Детектив, Триллер |
12+ |
Альфред Хичкок |
31 июля 1935 |
1 час 26 минут |
Это любимый фильм Фиби, младшей сестры главного героя "Над пропастью во ржи". Она смотрела его 1000 раз, и, надо признать, там есть что посмотреть.
Первый, если я не ошибаюсь, шпионский триллер Хичкока, и в нем присутствует уже все, что есть в шпионских, и нешпионских, триллерах Хича: блондинка, вынужденное расследование, предпринимаемое непрофессионалом во спасение своей жизни, и тайная организация. И даже развязка фильма наступает на сцене театра, как в Я исповедуюсь или Страхе сцены. Это умение манипулировать довольно прихотливым набором функторов, и при этом не скатываться в нарочитость и есть superpower Хича как супермена синематографа. В моем понимании.
На старых афишах к этому фильму изображены наручники или ключ. По моему, это первый фильм, в котором использован ныне избитый голливудский архетип - наручники, связывающие двух героев, кото. Как и все первые в своем роде вещи, этот фильм и в наши дни остается триллером в исходном понимании этого слова - с первых минут и до самого конца он не отпускает ни на секунду.
Жизнь симпатичной, но в целом вполне обыкновенной британской девушки Памелы (Мэдлин Кэрролл) кардинальным образом меняется, когда в нее врывается какой-то развеселый и усатый канадец Ричард Хэнней (Роберт Доунет), которого по пятам преследует Скотланд-Ярд, так как он обвинен в убийстве девушки по имени Аннабель (Люси Мейнхем). Сам он настаивает, что не только никого не убивал, а даже наоборот – старается помочь в дань памяти о случайно встрече. Дело в том, что Анабель была агентом разведки и пыталась предупредить его о грозящей стране опасности, но так ничего и не успела рассказать, оставив только несколько довольно смутных зацепок, на основании которых Ричард пытается действовать. Памела ему не верит и сдает полиции. Однако, чуть позже то ли включается логика, то ли обаяние Ричарда начинает давать свои плоды, она сначала нехотя (в силу, так сказать, стесненных обстоятельств), а потом и по собственной воле начинает ему помогать. Тем временем за ними гоняется не только полиция, но и злокозненные и коварные немецкие шпионы.
Один из первых важных представителей «классического Хичкока», а некоторыми ценителями творчества автора и вовсе считается первым, отбрасывая «Жильца» и «Человека, который слишком много знал», хотя тема невинного человека, что попадает в переделки со шпионами и полицией, уже была опробована ранее и не раз. Этот фильм, к тому же отличает еще некая особенность повествовательной формы, из-за которой картина легко и непринужденно делится на цепочку самостоятельных историй, связанных одной сюжетной линией, что будет весьма нехарактерно для фильмов Хичкока более позднего периода. Но уже сейчас режиссер уделяет много картинного времени для создания ярких, запоминающихся второстепенных персонажей.
Хичкок максимально насытил фильм событиями, сделав настоящую выжимку из сценария, что был написан по мотивам книги Джона Бачана, творчество которого режиссер очень ценил в то время и периодически порывался по тому или иному роману поставить фильм, но не всегда мог – сначала в силу финансовых причин, а позже – из-за уважения к любимым книгам, так как не рисковал их испортить. После успеха картины «Человек, который слишком много знал», режиссер вернул себе кредит доверия продюсеров, критиков и журналистов, и мог позволить себе сам выбирать материал для будущих лент.
Фильм вообще изобилует очень интересными, изящными и тонкими деталями. К примеру, история с фермером и его похотливой женой – это явный оммаж немецким экспрессионистам и немому кино, только-только сошедшего с экранов кинотеатров. Или эпизод с профессором Память, который помимо своей воли выдает все данные о секретной шпионской сети после того, как слышит провокационный вопрос из зала, сделан весьма изящно и хорошо работает на развитие сюжета в целом.
Впрочем, некоторые обозреватели писали, что комические положения, периодически встающие на пути героев, постоянно сбивают зрителя на несерьезный настрой. Да и критики в целом, к слову, не особо серьезно приняли картину, приняв ее за шутку и сделали это совершенно правильно, ведь и сам Хичкок рассчитывал сделать чудесный развлекательный фильм, так как зритель, что шел в кино, увиденным оставался чаще доволен, а это главный показатель подобного кино. Реалистичность и достоверность событий, социальная острота, вопросы философского характера беспокоили совсем других режиссеров.
А эта задорная череда веселых проделок, хорошо прописанные персонажи, в совокупности с довольно интересной историей, лихими поворотами в сюжете и умело накрученным саспенсом делает «39 ступеней» настоящим шедевром и ориентиром для режиссеров в этом жанре. Хотя, опять же, дальше планка в основном будет только подниматься.
Роберт Хэнни, мужчина средних лет, приезжает из родной Канады в Лондон. Не обременённый какими-либо обязательствами, от скуки он идет убить время в местный мюзикхолл. Внезапно, посреди представления раздается выстрел, толпа в панике разбегается, а симпатичная девушка, кажется напуганная стрельбой, просит у Хэнни разрешения переночевать у него дома. Как оказалось, это решение было для канадца роковым — через несколько часов гостья падает к нему на руки с торчащим из спины ножом. Напоследок, она рассказывает Хэнни о таинственных 39 ступенях и готовящемся международном заговоре, который она должна была предотвратить. Немного поразмыслив, Хэнни решает разобраться в деле своими силами.
Такова завязка уже ставшего классическим в своем жанре, фильма «39 ступеней», на сегодняшний день послужившего материалом для двух римейков. И своим статусом картина обязана в равной степени, как своей новизне и свежести на состояние кинематографа в 1935 году, так и имени своего режиссера. Великий и ужасный Альфред Хичкок, за свою долгую карьеру снял много фильмов значительно лучше «Ступеней», но по сути своей, менее значимых, как для него, так и для мира кино в целом. Вслед за вышедшим годом ранее «Человеком, который много знал», «Ступени» продолжили и укрепили успех фирменного Хичковского жанра — шпионского триллера. Впоследствии, многие сюжетные повороты из «Ступеней», образы героев фильма и стереотипы их поведения, будут скопированы постановщиками, куда более известными современной широкой публике. Сцены погонь будут насыщены спецэффектами, в арсенале у героев появится арсенал маленькой армии, а у самих постановщиков — миллионы долларов на воплощение своих идей на экране. Но, несмотря на то, что у Хичкока и его персонажей, не было ничего из перечисленного, даже сейчас, почти 80 лет спустя, «39 ступеней» смотрится не просто как хорошее, а как настоящее кино. Пусть приемы, которыми пользовался легендарный мастер, сейчас кажутся очевидными и бросающимися в глаза, неповторимая атмосфера новизны все еще при них, так же как и в 1935 году. За приключениями героев, сыгранных блестящими актерами старой школы, Мэдлин Кэррол и Донатом Робертсом без всякого налета театральности, наблюдать не только не скучно, а напротив, по настоящему интересно. «Ступени» — это не просто еще одна нудная страница в учебнике истории, это настоящее путешествие в прошлое, настолько же познавательное, настолько и увлекательное. Узнать, как все начиналось — сам по себе хороший повод ознакомиться с фильмом для настоящего любителя кино. А узнать, что все начиналось еще и так хорошо — уже настоящий кино-праздник.
Это один из ранних фильмов Альфреда Хичкока, созданный им в британский период его творчества. Фильм имел большой успех у зрителей и получил массу положительных отзывов кинокритиков. Он снят по одноименному классическому шпионскому детективу шотландского писателя Джона Бучана.
Эта картина является несомненным шедевром кинематографа, достойным внимания искушенного кинозрителя. Она не так известна широкой публике, как иные киноработы Хичкока, такие как «Психоз» «На север через северо-запад», «Птицы», «Окно во двор», но в этом фильме гений молодого режиссера проявляется в полной мере.
Фильм снят в динамичной и новаторской для того времени манере, которая позднее будет признана любителями кино фирменным художественным стилем Альфреда Хичкока.
Кинокартина захватывает с первых минут и держит зрителя в постоянном положительном напряжении за счет виртуозных и непредсказуемых поворотов сюжета, над которым поработал Чарльз Беннет (Саботаж).
Герой фильма – Ричард Ханней – канадец, который проводит отпуск в Англии и случайно оказывается втянутым в криминально-шпионскую историю. Его несправедливо обвиняют в убийстве агента спецслужб.
Узнав секретную информацию о тридцати девяти ступенях, Ричард, не совсем понимая ее подлинное значение, становиться объектом охоты не только английских полицейских, считающих его виновником убийства, но и немецких шпионов, нелегально действующих на территории Великобритании.
Фильм насыщен специфическим английским юмором. Например, шутка о человеке, обладающем уникальной памятью - «мистер память завещал свой удивительный мозг британскому музею».
Многие эпизоды проникнуты тонким психологизмом, который в дальнейшем станет визитной карточкой кинокартин Альфреда Хичкока.
Например, гениальная пауза, которую выдерживает герой Доната, столкнувшись лицом к лицу с резидентом немецкой разведки. Замечателен также эпизод в начале фильма с веселым оркестром, который аккомпанирует толпе обывателей, бегущей в панике к выходу.
Актерская работа Роберта Доната («Частная жизнь Генриха VIII», «Рыцарь без лат») и Мадлен Кэрролл («Секретный агент»), герои которых благодаря наручникам влюбились друг в друга - великолепна.
Ричард Ханней постоянно попадает в различные экстремальные ситуации, но в легкой и уверенной манере преодолевает все неприятности, которые сваливаются на него по ходу сюжета, в том числе и героиню Кэрролл.
Выдержанный стиль героя Доната вместе с подозрительной стервозностью героини Кэрролл образуют оригинальный психологический коктейль. Их диалоги элегантны и остроумны и по праву являются классикой кинофлирта.
Следует отметить богатую на эффекты и интересные приемы операторскую работу Бернарда Ноуэлза («Саботаж»).
В фильме Вы увидите массу великолепных крупных и общих планов, гармоничные переходы из одного плана в другой, неожиданные и интересные ракурсы и многие иные операторские приемы, которые в дальнейшем успешно перекочевали в более поздние киноленты других режиссеров.
Великолепен финальный план, когда умирающий «мистер-память» делится своими секретными воспоминаниями с представителями английских спецслужб на фоне длинноногих танцовщиц, отплясывающих на сцене вялый канкан под фривольный мотивчик.
Далее идут титры, но, кажется, что мог бы быть еще один последний мимолетный кадр - крупным планом мозг «мистера память» за стеклом в соответствии с его завещанием, ставший таки после его смерти частью экспозиции британского музея.
Критики называют "39 ступеней" образцовым триллером. Однако традиционный "thriller" означает вовсе не "разбавленный" фильм ужасов, скорее -- напряженную, волнующую историю. Так, "39 ступеней" не пугает до икоты, а тонко играет на зрительских нервах. Да еще то и дело подшучивает.
Несправедливое обвинение и преследование -- основа сюжета во многих фильмах Хичкока (якобы из-за того, что мальчишкой Альфред провел несколько часов в камере полицейского участка). Герой "39 ступеней", Ричард Ханней, случайно знакомится со странной девушкой Аннабеллой. Мисс "Смит" успевает поведать мужчине о шпионском заговоре против Великобритании и почти сразу выходит из игры, заколотая неизвестными. С этой минуты Ричард становится "маньяком в бегах", а кодовые "тридцать девять ступеней" -- его единственным ключиком к спасению.
Хороший детективный сюжет, не отпускающий ни на минуту "саспенс", остроумные сцены (Мистер Ханней порой не менее находчив, чем товарищ Бендер) -- казалось бы, всем фильм пригож. Но по-настоящему сильного впечатления он не производит. По современным меркам лента коротка (85 минут), и финал выглядит каким-то внезапным и скомканным. Радует масса режиссерских находок, но нарочито промелькнувший в кадре "вертолет" лишь вызывает улыбку (хотя в свое время, наверное, смотрелся очень эффектно).
Обязательно посмотрите "39 ступеней", если вы поклонник творчества Хичкока. Если же цель -- просто расширить кругозор (а времени и так вечно не хватает), выберите лучше "На север через северо-запад" (1959): фильм, близкий по духу к первому, но куда более популярный.