Киноафиша Москвы

Фильм «Одержимость»

Whiplash (2014, США)

8.4
оценить
Смотрите фильм "Одержимость" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Одержимость

Одержимость (без перевода)

Одержимость (фрагмент)

Смотреть трейлер

Драма про молодого барабанщика и дирижера-садиста; гран-при «Санденса-2014»

Эндрю мечтает стать великим. Казалось бы, вот-вот его мечта осуществится. Юношу замечает настоящий гений, дирижер лучшего в стране оркестра. Желание Эндрю добиться успеха быстро становится одержимостью, а безжалостный наставник продолжает подталкивать его все дальше и дальше — за пределы человеческих возможностей.Кто выйдет победителем из этой схватки?

Режиссер фильма «Одержимость»

34 года Фильмов: 4

С ранних лет бредил кино, но потом эта страсть сменилась музыкой. Поняв, что он никогда не станет великим джазовым барабанщиком, Шазелл решил вернуться к своей «первой любви». Написав несколько сценариев («Последние изгнание дьявола: Второе пришествие» и «Торжественный финал»), Дэмиен при поддержке своего приятеля и постоянного композитора Джастина Хервица наконец сам дебютировал в режиссуре с музыкальной драмой «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», но настоящим прорывом для него стала полуавтобиографическая «Одержимость» про барабанщика и его деспотичного учителя. Затем последовало идеальное кино для последнего свидания — мюзикл «Ла-Ла Ленд», получивший все «Золотые глобусы» и показавший главную обсессию режиссера: Шазелла крайне интересует факт встречи близких людей после долгого расставания и то, какими глазами они друг на друга посмотрят.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1207
оценок:
837
рейтинг:
10973
7

Джазовый триллер про барабанщика

19-летний Эндрю Ниман (Теллер) — первокурсник престижной нью-йоркской консерватории по классу ударных. Это замкнутый юноша, воспитанный в одиночку интеллигентнейшим папашей. Вечерами они смотрят французскую классику. У Эндрю нет ни друзей, ни девушки, но его это вполне устраивает: он хочет стать великим барабанщиком и целыми днями репетирует до кровавых мозолей.

Шанс на величие материализуется в виде крепкого, лысого, как бильярдный шар, пожилого мужчины в черном: это Флетчер (Симмонс), руководитель знаменитого джаз-ансамбля при консерватории. Он зовет Эндрю к себе. Первое же, что тот видит, придя на репетицию: Флетчер, обложив четырехэтажным матом и виртуозно доведя до слез какого-то несчастного тромбониста, выгоняет его к чертям собачьим.

Дэмиен Шазель, которому еще нет и 30, застолбил, кажется, богатую нишу. Несколько лет назад он дебютировал малобюджетной черно-белой мелодрамой про трубача. Потом написал сценарий «Торжественного финала» с Элайджей Вудом — абсурдного, но по-своему эффектного триллера про пианиста. И вот «Одержимость», ударные, фильм, победивший на «Сандэнсе» и собравший на редкость восторженную прессу.

Этот мотив — упрямый ученик против деспота-учителя — звучал, разумеется, во множестве фильмов. Но никому раньше отчего-то не приходило в голову, что консерватория — идеальное место для «Офицера и джентльмена». В этом есть красивый парадокс: оркестр должен играть в унисон, при этом он состоит из амбициозных одиночек, постоянно находящихся под давлением высочайшей конкуренции. В ансамбле Флетчера ты берешь неправильный темп — через секунду уступаешь место другому и начинаешь переворачивать ему ноты. Затемно закончив репетировать, музыканты собирают свои инструменты и молча разбредаются по домам — на фоне запуганных, вечно смотрящих прямо перед собой товарищей Эндрю еще выглядит бодрячком.

Майлс Теллер, открытие прошлогоднего «Захватывающего времени» (и, по-видимому, неплохой ударник), даже не пытается сделать своего героя привлекательным: он готов идти по головам, ревнив к чужим успехам и равнодушен к чужим чувствам, и все это написано у него на лице. Но у Эндрю есть миссия, и не болеть за него не получается. По мысли Шазеля (с которой, наверное, можно спорить), эгоизм на грани социопатии — это не плата за выход на высокий уровень, а естественное состояние тех, кто в деле: музыкант играет соло, даже когда его не играет.

Роковой вопрос в том, нужен ли юному таланту надсмотрщик с плетью. Обычно такую роль выполняют одержимые родители, но в жизни Эндрю она не занята: его отец сделан демонстративно мягким, понимающим, ничего не требующим (что дополнительно объясняется отсутствием матери). Вдобавок он как бы неудачник — писатель, ставший преподавателем. И тут на сцене появляется зловещий Флетчер. Который, в отличие от Эндрю, умеет быть обаятельным, и фильм построен так, что до последней минуты (а впрочем, и после нее) непонятно, кто он: педагог с нестандартными методами, идущий на крайности, чтобы найти нового Чарли Паркера, или все-таки психопат, получающий удовольствие от унижения студентов. Вероятно, и то и другое. Симмонсу в один голос прочат «Оскар» за роль второго плана, и это понятно: из его язвительных монологов и угрожающих жестов можно нарезать дюжину первоклассных роликов для церемонии.

Этот фильм был бы еще лучше, если бы Шазель немного ослабил хватку: для рассказа про страсть в нем все слишком правильно, запрограммированно, симметрично. Не хватает, если угодно, джаза. Как к постановщику к нему нет вопросов: за одни сцены репетиций, где он визуализирует идиому про кровь, пот и слезы, барабанщики должны вручить ему какую-нибудь «Золотую палочку». Как к сценаристу — есть. Но, несмотря ни на что, «Одержимость» смотрится как триллер, поскольку Шазелю неизменно удается транслировать на экран физическое и психологическое напряжение героя. В «Торжественном финале» саспенс строился на том, что пианист, взяв неправильную ноту, мог лишиться жены. Здесь, под выжидательным взглядом дирижера-садиста, герой, кажется, рискует даже сильнее.

3
0
24 октября 2014

Лучшие отзывы о фильме «Одержимость»

Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
742
9

В полку домашней коллекции прибыло. "Whiplash" (в российском прокате "Одержимость") - то кино, которое можно будет пересматривать раз в два года и скучно не будет. У фильма плохое название в нашем прокате, жуткий трейлер, пара голливудских сцен - на этом недостатки заканчивается. И начинаются сплошные плюсы: 1) я давно не видел таких музыкальных фильмов, когда музыка - один из главных героев, когда фильм можно слушать и не смотреть, 2) актёры - настоящие, без примеси известности и звёздности, 3) тема.

Тему эту я условно назову "Билли Элиот". Есть много фильмов о том, как человек добивался своей цели или мечты, но среди них мало картин, которые не переводили бы эту тему в пафосные завывания и сентиментальную пошлость. Здесь тонкая грань и "Whiplash" опасно на ней балансирует. Но в целом картина не скатывается, а становится честным (чуть киношным, но потому красивым и энергичным) разговором о предназначении человека.

Многие из нас мечтают кем-то стать, что-то о себе оставить. Но не все выпускники музыкальных школ становятся музыкантами. И единицы становятся великими. Единицы готовы на упорный труд. Я в своей жизни встречал таких упорных не больше пяти человек. Мало их. Мечтателей много. А тек, кто до конца и до кровавых мозолей - мало. И вот о них этот фильм. Который на два часа напоминает о мечте тем, кто забыл её. И объясняет, почему кто-то из нас добился желаемого, а кто-то успокоился. А потом ещё вдохновляет. На продолжение начатого или начало забытого.

Тема отношений ученика и преподавателя - отдельный вопрос в фильме. Должен ли преподаватель воспитывать гения, требовать невыполнимого? Безусловно. Именно он может разбить тарелку о голову будущего гения, чтобы тот проснулся. Потому что вокруг будет много людей, которые будут хвалить и довольствоваться "третьей лигой". И только настоящий преподаватель может требовать свершений. Вряд ли теми методами, которыми пользуются герой картины, но отнесём эту сценарную натяжку на традиционные "это же кино". Здесь другая проблема возникает - а где те, кто готов разбить голову, кто готов забыть про сон и личную жизнь ради Дела. Таких мало. Было бы больше, если бы с ними рядом оказался тот, кто дал пинок и заставил работать.

Барабанная дробь - сама по себе вещь притягательная, шаманская. Не оторваться. А здесь ещё она совместилась с потрясающим по своей динамике и энергичности сюжетом. Кульминация и катарсис за пять минут - зрителя изматывают. Наконец-то кто-то снял нервный фильм, страстный, дикий. История успеха, взросления и становления обычного человека снята в сто раз лучше, чем заполонившие сегодняшние экраны фильмы-биографии знаменитостей. Потому что дело не в том, как кто-то стал знаменитым. А в тех заоблачных высотах, которые подвластны только великим людям. Создатели фильма нас берут с собой в эти заоблачные, после чего на земле сидеть уже низко, неуютно и хочется бить в барабаны.

8
0
25 октября 2014
Фото Александр Каштанов
отзывы:
13
оценок:
15
рейтинг:
29
9

ТЕ, КТО НЕ СВЯЗАН КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ С МУЗЫКОЙ НЕ СМОТРИТЕ!
Почему? - спросите вы. А вот я вам и расскажу. Дело в том, что фильм узкоспециализирован, но сделан драматически киношными способами и приёмами чтобы было понятнее обывателю, не живущему музыкой. Те, кто прошёл через консерватории, академии, музыкальные училища и школы , те (я уверен) знают таких преподов -тиранов которые кидаются пепельницами , стульями, вазами итд тяжёлыми предметами в учеников. Я работал вместе с такими музыкантами (к счастью увернувшимися от этих предметов и оставшихся в живых))) и наслышан про такие истории)) . На самом деле таких историй действительно полно! И в нашей Московской Академии Гнесиных есть такие. Не будем показывать пальцем ))

Итак , в чём же суть фильма? Суть в том, что педагог своим тиранством , криками, унижениями выводит ученика из состояния беспечных амбиций , самокрутизны в состояние бога. Либо ученик реально талантлив и может стать гигантом музыки, может стать человеком о котором узнает весь мир , либо он станет просто посредственным музыкантом, а порой даже сдасться и уйдёт из музыки вообще. Этот препод-тиран на самом деле думает только о музыке, он слышит её, он живёт ей. Самые главные слова сказаны в эпизоде когда препод (уже выгнан из консерватории) разговаривает с 18 летним героем в кафе, разговаривает с ним по -душам, он говорит то , что никогда не говорит своим ученикам... И далее что он делает! Он провоцирует парня. Он даёт ему шанс показать себя. И ... подставляет его на концерте , начав играть композицию которую парень вообще не знает, опустив его позором... Но парень оказался не промах! Он принял вызов , тк был уже готов, был подготовлен и доведён до предела нервов и человеческих возможностей. И этот препод вывел его из этих пределов человеческих возможностей. И парень играл как бог. Он сам стал богом в этот момент. И вот они глаза препода-тирана: он сияет от восторга , он слышит как играет этот пацан! Этот пацан поставил раком всех и показал на что способен человек. (простите за грубость).

Меня на самом деле переполняют эмоции от этого фильма и я переосмысливаю то ,что делаю я, и как мы играем музыку... После этого фильма я действительно понимаю для чего и почему ведут себя многие преподы ТАК, а ведь я всегда был непослушным учеником и строптивым, я пытался добиваться справедливости или уходил от тирании, предпочитая свою независимость . Может поэтому я не стал великим музыкантом , ахахаха))) То же думаю происходит и в спорте. Тренер готовит ученика на пределе возможностей, выматывает и вытряхивает его наизнанку. Только так человек становится звездой, касается небес, преодолевает сверхчастоты, сверхвысоты, ставит новые рекорды и открывает новые горизонты человеческих способностей! Со мной такие способы не канают, поэтому наверно я стал больше руководителем оркестра нежели исполнителем ))))

В общем , ребята что занимаются музыкой, вы должны это посмотреть!!! обязательно!!! Выносит мозг! Снесу из своего плеера половину музыки и закачаю давно пылящийся на полках биг- бендовый джаз! Музыка форевер!

П.С. Вспомнил один ляп. В одной композиции звучат флейты а в оркестре флейт не было))))

7
0
25 декабря 2014
Фото Ali Vit
отзывы:
28
оценок:
28
рейтинг:
163
7

- Take five, get rithm!

Незаурядная драма о становлении и преодолении,где вместо традиционного для таких тем антуража боевых искусств или спортивных состязаний взята игра на ударных в джазовом биг-бэнде. Это и создаёт столь необычный контраст - вроде сфера деятельности совсем иная,а кровь, пот и слёзы ровно те же. Совершенно очевидно,что создатели фильма и основные актёры далеко не профаны в музыке вообще и джазе в частности,что вкупе с их неподдельным энтузиазмом позволяет им "с толком,с чувством,с расстановкой" продемонстрировать на экране аутентичную атмосферу музыкальных репетиций и выступлений,а также осветить в фильме некоторые специфические особенности жизни и быта музыкантов. Плюс выдающаяся актёрская
игра (чисто МХАТ) и обилие крупных планов делают просмотр фильма больше похожим
на вуайеризм. В общем,рекомендую всем,кто хоть как-то не равнодушен к музыке и
музыкантам.
Отдельно хочу предостеречь тех,кого впечатлят объяснения мотивации безобразного
поведения надзира дирижёра по отношению к членам оркестра,данные им главному
герою ближе к концу фильма. Имейте в виду,что это не более чем дешёвая манипуляция,расчитанная на неопытных и неуверенных малолеток. В Чарли Паркера
ОДИН (!) раз швырнул тарелкой РАВНЫЙ ему по статусу в группе барабанщик,а не
методично и целенаправлено много месяцев подряд морально опускал его непосредственный начальник,от которого полностью зависишь.А это совсем не одно и
то же! Не дайте себя одурачить подобным типам.Они отлично умеют оправдывать свои
бесчинства некими высшими благородными целями, мол,и джаз уж не тот,и Чарли Паркеры больше не появляются,но на самом деле являются лишь безумными
маньяками-садистами,не способными ничему научить,а страстно желающими лишь
впихнуть всех вокруг в свой собственный убогий темп. И джаз всегда будет,и Чарли
Паркеры никуда не денутся,если такие вот психопаты их не загнобят. Тут просто надо
осознать,что единственный человек,имеющий право так с нами обращаться - это мы
сами,больше никто! :)

5
0
25 октября 2014
Фото Roman Kremnev
отзывы:
67
оценок:
68
рейтинг:
137
9

Приболел. И за один день посмотрел "Бёрдмэн" и "Одержимость". Два гениальных фильма за один день... такого Праздника у меня еще не было!

4
0
7 февраля 2015
Фото Сквонк
отзывы:
177
оценок:
390
рейтинг:
437
7

Больше всего фильм напомнил "Мученицы" (Martyrs, 2008) Паскаля Ложье. Кто не видел - и не надо - или забыл, напомню: там некое общество пыталось узнать тайну загробной жизни, пытая девушек и сотворяя из них искусственных мучениц в христианском смысле этого слова. По-моему, Whiplash рассказывает очень частный случай психопатии, похожей на психопатию мучителей "Мучениц", имеющий такое же частное отношение к гениальности, музыке и, тем более, джазу, как фильм "Мученицы" к реальным мученикам какой-нибудь диоклетиановской эпохи. «Попытка добиться высочайших вершин наиболее зверским методом» не приводит ни к настоящей святости, ни к музыкальной гениальности, как на мой скромный взгляд.

До того, как меня осенило, что я смотрю приджазованный вариант «Мучениц», мне – особенно на сцене с девушкой – пришли в голову сравнения с «Социальной сетью» и последним фильмом Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Причем автор Whiplash ближе к финчеровской трактовке отношений таланта/гения с другими: гений = мудак, говнюк и сволочь. «Социальная сеть» была задумана и снята, собственно, как лента про говнюков, где нет, кажется, ни одного порядочного человека. Говнюкам, кстати, понравилось: Цукерберг с друзьями из кинозалов не вылазил. В Whiplash нормальных людей две штуки, да и те мерцают где-то на периферии. Остальные же под стать дирижеру – включая самонадеянного юнца, этого инфантильного придурка, у которого в запасе только пара-тройка реакций, одна из которых наглость и самоуверенное хамство. В отличии от американской ленты Миядзаки снял, вроде бы, милитаристскую ленту про талантливого авиаконструктора, который жертвует любовью во имя идеи красоты и самолетов, но финале автор делает невидимый ход конем, когда герой понимает, что самолеты-то может и в небе, но девушку он потерял. И люди все-таки важнее.

Впрочем, довольно быстро выяснилось, что автора Whiplash все эти идеи о гениальности волнуют примерно также, как автора очередной кинорецензии, которую надо написать быстро и в срок. А вот идея говнистости ему неожиданно оказалась очень близка. Неизвестно, откуда есть пошел миф (под мифом я понимаю не заведомую ложь, а некий тезис, вера в который многих настолько сильна, что уже особенно не важно, правдив он или нет) о том, что 99 процентов труда из известной максимы это есть прежде всего муштра, но я догадываюсь, что тут замешаны ценности древнего мира, когда один из важнейших классов составляли воины. И как бы считалось – до Спарты и после – что лучшие воины получаются путем многолетней муштры, и «создания искусственных мучеников». Оставим за скобками сомнительность идеи муштры для создания хороших воинов (вон Кубрик в «Цельнометаллической оболочке» и Люмет в «Холме» считают иначе: есть, стало быть, разные мнения). Идея муштры в культурных целях, по-моему, не должны выдерживать и самой поверхностной критики. Безусловно, можно предположить (и только), что если бы отцы разных амадеев с трех-четырех лет не шпыняли детей, из них бы не выросли гении. Но только тогда надо иметь в виду, что на одного, скажем, одаренного ребенка Моцарта приходится 99 запытанных в «девичестве» засранцев, которые при одном взгляде на скрипку или фортепьяно испытывают настоящий ужас.

Я вспоминаю хрестоматийный пример Цветаевой, скрывающийся в вики за гладкой фразой «огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом». Занятие за фоно девочка приравнивала к настоящему наказанию, и за это была опять же была морально третирована матерью, мол, я вот в детстве садилась за инструмент с огромной радостью, а ты, неблагодарная! По-видимому, и многие родители советских детей швыряли последних в музыкальные школы с затаенной мыслью «вдруг вырастет из этого ничтожества Ван Клиберн!» Но при этом часто забывали, что на одного гениального пианиста Гленна Гульда опять же по определению придется сотня неодаренных, которых годами будут мучить понапрасну – и в как в лучших традициях стокгольмского синдрома они еще потом и благодарны будут, что их в детстве учили музицировать – и мучались с ними подолгу (читайте: мучали), и муштровали. Герой Whiplash так прямо и заявляет, что настоящие Чарли Паркеры не сломаются, как бы подразумевая, что поломка ненастоящих гениев – необходимое вынужденное зло, которое он на себя берет. Молодец какой, а. Подвижник прямо! И тут замечу в скобках, что мы так и не узнали толком о судьбе Шона Кейси, которого там назначали почти-гением. Я думаю, не исключено, что парень не был никаким гением, и сломало его именно внезапное осознание этого простого факта – гением его «назначил» дирижер. Который, конечно, тоже ни хрена не «гений в поисках гениев», и сам бы, вероятно, мог и не обнаружить в упор ни Птаху, ни Диззи Гиллеспи, ни Колтрейна в юности, ежели бы те перед ним сыграли. Ему просто хочется думать, что вот уж он то пусть не гений, зато может услышать гения, найти его среди руды и огранить алмаз! А жизней он поломает как и дров во время поисков Грааля предостаточно. То есть, если на каждого Амадея приходится 99 девочек-Цветаевых, то на каждого талантливого дирижера Герберта фон Караяна (тоже та еще сволочь была: "Элизабет Шварцкопф вспоминала, как Караян грозил оркестру: «я так закручу гайки, что вы предо мной на брюхе ползать будете». За пультом он «становился тираном и деспотом… не терпел никаких отклонений от того, что считал нужным») приходится 99 псевдогениальных Теренсов Флетчеров.

Еще одно. Понятно, что авторы взяли барабаны потому, что результативность игры на них как будто бы понятна даже тем, кому медведь на ухе оттоптался: громко, быстро, в темпе. Вот как создатели разных звуковых карт и вообще разных меломанских фишек придумывают всякие функции якобы улучшения звука, а на деле эта плюшка лишь на пару делений увеличивает громкость звука – и да, субъективно при включении вот этой плашки звук «ламповей и динамичней». Примерно тоже самое с игрой героя на барабанах в этом фильме, и с дрессировкой, напоминающий дрессировку китайских современных музыкантов и спортсменов. И здесь мы возвращаемся к первому пункту. Правда, замечательно, что спорт и музыка в одной графе? Прямо по Платону! Так вот пианисты и скрипачи из Поднебесой играют быстрее и техничнее, как и спортсмены бегают быстрее, прыгают выше, и вообще сильнее. Но что русскому хорошо, то немцу смерть. Или интеллигентнее выражаясь, кесарево кесарю. Из китайских музыкантов получаются скорее спортивные атлеты, надроченные быть во всем быстрее, выше и сильнее, они шпарят по клавишам или на скрипке как роботы, чем подвергают неискушенную публику в восторженное изумление. В итоге дрочка приводит к появлению не Гульдов с Рихтерами, а, прости Господи, Лан Ланов. Что, конечно, тоже хорошо, в каком-то очень узком смысле, как говорит герой что-то там про преодоление возможного. Как на Олимпиаде ежегодно ждут, что еще одно деление в прыжках с шестом будет-таки преодолено. Вот только музыка, как и искусство вообще, это не прыжки с шестом. И она тут остается в проигрыше. Музыке нужны не роботы, ну, или во всяком случае, не только роботы. И, полемизируя с героем, умирание джазовой культуры как раз во многом, по-моему, и связано с тем, что школы и академии выпускают надроченных профессионалов, а не вдохновенных талантливых ребят, не говоря уже про гениев. Как отмечал один из возмущенных зрителей и комментаторов под критикой этого фильма в журнале Slate, сам будучи джазовым барабанщиком, пытка в Whiplash не имеет ничего общего с реальной подготовкой музыканта. Как и сама идея соревновательности, которая сегодня больше укоренилась в академическом мире классической музыке (вот тут уж действительно, RIP). Конечно, можно возразить, что автор утрировал, что это некая структура, метафора, хребет, скелет. Но факт в том, что ежели не дай Бог лента получит «Оскара» - это будет настоящей профанацией идей мастерства в искусстве, музыке и уж тем более в джазе. Потому что топорная и односложная идея фильма работает действительно как хлыст – рубит с плеча только в одном направлении, вот этом китайском надрачивании с ранних лет на профессионализм, понятый превратно как спартанская идея искусственного мученичества из конкурентных воинственно-солдатских соображений. Дело не в том, что мучения в подготовках не нужны, дело в том, что ничего другого этот фильм и не подразумевает: получается, что это необходимый и достаточный фактор взращивания талантливого музыканта.

То есть, если смотреть фильм как комедию, как я его в итоге и посмотрел – это мастерски поставленное прекрасное кино. Черная комедия, очень смешная, временами жуткая. Про пожилого психопата и юного нарцисса. Про идею-фикс. Про финал, прилетевший сюда из фильмов про «пацан к успеху шел, пацан его добился, и всем показал, что он что-то все-таки могёт!» - то есть из селф-мейд-мэн фильмов самого низкого уровня из каких-нибудь восьмидесятых, которые делают съедобными как раз комичность их неправдоподобия.

Если этот фильм смотреть как драму о том, что good job недостаточно, про преодоление возможного, про преодоление себя, вообще про весь этот махач пролетарскими молотками «в храме искусства», когда банальность возводится в степень банальности – то это, на мой взгляд, плохое кино. Что еще хуже, кино вредное, и судя по прочитанным в сети отзывам, очень вредное. «Ведь если долго мучиться, что-нибудь получиться. Если очень захотеть можно в космос полететь». Ведь так? Правда?

Неправда.

P.S. Почитал пару интервью Шазеля. Коротко - он писал с себя. То есть, фильмом закрывал гештальт. У него был такой же говнистый дирижер, он сам тоже был барабанщиком, и тоже был невероятно плох в темпе, на него за это также кричали, унижали, "и в этом мой дирижер был прав". Шазель: «Если люди наслаждались концовкой, тогда она замечательна. Но я всегда думал, когда писал фильм, что финал должен быть немного трагичнее, чем триумфальнее. С точки зрения множества отзывов и рецензий на фильм, по-видимому, финал многими был интерпретирован скорее как триумфальный, нежели трагичный. Но я не слишком-то расстроен по этому поводу. Хотя я-то как раз нацеливался на немного мрачный финал…. Странным образом финал - беспроигрышный вариант для Флетчера. Я не думаю, что ему есть дело до карьеры Эндрю. Он готов пожертвовать всем и всеми, в том числе собой, чтобы найти еще одного Чарли Паркера. Даже в конце он все еще надеется, что Эндрю еще может быть им. Что было весело в написании финала, так это то, что в каком-то смысле, Эндрю одерживает победу. Но с другой стороны он все еще только марионетка на веревочке".

Показательно, что сам Шазель играл у такого дирижера, который требовал с него техники, а не "магии". Хотя мы никогда не узнаем правду другой стороны: может ментор Шазеля на самом деле был хорошим дирижером (он его не бил, кстати), и справедливо требовал техники, потому что до "магии великого соло" и "вдохновенной игры гения" надо еще хотя бы научиться держать палочки в руках и бить в темпе? Шазель в одном из интервью признался, что он сам отчасти похож на Эндрю, т.е., мало того, что тот его альтер-эго, этот Эндрю до сих пор сидит внутри него; не из-за монстра-дирижера, а скорее из-за неуверенности и "туннельного синдрома", в результате которого ради совершенства можно пожертвовать и девушкой. Ну, это многое, конечно, объясняет.

В общем, финал, а стало быть и фильм амбивалентен. Он таким не намеревался быть, но, судя по всему, и что по итогам отзывам признает сам режиссер, таким получился в итоге. Слишком хорошо продал Флетчера. Или лучше сказать, Симмонс слишком харизматичен. По итогам массовых просмотров массовая публика приветствует Флетчера, прочитывая финал как триумф юнца, которого бы не было, кабы не Флетчер. Оставшаяся малая часть, прочитывая точно также финал как триумф, не приветствует линию поведения Флетчера. И есть третья часть, которая, как и режиссер, не видит в финале никакого триумфа. Проблема в том, что если у режиссера было намерение, чтобы финал прочитывался как трагедия - а финал прочитывается как триумф - то режиссер снял плохой финал. Потому что он не смог добиться своей цели, и его слова были не так поняты или понятны чуток превратно. Следовательно - он подобрал не те слова. "Или играл не в том темпе". Ну, и ладно. Раз режиссеру все равно, то нам должно быть все равно тем более.

Пространство для маневра, который нехотя оставил режиссер для трактовки финала – это завоевание модернизма и постмодернизма с их смертью автора и прочем. Это хорошо в одних случаях. И плохо – на мой взгляд – в других. Плохо в тех случаях, когда ты "продаешь Флетчера", и зрители этого Флетчера "покупают". Тогда как в твоих реальных намерениях - не было желания, чтобы зрители этого Флетчера купили. В итоге, Шазель, по-моему, перемудрил.

4
0
8 декабря 2014

Галерея

Информация от прокатчика «Одержимость»

Информация предоставлена компанией Premium Film

Эндрю мечтает стать великим. Казалось бы, вот-вот его мечта осуществится. Юношу замечает настоящий гений, дирижер лучшего в стране оркестра. Желание Эндрю добиться успеха быстро становится одержимостью, а безжалостный наставник продолжает подталкивать его все дальше и дальше — за пределы человеческих возможностей. Кто выйдет победителем из этой схватки?