Недавно повышенный с должности убийцы до агента с двумя нулями, некто Бонд (Крейг) едет на покерный турнир для миллиардеров, чтоб обыграть казначея террористического синдиката (Миккельсен). 21-й по счету «Бонд» предпринимает отважную попытку перезапуст ить всю эту историю в антиглянцевом реалистическом ключе. Тут нет Кью и Манипенни, фирменная музыка звучит лишь в самом конце. В роли Бонда — очень хороший и довольно некрасивый артист Крейг («Любовь — это дьявол», «Слоеный торт»), бонд-герл — французская богиня Ева Грин, сценарий полировал сценарист «Малышки на миллион» Хэггис.
Боевик, Приключение, Триллер |
12+ |
Мартин Кэмпбелл |
14 ноября 2006 |
16 ноября 2006 |
2 часа 19 минут |
Совершив в Праге двойное убийство — одно с применением раковины, — молодой британский агент Джеймс Бонд (Крейг) зарабатывает два нуля: отныне он может уничтожать врагов короны, не задумываясь о последствиях. Чем он и начинает заниматься с плохо скрываемым удовольствием. Цепь трупов на разных континентах и слово «эллипс» выводят шпиона на террористическую организацию, и начальство МИ-6, в легком шоке от резвости своего сотрудника, все же поручает ему первое ответственное задание. 007 отправляется в Черногорию, где на покерном турнире должен обыграть террористического казначея по имени Ле Шиффр (Миккельсен), который никогда не проигрывает, но иногда плачет кровью. Вместе с Бондом едет барышня Веспер Линд (Грин) — приглядывать за его расходами и разбивать его сердце.
Опасения многочисленных недоброжелателей актера Крейга оправдались на 110 процентов: «Казино» — будучи лучшей серией бондианы со времен … (добавить по вкусу) — оставило от бондовского канона рожки да ножки. Мартин Кэмпбелл в середине 90-х проделал схожий маневр в «Золотом глазе» — представив миру Пирса Броснана, сменив пол М и превратив умирающую английскую франшизу в глобалистское мегабюджетное экшен-шапито с шутками. Теперь тот же Кэпмбелл перевернул страницу — шутки в сторону. Забыт Кью, забыта Манипенни, на финальные титры оставлена тема Джона Барри, «астон-мартин» — по минимуму, гаджеты — чуть-чуть. Когда официант, получив заказ на водку с мартини, от имени всех кинозрителей вселенной заглядывает Бонду в глаза — смешать или взболтать? — взмыленный агент бросает: «Да все равно».
Но это все цветочки - главные, необратимые изменения произошли с самим Бондом. Бонд перестал быть джентльменом. Из слегка циничного пижона, элегантно стареющего аристократа холодной войны, 007 превратился в эгоманьяка с лицензией на убийство, в сволочь с путинским профилем, в молодого волка, который, получив разрешение устранить злодея, интересуется, убить ли его просто или чтобы другим было неповадно. Который оставляет уже разложенную на полу красотку, чтобы отправиться по делам службы. Который некрасиво потеет и блюет. Которого в течение пяти минут бьют, прошу прощения, по яйцам — можно было в страшном сне представить себе что-то подобное с Коннери ли, с Броснаном ли?
Обновленный Джеймс Бонд оказался скорее Джейсоном Борном — персонажем не романтическим, но трагическим, выскочкой с комплексами, шпионом, который подставил сам себя. То, что ему все-таки удается заарканить очаровательную, хотя и неформатную, прямо скажем, девушку Грин (которая появляется ближе к середине фильма со словами «Я ваш кошелек»), смотрится некоторым компромиссом со стороны авторов — зато единственным, кажется, на всю картину.
Первый бондовский роман Флеминга уже однажды экранизировался — сорок лет назад, в виде преглупой пародии (достаточно сказать, что в финале появлялся молодой Вуди Аллен), — однако удар, который наносит по мифологии 007 новое «Казино», несравнимо больнее. На Бонда впервые отважились посмотреть всерьез — и зрелище оказалось не из приятных. Но какое зрелище!