Фильм

Фильм Не в себе

Unsane (2018, США), IMDb: 6.4

Выбор «Афиши»
6.9
6.4
1/30

Щекочущий нервы триллер, снятый на айфон

Большой умница Стивен Содерберг продолжает всячески расширять возможности киноязыка: то снимет интерактивный сериал «Мозаика», то хоррор на айфон. «Не в себе» рассказывает про жертву сталкинга (Клэр Фой из «Короны»), которая оказывается заперта в психушке с тем, кого она считает своим преследователем. Содерберг искусно щекочет нервы зрителей, заставляя их сомневаться во всем, — но стоило ли ожидать чего-то другого от одного из лучших режиссеров современности?

СтранаСША
Продолжительность1 час 38 минут
Дата выхода21 февраля 2018
Дата выхода в России29 марта 2018
Возрастное ограничение18+

Рецензия «Афиши» на фильм «Не в себе»

7Медицинский триллер, снятый на айфон

Молодая женщина с роскошным именем Сойер Валентини (Клэр Фой) делает карьеру в финансовой организации, торопливо обедает на скамейке, встречается в барах с мужчинами из «Тиндера» и регулярно звонит маме (Эми Ирвинг). Кроме того, у нее шалят нервишки, и после одного срыва Сойер решает забежать на консультацию в психиатрическую больницу неподалеку. Выясняется, что в родном Бостоне ее преследовал влюбленный псих по имени Дэвид (Джошуа Леонард): она из-за этого переехала в другой город, но все равно беспокоится. Доктор, сочувственно покивав и поинтересовавшись, не бывает ли у нее мыслей о самоубийстве, звонит санитарам, и вскоре Сойер, не обращая внимания на ее протесты, проводят в палату. Там с ней лежат более (Джей Фэроу) или менее (Джуно Темпл) приятные люди, но самое ужасное, что один из санитаров, по утверждению Сойер, — тот самый Дэвид.

Это фильм, целиком снятый на седьмой айфон — точнее, на несколько айфонов с дополнительными объективами, но это уже детали. И это не первый подобный опыт — из нашумевших сразу вспоминается «Мандарин» Шона Бейкера, — но первый, который вы можете посмотреть в мультиплексе. Стивен Содерберг, формалист и технарь, всегда любил играть с форматами, хотя и не всегда успешно: когда в начале нулевых он снял «Во всей красе» на любительскую цифровую камеру, даже сочувствующие критики недоуменно пожимали плечами. Сегодня реакция куда более позитивная: в этом определенно что-то есть, а если и нет, то энтузиазм Содерберга заразителен, и в трудную минуту его выручает самоирония. «Не в себе» — эксперимент, но ни в коем случае не манифест.

Здесь демонстративно пустячный, а главное, старомодный (несмотря на актуальную тему харассмента) материал: больница, из которой не выйти, всемогущий маньяк-преследователь, протагонист, чье психическое здоровье — а значит, и веру собственным глазам — мы вынуждены подвергать сомнению. Мотивы с богатой историей, с традицией в первую очередь в кинематографе категории «Б». И ультрасовременный авторский взгляд — через телефон, выпущенный полтора года назад.

Свобода, которую дает такой метод съемки (Содерберг, сам, как обычно, работавший оператором, уложился чуть ли не в десять дней), способна опьянить. Производители профессиональных камер еще долго могут не беспокоиться, но для определенного рода картин это вполне реальное решение. И речь не обязательно про микробюджетные хорроры, как бы снятые жертвами, или про посиделки на кухне. «Не в себе» — нормальный жанровый фильм, который вполне можно было сделать традиционным способом (другой вопрос, наверное, зачем).

Задача Содерберга — не в том, чтобы задешево сымитировать обычное кино, а в том, чтобы исследовать новые возможности. Он с удовольствием использует неестественные ракурсы, прикрепляет широкоугольный объектив «рыбий глаз», искажающий пространство, когда можно, просто ставит телефон на стол, как порой делаем мы все. Из доступных спецэффектов — многократная экспозиция и нехитрые игры с цветом. Трудно (пока) представить костюмную мелодраму, снятую таким образом, но в триллере про психушку это работает забавно и местами чрезвычайно эффективно.

Предмет фильма — одержимость, с одной стороны, и паранойя (неважно, насколько оправданная), с другой. «Дар страха», как называется психологический бестселлер, который дарит героине один известный артист, мелькающий в эпизоде. И айфон — идеальный медиум для этих состояний. Проводник индивидуальной, шершавой тревоги, которая всегда с тобой, в кармане. Из-за странных углов и слабого освещения даже в повседневном появляется что-то зловещее, и пустынные, неинтересные коридоры больницы, напоминающей не лечебное заведение, а добротную недорогую гостиницу (которой она в некотором роде здесь и является), выглядят страшнее, чем обитая войлоком палата. Собственно, это можно сказать и про офис в начале фильма, который там появляется, конечно, неспроста. Смутная угроза исходит от коллег, от гнусного, хотя наверняка безобидного, начальника, от самого искривленного пространства.

В таланте Содерберга есть что-то по-медицински прохладное, но он человек, тонко чувствующий, и даже этот фильм, в меру увлекательный, местами вынужденно глуповатый и не самый, наверное, значительный, — все же больше, чем просто техническое упражнение. Взяв в руки телефон, режиссер окончательно спускается к зрителю, встает с ним вровень — и это принципиально новая позиция, которую еще предстоит осмыслить. Рядом с Содербергом постоять в любом случае приятно.

29 марта 2018
1

Все что можно сказать хорошего об этом проходном фильме снятом на Айфон Содерберга за 10 дней и всего за миллион долларов - что это фильм снят и смонтирован на Айфоне и в нем на минуту появляется Мет Деймон. Все остальное абсолютно вторичная, вялая, совершенно предсказуемая история с нелепым сталкером, который просто смешон. Из 8 человек в зале досидел до конца сеанса только я один, думая что в финала будет твист. Но не дождался ничего кроме полной банальщины. Ни в коем случае на идёте на эту дрянь в кино.

31 марта 2018
1

пустой, бессмысленный фильм, 2 часа жизни потрачены в пустую. не вызвал ни одного чувства ни страха, ни напряжения, ничего - НОЛЬ!

31 марта 2018
9

Отличный фильм (для своего жанра)! Один из немногих в последнее время имеющий сюжет и не перегруженный компьютерной графикой. Очень хороша главная героиня в своей роли. По ходу фильма проникаешься симпатией к персонажам. Рекомендую любителям психологических триллеров.

29 марта 2018
9

Очень хрроший фильм! Советую для просмотра! Неплохой состав актеров, снято хорошо ( учитывая, что снимали на телефон) ,сюжет захватывающий, интересный.

31 марта 2018
1

Пустая трата времени...
Досидела до конца фильма с мыслью: "За что отдала деньги?" И все же не нашла ответ на этот вопрос.
Половина зала не досмотрели даже середину фильма и ушли, а вторая не понимала что происходит.
Где там ужасы, понятия не имею, да и вообще не понимаю как этот фильм вышел в прокат.
В общем, один из самых скучных и депрессивных фильмов из всех, что видела
!!!НЕ СОВЕТУЮ!!!

29 марта 2018
Все отзывы
Читайте также
Захватывающие хорроры и триллеры, снятые с помощью гаджетов и лэптопов
Захватывающие хорроры и триллеры, снятые с помощью гаджетов и лэптопов
Захватывающие хорроры и триллеры, снятые с помощью гаджетов и лэптопов
Лучшие фильмы 2018 года
Лучшие фильмы 2018 года
Лучшие фильмы 2018 года
Лучшие хорроры 2018 года
Лучшие хорроры 2018 года
Лучшие хорроры 2018 года
35 лучших фильмов за полгода
35
лучших фильмов за полгода
35 лучших фильмов за полгода
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость