомпромиссная режиссура и смелость поднятых тем вызвали неоднозначную реакцию как в критической среде, так и в обществе в целом. Многие обвиняли Спайка в провокации черного бунта и призывах к насилию. Однако совместная фотография Мартина Лютера Кинга и Малкольма Икса, пожалуй, главный символический элемент фильма, недвусмысленно намекает на ее куда более сложный подтекст. В пропитанной расизмом стране чернокожие всегда будут вынуждены метаться между двумя великими идеологами, и такого понятия, как «правильные поступки» (оригинал названия — «Do The Right Thing»), в этой ситуации не может быть в принципе.
Драма |
16+ |
Спайк Ли |
19 мая 1989 |
2 часа |
В Бруклине жара. Итальянец Сэл (Дэнни Айелло) печет пиццу. Малыш Муки ее разносит. Пуэрториканцы ругаются с неграми. Негры ругаются с корейцами. Родители ругаются с детьми. Старики ругаются со старухами. Полиция проклинает всех подряд. К вечеру мозги героев окончательно закипят, и день закончится плохо.
Необходимость поддерживать в кадре конфликт Спайк Ли, как всегда, понимает буквально: его герои не переставая орут друг на друга. Как всегда у Спайка Ли, подглядывать за бездельничающими на улице неграми и их бессмысленно-замысловатыми отношениями можно до бесконечности. Как всегда у Спайка Ли, сам Спайк играет важную роль малыша Муки. Как всегда у Спайка Ли, фильм был принят на ура - его номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" и на "Оскар" за лучший сценарий. И единственное, что у Спайка Ли не как всегда, - это позиция режиссера. Он объясняет, как должно быть. Смысл его заявления примерно такой: мы, негры, люди сложные и неоднозначные и готовы к дискуссиям по расовым вопросам, но если кто-нибудь выбьет негру глаз, то какой-нибудь белый (все равно какой) должен немедленно ослепнуть. Это более чем спорное послание Спайк Ли подтверждает цитатой из Малкольма Х ("Я не против насилия в целях самозащиты. Я бы даже не стал называть самозащиту насилием"), от чего, впрочем, его послание не становится убедительнее. Если же проигнорировать афроамериканский пафос, каждый белый с двумя глазами должен признать - Спайк Ли великолепный режиссер.