Поручик, генеральский сын и молодой либерал Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов) знакомится с писателем и прогрессивным дворянином Львом Толстым (Евгений Харитонов), а также его женой Софьей Андреевной (Ирина Горбачева). Гостя у них в Ясной Поляне, он напитывается там гуманистическими идеями — и поэтому, когда в результате сложносочиненной интриги подставленный военный писарь Василий Шабунин (Филипп Гуревич) ударяет офицера, на его защиту встают поручик, а затем и сам граф Толстой. Основанное на реальных событиях (консультантом выступил историк литературы Павел Басинский) и озвученное музыкой Василия «Басты» Вакуленко авторское высказывание Авдотьи Смирновой и ее сценаристки Анны Пармас в защиту несправедливо обвиненных (и потому особенно актуальное на фоне ситуаций с Кириллом Серебренниковым и Олегом Сенцовым). Сразу стоит оговориться: «История одного назначения» не шедевр, но это неглупая, увлекательно написанная (особенно, когда начинаются судебные прения), похожая в своем правозащитном пафосе на сериал «Однажды ночью» костюмная драма — и, что особенно важно, кино как акт подлинного гуманизма, своевременно напоминающее о ценности человеческой жизни.
Драма |
12+ |
Авдотья Смирнова |
8 июня 2018 |
6 сентября 2018 |
1 час 52 минуты |
vk.com |
Середина 1860-х годов. Поручик и кутила Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов), повздорив с отцом-генералом (Андрей Смирнов) из-за того, что до смерти напоил слона шампанским, отбывает в действующую армию в Тульскую губернию. В поезде он знакомится с графом Львом Толстым — уже знаменитым писателем, атлетом и помещиком с эксцентричными идеями (заработать на японских свиньях! закупить аргентинское гуано! открыть свою школу!). Прибыв в роту, Колокольцев обнаруживает пьянство, муштру и произвол — полную, словом, противоположность курсу на модернизацию, который объявил министр Милютин. Особенное сочувствие у офицера вызывает штабной писарь и бастард Василий Шабунин (Филипп Гуревич), под страхом расправы помогающий начальству воровать на провианте. Однажды у последнего не выдерживают нервы, и в ответ на несправедливые обвинения он бьет по лицу капитана Яцевича (Лукаш Симлят). Теперь Шабунину грозит казнь: защищать его берется Толстой (у которого имя и тетушка-фрейлина у государя), а судить — робеющий отца Колокольцев.
Это не самый очевидный эпизод из довольно богатой на приключения биографии классика (интересно было бы посмотреть кино про его службу на Кавказе, опрощение, не говоря уже о разрыве с РПЦ и уходе из дома), но это и не фильм про то, как сочинялась «Война и мир». Точнее, не только про это: сделав писателя и его семью героями маргиналий, Смирнова и соавторы (биограф сразу двух Львов Толстых Павел Басинский и сценаристка Анна Пармас) перекодируют не менее значительный миф.
Первые полтора десятилетия царствования Александра II принято называть эпохой великих реформ: освобождение крестьян, появление земств, адвокатов и судов присяжных — беспрецедентная для России XIX века череда инноваций, которая сопровождалась полным общественным одобрением. Беспрецедентная и, по Смирновой, совершенно бесполезная: какие же из тупиц, пьяниц и солдафонов могут быть агенты преобразований.
Ну да, снова «народ не тот»: ты им про культуру и достоинство, а они вчетвером пинают беззащитного, поджигают баню, чтобы пощупать голых пейзанок, и морят голодом черных, по полтиннику за штуку, заморских поросят. На дистанции убедительнее звучат голоса максим-максимычей вроде прапорщика Стасюлевича: с этими надо построже, пусть лучше тянут носок, зубрят устав и колют штыками набитые сеном куклы.
Центральная коллизия «Истории» понятным образом рифмуется с новостной лентой: после шумной премьеры на «Кинотавре» (приз за лучший сценарий) картину поставили в правозащитный контекст; режиссер и сама выступила в поддержку Олега Сенцова и Кирилла Серебренникова. За «современное» в фильме отвечает не только острый сюжет: оператор Максим Осадчий продолжает работать в «постникербокеровской» традиции, снимая про уродов и людей откуда-то с уровня талии; за звук отвечает целый Баста.
А что Толстой? Харитонов дает сосредоточенного на себе невротика, у которого при этом за всех — от лошадей до неграмотных крестьянских детей — болит сердце, пока жена (Софью Андреевну в привычной манере играет Ирина Горбачева) не может найти себе места от скуки и ревности. Похоже, их брак агонизировал с самого начала: Толстой еще не прячет от жены дневник в сапоге, но спят они уже в разных комнатах. Страшно представить, что начнется в этом доме, когда детей, просителей и фанатов станет больше, а граф откажется от авторских прав, станет точить сапоги и пойдет за плугом.
Главное, однако, превращение происходит с Колокольцевым. Это типичный герой зрелого Толстого — блестящий молодой человек, который начинает подозревать, что жизнь вообще не курорт (см. «Отец Сергий»). Он хочет изменить систему изнутри, расширить пространство свободы, доверять и просвещать, а потом пасует, примиряется, продается. Или, как говорят пожилые генералы с бакенбардами и золотыми погонами, взрослеет.
Ближе к концу прямолинейная, чтобы не сказать плакатная «История одного назначения» становится — и это в ней, пожалуй, самое ценное — фильмом о сдвиге, отрыве, распаде. Из 1866-го и близко не проглядывает никакой 1917-й, но риторика осажденной «полячишками» и другими врагами крепости, которая стоит из последних сил, активизируется и в эти вроде бы благополучные годы. Стилистически, на уровне прокурорских речей (в профиль артист, играющий государственного обвинителя, страшно похож на пропагандиста Мамонтова; кажется, так и задумано) и задушевных бесед с либеральствующими полковниками, перереформенная Россия так же отвратительна, как и Россия деспотичная. Бюстик Вольтера обязательно столкнет деревенских петух, а всякое общественно полезное начинание непременно увязнет в гуано.
Безнадежность «комильфотного», с салфеткой за воротником, бунта, неизменность каких-то базовых понятий местной жизни, власть хтони, — Смирнова не верит ни в закон (он плох и несправедлив), ни в монаршую милость (престол тут общается отписками), но сохраняет все-таки некоторую надежду на индивидуальный жест, неспокойную совесть и частное мужество. В этом смысле «История» похожа на позапрошлогоднего «Дуэлянта», действие которого разворачивается в то же примерно время, но в столице: на свете правды нет, царство небесное силою берется, никогда и ничего не просите — или, во всяком случае, не надейтесь на то, что ваши хлопоты смогут на что-то повлиять.
Это мир глухого, черно-белого отчаяния, вовсе лишенный полутонов — а может, только из градиента серого и состоящий. Те, кто умеет, напишут об этом великую прозу, как Толстой. Остальным — кого не пронять беспомощным чихом и чужой, в пропасть ухнувшей судьбой — лучше глядеть в телескоп.
Неожиданно отлично.
И, кроме того, отмечу алгоритм расчета средней оценки на Афише - не поленился, посчитал сам. Всего опубликовано (на момент) 10 оценок, из них по одной "10" и "4", остальные - "9". Средняя Афиши - "6". Это что за ЛАЖА?
Фильм отличный. Игра актеров на высоте. Снято, на мой взгляд, качественно и очень «антуражно». Горбачеву обожаю! Больше бы такого кино, где профессионализм всей сьемочной группы отлаженно делает «бодрую» вещь! Иначе надоело смотреть на весь этот попсовый бездарный кинематограф, что занимает 80% всех кинозалов страны.
Аудитория мне кажется 25+. Может и молодежи будут интересно, но вряд ли сделают выводы))
1) Фильм начинается как кинокомедия (поросята, гуано), заканчивается как трэш (расстрелы и утопления). Ну прям: (с) Сначала танцы, потом аресты...
2) Абсурдные поступки героев: Колокольцев. Целует чуть ли не в засос солдатика и тут же отправляет его на казнь. Типа, папенька приехал, надо соответствовать. Какой бред!
3) Раздавленный системой циник-конформист-прапорщик, почему-то неожиданно прет против системы, выступает против против казни, затем как ни в чем не бывало командует расстрелом, в итоге - тупо топица (очередной разворот на 180°).
4) Убиенный солдатик то тихий и забитый утырок, то бъет офицеру по мордасам на ровном месте. То у него ни родных и близких, то - толпа плакальщиц и целый митинг после смерти.
5) Авторы в принципе не понимают природы взаимоотношений в армии. Отчитывать командира в присутствии подчиненных запрещено. Тявкать младшему офицеру против вышестоящего командира - вообще за гранью. Все офицеры в армии как камешки на берегу моря, все обтесанны до нужной формы. Если кто-то не обтесывется - вылетает ещё на ранних стадиях, со свистом.
6) Тема секса не раскрыта. Ну начали роман главного героя с сеструхой, так продолжайте. Бессмысленный эпизод с бабскими телами в бане не в счет.
7) Повеселила тема обучение солдатиков грамоте и прочим "премудростям" вместо боевой подготовки.
8) Основные херои весь фильм квасят. Это художественный прием такой?
9) Великий классик в молодости был б-ааа-льшой гуляка, бухарь и трахарь. Исторический факт.
10) Более-менее цельные, последовательные образы (без нелепых метаний): сам Толстой, командир-полка, командир-роты-поляк, фельфебель-ворюга. Хотя фельфебель командует строем как гражданский пионерским отрядом.)))