Второй фильм из не особо загруженной фильмографии важного венгерского режиссера, а также первый, снятый им в цвете и пусть этот опыт ему не особо понравится и он снимет еще один «цветной» фильм, но уже в несколько иной, прямо противоположной эстетике, а пока – это самый реалистичный фильм из снятых Бела Тарром, рассказывающий о течении времени сквозь персону Андраша – парня, с видом хиппи, который работает в сумасшедшем доме медбратом, а по вечерам скорее ради удовольствия, чем дополнительного заработка, играет на скрипке в баре. Деньги для него – это лишь возможность жить своей жизнью, купить выпивку, да, разве что, приобрести скрипку. После того, как его за несоответствующий образ жизни выгоняют из дурдома, он устраивается работать к своему знакомому, снимает комнату у другого и знакомится со своей будущей женой, с которой некоторое время спустя играет скромную свадьбу. Но даже такие изменения вряд ли могут как-то отразиться на том, что для Андраша важно – жена жалуется на вечную нехватку денег, у друзей есть чем быть недовольным. А тому все равно, лишь бы музыка звучала в нем.
Фильм во многом отражает тематические линии всего творчества и постановочные манеры раннего периода. Есть тут в обилии и пьющее в баре общество, пляшущее и веселящееся. Есть повествовательно прерванное гуляние (свадьба, в конкретно этом случае). Есть и лабиринты городских трущоб, с обшарпанными стенами, грязными улицами и унылыми прохожими. Впрочем, для раннего Тарра не слишком очевидна социальная составляющая истории – в отличие от «Семейного гнезда», где, к слову, вовсе не было главного героя, Андраш просто болтается в своем состоянии как лист на ветру, не имеющий никакого желания что-то делать, и даже не видящий направлений, в котором можно двигаться.
Иными словами, Тарр еще не двинулся от своей реалистической манеры повествования и работы с фильмом, однако неполноценность этой формы ради замыслов режиссера тут ощущается в полной мере. За рамки реализма выпрыгнуть никак нельзя, но режиссеру пока этой формы достаточно, чтобы поведать историю среднего человека, выпавшего из общества и социальной жизни. И автор, как и Андраш, буквально топчется на месте, постоянно бросая историю ради ощущения скользящего мимо времени.
Однако уже сейчас видно, как и куда станет двигаться режиссер далее. Это выражается не в работе с камерой, которая тут весьма подвижна и легка, если сравнивать с более поздним творчеством. И не монтаж, который уже позволяет понять, что длинные планы – это именно то, что нужно для Тарра, чтобы передать собственное ощущение того, что он хочет показать. Диалоги – вон то выразительное средство, которое начинает меняться именно в «Аутсайдере» и будет мутировать вплоть до «Осеннего альманаха», где приобретет форму, которая станет неотъемлемым инструментом в арсенале автора.
Нечетко выраженные эстетические и стилистические предпочтения, отсутствие какого-то хребта в истории, малоинтересный протагонист – все это заставляет многих, кто смотрит фильмы Бела Тарра, считать «Аутсайдера» аутсайдером фильмографии режиссера. С этим спорить сложно, но и считать картину провальной – тоже. Дело в том, что просто остальные фильмы Тарра настолько хороши, что даже этот вполне обыденный, спокойный фильм не о человеке, а о времени вокруг него, выглядит в невыгодном свете.