Фильм

Фильм Зеленая книга

Green Book (2018, США), IMDb: 8.2

Выбор «Афиши»
8.1
200 отзывов
8.2
1/7

Оскароносная драма про дружбу черного пианиста и его белого водителя

Начало 1960-х. Гениальный черный пианист доктор Дон Ширли (Махершала Али) решает бросить себе вызов и устраивает турне по расистским южным штатам. В качестве водителя он нанимает Тони Валлелонгу (Вигго Мортенсен) — прямолинейного итальянца, чье прозвище Болтун ему более чем подходит. Однако при всем своем напускном расизме и плебейских замашках Тони гораздо сложнее, чем кажется. Серьезный фильм комедиографа Питера Фаррелли (у которого в портфолио есть еще одно незабываемое роуд-муви — «Тупой и еще тупее») сделан по лекалам лирических фильмов Джона Хьюза — и от того производит такое сногсшибательное впечатление. Это непошлый броманс, в котором есть где развернуться и Мортенсену, и Али. Один играет необразованного, но неглупого мужлана. Персонаж другого соткан из вполне понятных неврозов — он не чувствует себя своим ни среди черных, ни среди белых. Но это кино не про расслоение, а про дружбу — а точнее, про то, что настоящая дружба изживает все, в том числе и расизм. Три премии «Оскар», включая награду за «Лучший фильм».

Страна
США
Продолжительность
2 часа 10 минут
Дата выхода
11 сентября 2018
Дата выхода в России
24 января 2019
Возрастное ограничение
16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Зеленая книга»

8Самый симпатичный из фаворитов «Оскара»

Осенью 1962 года у италоамериканца Тони Валлелонги (Вигго Мортенсен), бывшего водителя мусоровозов, нынче служащего вышибалой в моднейшем нью-йоркском клубе Copacabana (том, который «самое горячее местечко к северу от Гаваны», если верить песне), образуются каникулы до нового года. И тут он получает предложение за хорошие деньги поработать личным водителем у знаменитого пианиста Дона Ширли (Махершала Али) на время двухмесячного турне его трио. У путешествия есть нюансы: Дон (или Доктор, как его все называют) Ширли — черный, а турне будет проходить по расистским штатам Глубокого Юга.

Один из главных фаворитов грядущего «Оскара» — полусерьезный, полукомедийный роуд-муви Питера Фаррелли — «вдохновлен», как написано в начале, реальной историей, хотя степень ее реальности остается предметом дискуссий: сын Валлелонги — соавтор сценария, родственники Ширли заявляют, что все было не так. Обычное дело для популярных картин, но в данном случае обвинения в вольном обращении с фактами звучат особенно нелепо: речь идет об откровенно сказочном фильме, в котором добро побеждает зло при каждом удобное случае, под Рождество случаются маленькие чудеса, а вышибала из Бронкса, засыпая, может обронить: «Мир полон одиноких людей, которые боятся сделать первый шаг».

Вышибала, впрочем, действительно был непрост и не зря гордился умением вешать лапшу на уши: работу в ночном клубе он конвертировал в полезные знакомства, начал сниматься в кино (много позже описанных тут событий) сперва в массовке, а потом и не только, и, в общем, к моменту смерти в 2013 году наработал себе фильмографию покруче, чем у Вигго Мортенсена: от «Крестного отца», «Бешеного быка» и «Славных парней» до «Клана Сопрано».

Мортенсен — набравший для роли жизнелюбивого итальянца двадцать кило и сбросивший столько же лет (Валлелонге в 1962-м вообще было 32) — играет его как раз в манере усредненного героя второго плана из старого фильма с Де Ниро, слегка утрируя — впрочем, чрезвычайно обаятельно — соответствующий выговор и манеры. Горячий нрав, любовь к семье, любовь к еде (в какой-то момент Тони походя пожирает целую пиццу, свернув ее как блинчик), слабость к темным костюмам. Герой очень быстро, правда, превращается в славного парня уже без всяких кавычек.

Махершала Али, который по HBO сейчас ищет детей в Арканзасе, играет тоже утрированно, но в другую сторону. Доктор Ширли — несколько женственный интеллектуал с профессионально прямой спиной, одиноко живущий в апартаментах под крышей Карнеги-холла с индусом-дворецким и горой антиквариата; он принимает посетителей, невозмутимо восседая на настоящем троне. С его лица не сходит печальная задумчивость (некоторые ее поводы будут расшифрованы). Среди его чудачеств — владение русским языком, на котором он иногда общается со своим русским виолончелистом: Ширли учился в Ленинградской консерватории.

Не то чтобы не сложно, а невозможно не догадаться, что совместно перенесенные трудности сблизят этих непохожих и сперва не доверяющих друг другу мужчин, и они всячески обогатят внутренний мир друг друга. И конечно, центральная тема фильма — расизм. «Законы Джима Кроу», «закатные города», отдельные кафе и туалеты и прочие прелести сегрегации; собственно, «Зеленая книга» — это издававшийся до 1966 года гид для чернокожих путешественников, помогающий им выжить в родной стране. Но сообщить в 2018 году, что расизм это плохо — не единственная задача Фаррелли и даже, страшно сказать, не главная, хотя в его благих намерениях не усомниться.

Чем уродливее общество, тем красивее на этом фоне отдельные люди, и «Книга» — прямолинейный, превосходно сделанный, в лучшем смысле попсовый гимн человеческому достоинству и человеческой эмпатии. Фильм, конечно, никого всерьез не обличает: он льстит нам как виду — и так умело, что ему невозможно, не хочется сопротивляться. «Книга» неспроста напоминает о лучшей работе Фаррелли, «Тупом и еще тупее» — тоже дорожной комедии, в которой мужская солидарность и открытость миру торжествовали над ограниченностью и предрассудками, а если и проигрывали, то не обидно.

Тогда, в 90-е, простое, но безотказное духоподъемное кино считалось фирменным блюдом Голливуда в его, скажем так, призовом сегменте, и от него подташнивало. Двадцать лет спустя выясняется, что делать его, в общем, разучились, и редкие удачные попытки теперь вызывают какое-то невероятное умиление — как вот этот фильм Фаррелли. Вдобавок он еще и оказывается почти дословным ремейком «Самолетом, поездом, машиной». Гоните ваши «Оскары».

18 января 2019
10В моей коллекции лучших фильмов моей жизни он займет достойное место!

Как мало последнее время фильмов, которые позволяют видеть рассказанную за два часа историю объемно и цельно, оставляя послевкусие и желание делиться и обсуждать. Это одна из немногих! Она в очередной раз убеждает, что безусловно существуют разные национальности, половая принадлежность, цвет кожи, но люди все-таки делаться только на три вида: хороших, плохих, и тех, кто не знает о себе ничего, и подвержен влиянию какого-то другого, неся их мнение, как знамя!

24 января 2019
9

Потрясающий фильм!!!!! Идти однозначно!! Музыка, актёры, сценарий, юмор - всё шикарно!!! Собираемся с мужем идти второй раз. Ходили на предпремьерный показ.

24 января 2019
9

Боюсь пока читать чужие рецензии на этот фильм, не написав своей собсвенной, так как фильм - чудесный! Затронуты и социальные аспекты и личностные. Два мужчины. Две харизмы. Полнейшие противополжности. Черный и белый, пианист-эстет и итальянец-вышибала из Бронкса. Потребность одного в другом, возникшая от нужды обоих. Далее, уменеие учится друг у друга, даже не смотря на изначально поставленнуюю задачу: одному из них работать на другого в подчинении. У итальяца Тони полное отсутвие субординации с шефом, но ему можно простить все: он прямолинейный, болтун, неотесанный, и мы видим, что при этом он сильный, добрый, любящий муж и отец, милый в душе - жесткий снаружи. Ему нужна работа, надо кормить семью, понимающая жена всегда рядом и любит его. И да, он соглашается пойти работать шофером к человеку, который ему неприятен. И в конце их сложного пути, мы поймем многое, проследим за изменениями и нашего героя и его начальника. Сотрудничество с чернокожим шефом привело главного героя-хулигана-итальянца к любви и гармонии. Фильм о дружбе. Фильм о дикости разделения людей по цвету кожи. Высокое искуство, классическая музыка, которая восхищает всё «высшее» обшество и это общество говорит, что понимает эту музыку и её красоту. Но эту музыку безупречно играет чернокожий пианист! И да, все ждут его концертов, но за одним столом сидеть с ним нельзя, и сортир для него только на улице. Как так?

24 января 2019
9

Классический голливудский фильм, в лучшем смысле этого понятия, справедливо претендующий на большую часть «Оскаров-2018». Практически идеальное, жизнеутверждающее кино, созданное по всем законам драматургии, с блестящей игрой актеров, динамичным сюжетом и настоящим рождественским чудом в финале.
Поднимая в своей картине сложные, неоднозначные, но всегда актуальные вопросы о самоопределении, самопознании и толерантности Питер Фаррелли, хорошо знакомый у нас по легендарной комедии конца прошлого века «Тупой и еще тупее», снял один из лучших фильмов последнего времени, который заставляет не только о много задуматься, но и получить огромное удовольствие от просмотра.

24 января 2019
9

Обязательно идти! Мир станет чище и добрее, если будут выходить подобные фильмы.

24 января 2019
Все отзывы
Читайте также
Что смотреть в автокинотеатрах: «Паразиты», «Зеленая книга», «Поезд в Пусан» и «Джентльмены»
Что смотреть в автокинотеатрах: «Паразиты», «Зеленая книга», «Поезд в Пусан» и «Джентльмены»
6 июля 2020
Фильмы, получавшие «Оскар»: уверены, вы видели не все!
Фильмы, получавшие «Оскар»: уверены, вы видели не все!
26 мая 2020
9 фильмов-лауреатов «Оскара-2019», которые еще можно посмотреть в кино
9
фильмов-лауреатов «Оскара-2019», которые еще можно посмотреть в кино
25 февраля 2019
Кто возьмет «Оскар-2019»? Прогноз Александра Роднянского
Кто возьмет «Оскар-2019»? Прогноз Александра Роднянского
8 февраля 2019