Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Мешок без дна»

(2017, Россия)
6.3
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Мешок без дна — трейлер

Смотреть трейлер
  • 18+ 1 час 45 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Сказка Рустама Хамдамова по японской классике

Сказочный долгострой одного из самых загадочных российских режиссеров Рустама Хамдамова, с которым любит работать Рената Литвинова, Андрей Кончаловский и другие видные кинематографисты. Начиная с потери оригинала его студенческой работы «В горах мое сердце», на каждом его фильме всегда что-то идет не так: дебют по сценарию Кончаловского свернули и пересняли в виде «Рабы любви» Михалкова, «Анну Карамазофф» арестовал продюсер, «Вокальные параллели» снимали девять лет. «Мешок без дна» тоже долго и многострадально не могли довести до финальной версии. Между тем Хамдамов — наш хтонический Дэвид Линч, не режиссер, а скорее художник с мощным визуальным стилем, который вместо духов из Черного вигвама похожим образом работает с русским инфернальным пространством. Лента «Мешок без дна» (изначально называлась «Яхонты. Убийство») выглядит так, как если бы Дэвид Линч переснял сказку «Морозко»: дети-грибы, убийство цесаревича, зло в лесной чащи, сцены, вызывающие недоумение и трепет. Лучшего трипа в похмельный январский день и не придумаешь.

Режиссер фильма «Мешок без дна»

Отзывы пользователей о фильме «Мешок без дна»

Фото Сергей Горский
отзывы:
26
оценок:
28
рейтинг:
155
9

Где тонко, там и рвётся. А ткань реальности так истончилась, что чтица, фрейлина царского двора, без труда проткнёт её буратиньим носом, свёрнутым из старой нечитаной газеты. И мы тут же, в одну монтажную склейку, перенесёмся из декадентского XIX века, где бомбисты взрывают великих княгинь, в древнерусское кватроченто (которого никогда не было) – из посюстороннего мира княжеского дворца в чащу зачарованного леса, где братья грибы ограбили мертвеца и сказочно (как же иначе?) разбогатели. Тот царевич был убит: то ли расстрелян из лука, то ли зарублен – то ли собственным мечом, то ли разбойничьим, а может, умер от горя. Его царевна не то была изнасилована, не то сама отдалась, не то утопилась, не то вознеслась. А единственный свидетель – мишка косолапый, но он никому ничего не скажет.

Это – «Мешок без дна», долгожданный фильм Рустама Хамдамова; описывать его сюжет – столь же бесплодный труд, как пересказывать стихи или живопись или сон; но в общих чертах так: героиня Светланы Немоляевой – фрейлина, сказочница, ворожея, стройная станом, тонконогая, в зрелищном платье с турнюром – приглашена ко двору великого князя, тяжело переживающего гибель матери, чтобы своим искусством – то мистической сказкой о свершившемся в лесу преступлении на почве любви, то метафизическим анекдотом – заболтать князеву боль от утраты.

Хамдамов не устаёт повторять, что в искусстве всегда форма рождает содержание. В «Мешке без дна» форма совершенна – это какое-то невиданное, небывалой красоты кино, то самое, из золотого века, великое чёрно-белое, где лица актрис сияют, как жемчуг (как сияли у Гарбо, Дитрих, Орловой), актёры актёрствуют, не говорят бытовыми голосами, а свет и тень ведут такую эффектную игру, будто холст экрана – сплошь смарагды да яхонты. Это очень изобретательно придуманная картина, где много тайны и почти нет разгадок, где царит томящая чувственность, и горечь утраты, и мучительное раскаяние, и ощущение близкого слома эпохи, и есть юмор, и высокий наив; где во всём видно мастерство и вкус к кинематографическому аттракциону. Но главное – картина полна незабываемых поэтических (иногда – сюрреалистических) образов; честно, я не знаю другого фильма с таким обилием красоты.

Никто никогда не снимал так лес. У Хамдамова он ошеломляющий – как всё здесь, чёрный, солнечный, будто с гравюр Шишкина – мшистая разлапистая чащоба, пронизанная светом и сквозистой тенью, колеблемая ветрами, таинственная, почти не страшная, где царевич умирает смертью Святого Себастьяна с ренессансных картин, и в озере дрейфует голова разбойника с краденым мечом на челе, и царевна-лебедь воспарила в лодке без дна, и, вполнеба, точно НЛО, стоят в воздухе чёрные воздушные шары раскаяния. А великокняжеский дворец весь рассыпается хрусталём; взгляд камеры блуждает по его закоулкам, любуется обветшалой красотой перегруженных убранством комнат, и газовыми лампами, и сиротливо нерасчехлённой мебелью, и частоколом опустошённых бутылок, что жмутся друг к другу, как герои пьес Чехова, и затянутыми в корсеты силуэтами прислуги, что устроят дуэль на венских стульях. Последний раз нечто подобное мы видели не то прошлым летом в Мариенбаде, не то на бульваре Сансет. И никто никогда не снимал так секс: гипнотически долгая сцена любви ближе к концу фильма так мучительно красива, что, увидев однажды, забыть её нельзя.

И если форма рождает содержание, то чем совершенней форма, тем сложнее содержание. В этом фильме повествовательная техника, торжественно неспешная, чем дальше, тем искуснее путает зрителя, и требуется определённое усилие, чтобы понять, о чём вся эта красота. Расстрел царевича в лесу – это, очевидно, история о прекрасной дореволюционной России, что пала навеки, но не только. Лесная сказка, в которой неясно, что произошло, и все видели разное – это ещё и грандиозная метафора краха любовных отношений. Потому что, когда ломается любовь, то уже невозможно разобраться, что случилось и кто виноват, и оба обвиняют друг друга, и каждый винит себя, а со стороны всё выглядит совсем непонятно, и все несчастливы и мучают друг друга, и никто не прав, и ничего уже не исправишь. Ровно это и происходит на экране – и когда ты понимаешь эту центральную метафору, то всё встаёт на свои места, а история оказывается кристально ясной и очень личной: это фильм о предательстве в любви, о смерти матери (и вместе с ней о безвозвратной утрате рая – той невинности, что была у нас в детстве), о старом мире, что скоро будет выметен прочь, и о непостижимой целительной силе искусства, которое всё – ложь, игра и тайна (но эти грёзы нам милее действительности) и которое одно только и способно защитить нас от жизни и утешить страх смерти.

Эти темы как по нотам разыграны актёрами, и все они дивно хороши: и герои сказки, и люди дворца, и деловитая княжна Анны Михалковой с прекрасным, как поле, лицом и ироничной чёлкой, и старая ведьма в исполнении великой клоунессы Аллы Демидовой, и вельможный князь Сергея Колтакова, что любил русалку, да так и не женился, и, конечно, придворная сказочница Светланы Немоляевой. В актрисе, которой часто доставались вторые роли (то жены Гуськова, то крашеной блондинки в жутких розочках, вечно с авоськами ходит), Хамдамов разглядел звезду масштаба великой Бетт Дэвис, женщину в боа, чистый Голливуд. Он нарядил её царственной красавицей fin de siècle и подарил эту большую роль – пожалуй, лучшую в её кинокарьере – с пронзительной финальной кодой: чтица откроет князю тайны земного рая, но сама так расчувствуется, что сбежит из дворца, в сад, под падающий снег – а ты, сдерживая закипающие у края глаз слёзы, вдруг ясно понимаешь, сколько надежды и какое великое утешение дарит раненому сердцу искусство.

9
Фото Anton Nazarov
отзывы:
3
оценок:
73
рейтинг:
4
10
Самый красивый и поэтичный фильм за последнее время

Настолько прекрасный фильм по картинке и звуку, что становится не важен сюжет и роли актеров, просто сидишь и наслаждаешься моментом

4
Фото Александр  Савельев
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
54
9

Нет слов почти. Вышел из кинотеатра, как бездонным мешком по голове ударенный. Потому что это - совершенное воплощение Кинематографа, это магия настоящего чёрно-белого, это такое кино, о котором и не мечтаешь даже, настолько это невозможно хорошо.
Это магия, правда. Совершенно не представляешь, как можно ТАК придумать, ТАК снять, ТАК записать звук.
Главный герой тут - свет. Он сочится, искрится, растекается, живёт постоянно в кадре, и можно сделать стоп-кадр вслепую, на любом месте, и вы получите хорошую фотографию. Фотографам - смотреть просто обязательно.

Я обычно хлопаю, если кино понравилось. Но тут больше, чем просто понравилось. На титрах в зале никто не ушёл, но и когда прошёл последний титр - не было импульса аплодировать. Мы сидели, как загипнотизированные рыбы, слишком оглушённые, чтобы хлопать.

Ни один фильм за последние двадцать лет не нравился мне так. Двадцать лет назад это был "Мертвец" Джармуша. И пожалуй, это можно использовать, как референс - рискну сказать, что если "Мертвец" вам нравится, то и "Мешок без дна" - тоже ваш.

Спасибо всем, кто причастен к фильму.

4
Фото viesel.livejournal.com
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
4
9

Такое ощущение, что Рустам Хамдамов решил сразиться с Акиро Куросавой на его территории. И не проиграл.

2
Фото Serge Schwander
отзывы:
123
оценок:
128
рейтинг:
493
9


Фильм-притча. Фантазия, в которой каждый увидит что-то своё, отличающее от мнения других. Даже читая русские сказки, кажущиеся понятными любому, все видят свой смысл. Знак, видимый только читателю. Так и в фильме, смотришь - словно на экране лес, по которому ты часто гуляешь. А в героях ты волей-неволей наблюдаешь черты себя. У всех нас есть свобода выбора. Быть разбойником или сказочным Принцем. Хотя, на худой конец можно остаться просто грибом, наслаждающимся йогой на лесной поляне.
Фильм-раздумье. О жизни. О своем пути, и поиске истины. Истины в вине. Или в написании книги на листках, которую захочется прочесть вслух необычному человеку.
Сегодня второй день проката. Не видел выходящих из кинозала зрителей, которых он бы не погрузил в мысли-рассуждения. Равнодушных точно нет. А понравится он - или нет ? Дак и сказки не всем нравятся.

2

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией Reflexion Films

Фильм создан по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». История происходит во время правления русского императора Александра II. Фрейлина княжеского дворца рассказывает князю сказку, которая происходит в прошлом, повествующую о мистическом убийстве царевича в лесу. Участники истории — свидетели этого преступления — рассказывают разные версии этого происшествия, которые отличаются от того, что на самом деле произошло.