Киноафиша Москвы

Фильм «По ту сторону надежды»

Toivon tuolla puolen (2017, Финляндия, Германия)
6.0
оценить
0:00 / 0:00
0:00

По ту сторону надежды (без перевода)

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 40 минут
  • жанр
    Трагикомедия
  • Дата выхода в России:

Гуманистическое кино Аки Каурисмяки про беженца

Меланхоличная (как, впрочем, и всегда) комедия финского гения Аки Каурисмяки про сирийского беженца, который на окраине Хельсинки находит приют в ресторане «Золотая пинта». Кино как акт подлинного гуманизма, отмеченное призом за лучшую режиссуру на Берлинском фестивале 2017 года.

Режиссер фильма «По ту сторону надежды»

61 год Фильмов: 23

Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям.

Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1176
оценок:
807
рейтинг:
18262
9

Возможно, последний шедевр Аки Каурисмяки

Калед (Шерван Хаджи), молодой механик, бежавший из Сирии, приплывает на грузовом судне в Хельсинки и отправляется в полицию сдаваться и просить убежища; его главная задача — разыскать сестру, которая потерялась во время их похода через Европу. Вальдемар (Сакари Куосманен), пожилой финский джентльмен, уходит от жены, бросает торговлю рубашками и на внезапно образовавшиеся нетрудовые доходы покупает в меру омерзительную пивную «Золотая пинта», в нагрузку к которой прилагаются трое не слишком компетентных сотрудников.

Хельсинки — город маленький, и траектории героев фильма иногда будут случайно пересекаться; порой это к лучшему, порой и наоборот. Кроме того, Хельсинки — это, разумеется, порт. Считалось, что «По ту сторону надежды» станет второй частью «портовой трилогии» Каурисмяки, вслед за «Гавром», но теперь непонятно, будет ли трилогия закончена: прошлой зимой режиссер объявил об уходе из кино — не впервые, впрочем. Так или иначе, выход к морю имеет здесь не только практическое, но и символическое значение. Морем (как именно — стоит увидеть) прибывает в Финляндию герой-сириец, а потом и еще кое-кто. Вода — кровеносная система, соединяющая все уголки мира, она, даже если формально это не так, стирает границы, и именно об этом идеалистическая трилогия — или дилогия — Каурисмяки: о том, что вопреки всему планета может оставаться общим домом — особенно для тех, у кого настоящего дома по той или иной причине нет.

На экране фирменное финское безвременье: уже тридцать лет в фильмах Каурисмяки стоят то ли семидесятые, то ли пятидесятые, и режиссер тщательно следит, чтобы современность по возможности не портила восхитительные костюмы, прически, автомобили и музыкальные пристрастия его героев. Мобильный телефон, необходимый для развития сюжета, здесь торжественно передают из рук в руки, а ноутбук с каким-то навороченным принтером камера изучает осторожно, как экзотическое животное. При этом по телевизору бомбят Алеппо, и вдруг оказывается, что, вообще-то, режиссера актуальнее еще поискать.

Каурисмяки мог бы всю жизнь просидеть за угловым столиком с кружкой пива и сигаретой, рассматривая печальных, помятых, сильно пьющих соотечественников. Но его обостренное чувство социальной справедливости, как выяснилось, задевают не только уволенные с соседней фабрики пролетарии. Каурисмяки, один из символов своей страны, не раз находивший Финляндию во Франции, вновь доказывает, что подлинно интернациональным может быть как раз национально окрашенное искусство. Этот мир кажется герметичным, но он открыт чужим горестям. Немногословность, стоицизм, чувство собственного достоинства, дурные привычки не нуждаются в паспортах.

Нет никаких причин изменять себе (тем более если фильм и правда последний): все режиссерские слабости на месте. Задушевное финское рокабилли, выход Кати Оутинен, собачка, коллизия с рестораном в духе «Вдаль уплывают облака», немного откровенной комедии. Патриот Каурисмяки крайне скептически относится к финской бюрократии — помимо иммиграционных служб и полиции тут фигурирует, например, Финпотребнадзор. И трезво смотрит на вещи: время от времени из-за угла появляются скинхеды и набрасываются на главного героя. Но главным образом его занимает, конечно, не это, а естественная солидарность маленьких людей, сдержанная, но искренняя эмпатия, на которой из последних сил держится все: кинематограф Аки Каурисмяки, истерзанный войнами мир, Хельсинки как самый парадоксальный центр этого мира.

2

Отзывы пользователей о фильме «По ту сторону надежды»

Фото Yuri Jakor
отзывы:
126
оценок:
1030
рейтинг:
79
9
Фильм великого финского режиссера про простых людей. И финнов и сирийцев.

Халед только что приплыл в Финляндии на судне с углем. Он беженец из Сирии, который потерял при бомбардировке всю свою семью кроме сестры Мириам, сестру он в буквальном смысле потерял на одной из многочисленных границ в Восточной Европе. Сутолока, толчея при незаконном переходе границы и вот уже сестра исчезла. Но Халед хочет остаться в гостеприимной Финляндии, ведь здесь так хорошо играют рокабилли и в общем скорее добры и гостеприимны. Не считая отдельных скинхедов, которые в Хельсинки, впрочем, тоже имеются. Впрочем, они кажется считают, что уроженец Сирии - еврей.
А в это время уже сильно немолодой Вальдемар уходит от жены, бросает бизнес по продаже рубашек и покупает потасканную пивную «Золотая пинта» к которой прилагаются трое не менее потасканных сотрудников.
Понятно, что однажды их пути пересекутся и Вальдемар начнет помогать Халеду. Без всяких объяснений, которые, впрочем, нормальному человеку и не нужны…
Аки Каурисмяки - человек с лицом и темпераментом обычного финна, владелец собственной пивной, которая выглядит как любая из сотен захолустных пивных (в России я бы там пиво пить не стал, страшно отравиться). Он действительно любит свою страну и свой народ и несладком доверяют своим чиновникам, он симпатизирует слабым. А еще он великий режиссер, кадры из «по ту сторону надежды» нужно разбирать на скриншоты и на их основе учить как надо снимать. Думаю, что никто из современных художников настолько не любит маленького, простого человека как Каурисмяки. И этот фильм не исключение, ни одного лишнего предмета в кадре и ни одного лишнего кадра. Одна грустная улыбка и любовь к ближнему своему и к дальнему!

0
Фото Мэтью Филъ
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
2
9

сильное кино выдающегося режиссера. кино как великое озеро - спокойное , глубокое и пропитано естественностью жизни.

0
Фото Дмитрий Алекперов
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
1
9

Типичный фильм Аки Каурисмяки. фирменные диалоги, много юмора, немного рока, предметы из разных эпох, линия морали, которая прослеживается во всём фильме. Несмотря на то, что беженец из Сирии - это показано максимально аккуратно. И конечно отзывчивые простые финские люди - только непонятно, почему тогда в каждом фильме все так хотят покинуть Финляндию.

рекомендую к просмотру.

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Русский репортаж»

Где-то на окраине «асфальтовых джунглей» Хельсинки судьба сводит честного малого Каледа, потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрема, вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки. Меланхоличный Викстрем и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого. Пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением.