Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Ариэль

Ariel, Финляндия, 1988
О фильме
  • Ариэль – афиша
  • Ариэль – афиша
  • Ариэль – афиша
  • Ариэль – афиша
Мелодрама, Криминальный
Аки Каурисмяки
21 октября 1988
1 час 13 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Аки Каурисмяки

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
2 марта 2011

Вторая по счету картина в так называемой «Трилогии неудачников», как сам Каурисмяки называет троицу фильмов «Тени в Раю» - «Ариэль» - «Девушка со спичечной фабрики» тематически, эмоционально и стилистически построенных по схожим формам. Как и в «Тенях в раю», главными героями картины «Ариэль» является романтическая пара с дна общества.

Таисто (Туро Паяла) работал раньше на севере страны, но после того, как рудник закрыли как убыточный, он решает снять все деньги, что у него есть, залезть в кадилак с открытым верхом (Таисто никак не найдет, где поднимается крыша у машины, что доставляет ряд неудобств, учитывая лютые морозы) и отправиться прямиком на юг. Впрочем, далеко уехать не получается – на одной из заправок по пути к цели его грабят и оставляют лишь только радио и машину, поэтому планы на жизнь приходится поменять и постараться выжить в первом попавшемся городке, ночуя где придется, перекусывая чем попадет и подрабатывая где повезет.

Ирмели (Сусанна Хаависто) знакомится с Таисто по долгу службы. Она должна была выписать ему штраф за стоянку в неположенном месте, но вместо этого приглашает его поужинать в месте для этого положенном. После довольно мрачного и немногословного свидания, они начинают жить вместе – Таисто, Ирмели и ее сообразительный и общительный сынишка лет восьми. С работой у Таисто никак не складывается и он вынужден продать свой автомобиль, однако и этими плодами воспользоваться не удается. Он случайно встречает одного из тех подонков, что его ограбили и избивает его, за что оказывается в тюрьме в одной камере с Микконеном (Матти Пелонпяя), с которым довольно быстро сходится и учится некоторым деталям криминального ремесла.

Ирмели к тому времени меняет работу, но все еще остается верной своему избраннику. Она даже передает Таисто напильник в книге, которым он пользуется для того, чтобы сбежать вместе с Микконеном на свободу, ограбить банк, выкупить автомобиль и заказать фальшивые паспорта на себя, Ирмели и их ребенка. Однако этот пункт плана пошел не так, как планировалось, и в результате довольно трагичных событий, Микконен погибает, оставив своему другу документы и координаты, где их должен забрать пароход «Ариэль», отправляющийся к новой жизни, но на этот раз не в Эстонию, а в Мексику.

Кроме тематических моментов, «Ариэль» роднит с «Тенями в раю» и эмоциональная составляющая. С не самыми удачливыми людьми на свете происходят не самые приятные вещи. Впрочем, люди эти могут вызвать симпатию не только у себе подобных персонажей, но и у зрителя. Все эти перипетии судьбы герои встречают эмоционально стойко, без каких-либо всплесков, меланхолично и даже иронично. Если описать всю историю злоключения пары, то любой бы другой режиссер, особенно стремящийся к массовому зрителю, сделал бы из этого или слезоточивую драму, или глупую комедию положений. Однако Каурисмияки умело лавирует между этими жанрами, избегая равно как абсурдных скетчей, так и сентиментальности.

По большому счету, фильм интересен еще и тем, насколько легко и изящно он преображается по форме от роуд-муви к производственной драме, романтической комедии, гангстерской зарисовке и прямо-таки настоящему триллеру в духе фильмов-нуар с напряженным, но нестандартным финалом. При всем этом, Каурисмяки умело отказывается от того, что можно было бы ожидать от автора северной национальности. Никаких прекрасных зарисовок холмов в тумане, внушающих трепет лесов и гор или ломящих глаз снежных просторов в фильме нет. Исключительно обшарпанные декорации городских задворок и мягкая цветовая гамма, стилизованная скорее под 70-е, чем выдающая современное время происходящих событий.

Очень приятно в этом отношении отметить тот факт, что Каурисмяки ухитряется не через форму, и не через содержание, а именно через антураж, через фон рассказать, то, о чем ему интересно и важно говорить. Ведь если разобраться, то те самые вторичные для сюжета вещи, если судить об истории при первом приближении, не только рассказывают грустную историю о том, как время меняет страну, но и показывает, как относится к подобным изменениям сам автор. Перепрофилирование фабрик и заводов, смена индустриального облика нации, рост новых технологических потребностей – во всем этом Каурисмяки видит лишь только череду препятствий, сквозь которые должен пробираться простой, нескладной человек.

Причем, что интересно, препятствия эти, равно как и сопутствующие им обстоятельства имеют явно выдуманный, кинематографический характер и убери их, станет понятно, что в реальных условиях герои явно проиграют в своей неравной схватке за счастье. Нет, фильм не безысходен, тонкие лучики надежды просачиваются сквозь насупленные облака, но в результате лишь подсвечивают нерадостную картину и придавая ей оттенок этакой горькой иронии.

2
0
9
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
28 июня 2011

Фильм мне понравился. Отличный сценарий - разумеется, авторского почерка..
Роскошные кадры - без всяких компьютерных дрючек - какой корабль в конце..
Актеры молодцы, и мальчик тоже..
Буду пересматривать..
Пронзительная тень печали и боли.. Вершина ужаса, когда сильные мужчины на пирсе или как там называетеся это место на берегу, ждут работы.. Напомнило лицо с отчаянием прямо во весь экран в Капровском фильме "Эта замечательная жизнь")))

1
0
5
Рок-живописец
67 отзывов, 81 оценка, рейтинг 19
3 февраля 2010

Кауриесмяки, унылое социальное кино. Тяжко смотреть на эти бедствия, поэтому в предчувствии полного пиз...ца, бросил… Да и глупостей немеряно – застрелился рабочий, ударили по башке, камеру видеонаблюдения, якобы, не заметили… - страсти какие даже в Финляндии! Осталось снять про миллионера из трущоб…

Мужик совсем не похож на деревенского горемыку, совсем даже напротив!

Наверное, во времена нашего застоя подобный режиссер был находкой – иллюстрация бедствий рабочего при капитализме!

Проглядел другие его работы – все в том же духе. Прощай… (Сначала пришлось расстаться с Кислевским – соответствовал своей фамилии)

0
0

Подборки Афиши
Все