Фильм

Фильм Лок

Locke (2013, США, Великобритания), IMDb: 7.1

Выбор «Афиши»
7
29 отзывов
7.1
1/27

Том Харди и телефон

У преуспевающего бригадира Айвана Лока (Том Харди) на утро назначена закладка фундамента на важной стройке, но вместо того чтобы отправиться домой к семье, он садится в BMW и едет в ночь по дороге из Бирмингема в Лондон. В столицу его влекут не самые, казалось бы, важные обстоятельства, но моральные принципы заставляют Лока поставить под удар семейные и рабочие отношения. Второй фильм сценариста «Порока на экспорт» и режиссера «Эффекта колибри» Стивена Найта с одним лишь — если так можно сказать про одного из лучших британских актеров современности — Томом Харди в кадре, который весь фильм едет в машине и говорит по телефону с женой, шефом и любовницей по очереди, но оторваться от происходящего на экране не представляется возможным.

Режиссер
Продолжительность
1 час 25 минут
Дата выхода
2 сентября 2013
Дата выхода в России
26 июня 2014
Возрастное ограничение
16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Лок»

7Драма о неверном прорабе, целиком снятая в автомобиле

Вечер трудного дня, Бирмингем, огромная строительная площадка. Человек в каске и спецовке, переобувшись, садится за руль BMW и выезжает на шоссе. Это Айван Лок (Харди), начальник строительства, усталый бородатый мужчина с насморком. Он направляется в Лондон — и час с небольшим, которые длится фильм, камера проведет в салоне машины, разглядывая лицо водителя и изредка посматривая на дорогу.

Все это время Лок разговаривает по телефону по громкой связи, и обстоятельства поездки постепенно проясняются. Рано утром на стройке, которую он курирует, предстоит укладка бетона — грандиозное, по-видимому, событие. Жена Лока между тем жарит дома сосиски, поскольку у них с сыновьями запланирован семейный просмотр футбольного матча. Но Лок не сможет проследить за бетоном и не сможет съесть сосиски, потому что едет в Лондон. А едет он туда потому, что некая сорокалетняя секретарша, с которой он то ли по пьяни, то ли из жалости однажды переспал в командировке, именно этой ночью вдруг собралась рожать.

Придумать интересный фильм о прорабе, который обсуждает по телефону заливку бетона, — похоже скорее на пари, чем на художественный вызов, и «Лок» — не первая картина, где в кадре всю дорогу один актер и одна декорация, но обаяние этого проекта в том, что он совершенно не кичится своей щегольской концепцией. Собственно, никакой концепции и нет — «Лок» не давит клаустрофобией, как фильм про Райана Рейнолдса в гробу или Джеймса Франко с застрявшей ногой, не кружит голову агорафобам, как «Не угаснет надежда», не грузит символизмом, как «Гравитация», а просто выносит за пределы кадра все лишнее. Остается герой, шоссе и мелькающие огни. Едет и едет: кажется, что так сложилось само собой, и другие лица в этой истории действительно не нужны.

Наверное, здесь тоже образуется символический пласт — одинокий человек в ночном потоке машин и все такое прочее, — но Стивен Найт, сценарист «Грязных прелестей» и «Порока на экспорт», в прошлом году дебютировавший в режиссуре недооцененным, кажется, «Эффектом колибри», всегда умел утопить пафос в бетоне, если угодно, бытовых подробностей. Для Лока его небоскреб — не менее значительная часть жизни, чем семья (а жена подозревает, что и более важная), и если прискорбная ситуация с адюльтером развивается, в общем, довольно предсказуемым образом, то в истеричных звонках с работы возникает подлинный саспенс. Босс сходит с ума, боссы босса в Чикаго рвут и мечут, нужная папка не на месте, полиция не может перекрыть дорогу для грузовиков, человек, решающий вопросы, пошел ужинать, помощник, которого Лок оставил себе на замену, налегает на сидр.

Характер, который Найт, вначале бегло набросав, прорисовывает все более жирными линиями, — бесконечно привлекателен и в то же время слегка пугающ. Лок, что называется, цельный мужчина. Решил — сделал, отмерил — отрезал. И Том Харди с его актерской амбивалентностью, способностью быть одновременно щеночком и чудовищем, выделяет своему персонажу ровно такую микроскопическую дозу чудовищности, чтобы ее можно было разглядеть только в краешках глаз. Понятно, что это повесть о настоящем человеке, — но также понятно, что на пути у Лока лучше не становиться. Единственный, пожалуй, крупный недостаток фильма — свойственный Найту легкий перебор по части сентиментальности можно не заметить, — что все это он еще проговаривает вслух в беседах героя с призраком блудного отца. Дело даже не в искусственности этого приема, а в желании непременно замотивировать порядочность детскими травмами, из которого прут какие-то высшие сценарные курсы.

Впрочем, это не отменяет красоту ситуации. Почти в реальном времени мы наблюдаем, как упорядоченный мир контрол-фрика разбивается из-за какой-то глупости на мелкие осколки, погружается в самое ненавистное — хаос. И — вот она, сила кинематографа, — там, где в жизни победило бы злорадство, здесь побеждает сочувствие.

26 июня 2014
9

Кино про Мужчину, которое будет интересно и женщинам. Крайне рекомендую всем, кто устал от безответственности окружающих людей, их беспринципности и малодушии.
Такой вот бытовой герой нашего времени, очень натуральный, живой, ошибающийся, но умеющий отвечать за свои поступки, и не боящийся принимать судьбоносные решения.
"Фильм был снят за 5 ночей с использованием трёх камер" Браво!

29 июня 2014
7

Одна дорога. Один герой. Один звонок.

Стивен Найт демонстрирует свой фильм «Лок», картину, где время твой друг и враг.

Вместо того, чтобы отправиться домой смотреть матч с семьей, Иван Лок, по воле чести и правильности, едет в определенное место, по пути к которому его жизнь полностью изменяется.

Создав критический минимализм в картине, Стивен Найт умудрился снять дорожный трактат о жизни, о волевых решениях, способных изменить жизнь. Разрастающиеся по мере повествования конфликты главного героя полностью показывают духовную наготу и истинные мотивы поступков. Лок становится заложником своей честности. И эта дорога без пробок, единственное место, где он сможет разрешить все свои проблемы. Потому что с каждым телефонным звонком его жизнь меняется. И очень важно, что зритель ведет зрительный диалог с Томом Харди.

Нарастающее напряжение вызвано не столько сюжетными поворотами, сколько внутренним монологом главного героя. Благодаря возможности слышать только голоса собеседников Лока, режиссер дает право зрителю самому представлять образ человека, с которым главный герой ведет разговор. Замкнутость и герметичность пространства создает ситуацию, при которой, время, работающее против него, усиляет происходящее на экране. Все это превращается в кино, где содержание преобладает над визуальной частью по причине не только «бетонной» игре Тома Харди, но и, конечно же, Стивену Найту, показавшему, что сильную, философскую картину можно сделать, арендовав машину и несколько камер.

Всю серьезность происходящего на экране можно почувствовать, если начать погружаться в реальность, в которой живет герой Харди, а именно в пассажирское сиденье его BMW. Машины, где Иван Лок ведет неустанную работу по сохранению той жизни, которую едва можно спасти. Сильная, харизматичная картина о том, что нельзя быть хорошим для всех.

Фильм не является массовым потребительским продуктом, ведь картина «Лок» по своей натуре является учебником честности, принципиальности и ответственности в большей степени не за себя, а за тех, кто доверился тебе. Кино о жизни, которую каждый выбирает сам.

26 июня 2014
7

Фильм совершенно не затянут и очень насыщенный, несмотря на первое впечатление о невзрачности сюжета: герой тупо едет на машине. Фильм весь построен на метафоре, и это потрясающе! Вообще, на мой взгляд, фильмы без активного действия типа "12" Михалкова и недавно вышедшего "Она" гораздо остросюжетнее боевиков, снятых с использованием передовых компьютерных технологий. Это будет понятно далеко не всем, потому что фильм этот не для развлечений, он призван привнести смысл в нашу жизнь...

26 июня 2014
5

Если фильм пустой и ничего выловить из него нельзя, то всегда найдется оправдание - это слишком глубокий фильм, со скрытым смыслом. Так сказать, не для всех. Тешить свое самолюбие этими надеждами можно вечно, но фильм от этого лучше не станет. Плюс фильма - Том Харди. Минус - фильм абсолютно ни о чем.

27 июня 2014
7

Однажды в самый разгар ночной рабочей смены у Айвана Лока, твердо стоящего на земле семейного мужчины, прораба, занимающегося бетонными фундаментами для небоскребов, зазвонил телефон. Положив трубку, Айван сбросил униформу, сложил в багажник внедорожника резиновые сапоги, сел за руль и уехал, оставив за спиной не залитые тонны бетона, ждущую к ужину жену и все прочее, что составляло его нехитрую жизнь.Стивен Найт – сценарист, написавший с пяток важных британских фильмов, работавший со Стивеном Фрирзом («Грязные прелести») и Дэвидом Кроненбергом («Порок на экспорт»). В 2013-м на 52-м году своей жизни он решил попробовать силы как постановщик большого кино и выпустил одну за другой две ленты. И если первый опыт, «Эффект колибри» со Стэтемом, можно было назвать просто крепким фильмом с сердцем, то второй, «Лок», – истинное сокровище.Лок» – это пьеса в замкнутом пространстве. Найт запихивает фильм в салон BMW и сокращает до минимума количество действующих лиц. Фактически до одного человека, остальные — лишь голоса в его телефонной трубке. Чем чреват такой подход, объяснять не нужно. Слишком многое зависит от актерского таланта Харди (он тут велик!) и еще больше – от драматургии.Найт играет честно, ни флешбэков, ни монтажного мухлежа. Представьте, каково это: взять на роль жены Рут Уилсон и ни разу ее не показать! Посадив за руль героя Харди, он ограничивает его во всем. Огни ночной автострады, черный асфальт, отражение глаз в зеркале заднего вида и беспрерывно звонящий телефон. Голоса в нем – любящие, не понимающие, осатаневшие. Водителя машины совсем не случайно назвали Айваном Локом; как и философ Джон Локк, поставивший во главу угла разум и опыт, он трактует человеческую жизнь эмпирически. Ее нужно прожить, чтобы понять, что чего стоит. Фильм начинается как производственная драма – за час с небольшим в машине мы узнаем все о заливке высокопрочного бетона. Но на наших глазах превращается в высокую трагедию человека, разрывающегося даже не между долгом и чувством, а между одним долгом и долгом другим. Человека, привыкшего все делать правильно, даже если мир не способен признать за ним этого права.

30 июня 2014
Все отзывы
Читайте также
12 фильмов, которые держатся на одном актере
12
фильмов, которые держатся на одном актере
4 мая 2021
Фильмы с Томом Харди
Фильмы с Томом Харди
29 ноября 2020
Рецензия на «Сцены из супружеской жизни» — душераздирающий ремейк сериала Бергмана
Рецензия на «Сцены из супружеской жизни» — душераздирающий ремейк сериала Бергмана
17 сентября 2021
25 российских фильмов и сериалов, которые покажут на фестивале «Кинотавр-2021»
25
российских фильмов и сериалов, которые покажут на фестивале «Кинотавр-2021»
17 сентября 2021