Фильм

Фильм Сквозь снег

Snowpiercer (2013, Южная Корея, США, Франция, Чехия), IMDb: 7.1

Выбор «Афиши»
6.8
7.1
1/17

Мощнейший постапокалиптический эпос про последний поезд Земли

Научно-фантастический эпос по комиксу Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта с целой россыпью голливудских и корейских звезд, действие которого происходит в постапокалиптическом мире. Глобальная катастрофа уничтожила большинство форм жизни на планете. Оставшиеся в живых люди находятся на борту поезда, который мчится вокруг света при помощи вечного двигателя. Фильм триумфатора Каннского кинофестиваля Пона Чжун Хо («Паразиты») вышел еще в 2013 года — и наконец-то доехал до России. Ну что же, лучше поздно, чем никогда.

СтранаЮжная Корея, США, Франция, Чехия
РежиссерПон Чжун Хо
Продолжительность2 часа 6 минут
Дата выхода1 августа 2013
Возрастное ограничение18+
Член новой демократической (ныне Рабочей) партии Республики Корея, социально ответственный режиссер Пон Чжун Хо прославился не только в своей стране, но и на Западе, благодаря постапокалиптическому экшену «Сквозь снег» про поезд без тормозов и классовое расслоение. Но еще задолго до этого он прогремел детективом «Воспоминания об убийстве» и хоррором «Вторжение динозавра», где, используя приемы жанрового кино, взялся поговорить на серьезные темы. В итоге они завели его на Netflix, где он поставил экозащитную детскую сказку «Окча» и утвердился в статусе режиссера, который поучает развлекая.

Рецензия «Афиши» на фильм «Сквозь снег»

Самый амбициозный фильм 2013 года

Летом 2014 года цивилизации пришел конец. Эксперименты с химическим оружием вызвали наступление нового ледникового периода, а жалкие остатки человечества укрылись в бесконечно длинном поезде, мчащемся сквозь снег вокруг земного шара, раз за разом, год за годом. В этих вагонах уместилось все самое важное. Растения и грибы, рыбы и насекомые, оружие и машины, взрослые и дети, мужчины и женщины, мерзавцы и подвижники, убийцы и герои. Точно так же в удивительно цельном и стремительном фильме Пона уместились разом французский комикс и корейский экстрим, библейская монументальность и кустарная анимация, сказочная схематичность и научно-фантастический реализм, марксистская теория и тоталитарная экономика, леденящая здравость антиутопии и обжигающий жар боевика.

«Сквозь снег» — причудливая зверюга, чья витальность не может не поражать. Заведомый ужас наводят слухи о том, что купившие права на американский прокат братья Вайнштейн собираются перемонтировать фильм, чтобы сделать его более кондиционным для среднестатистического зрителя: если такого монстра спрятать за решетку зоопарка, да еще предварительно кастрировав, последствия будут необратимыми. Подобные фильмы надо пестовать, пылинки с них сдувать, разыскивая для них по всему миру адекватную публику. Кстати, в Корее, где фильм сделан и профинансирован (несмотря на международный состав артистов и съемочной группы, а также павильоны, разместившиеся на чешской студии «Баррандов»), она благополучно нашлась. Хорошо бы отыскалась и в России, где всегда ценилось безумство храбрых: а к таковым придется причислить и режиссера Пона Чжун Хо («Воспоминания об убийстве», «Вторжение динозавра», «Мать») и его героя Кертиса.

Бородатый энтузиаст в вязаной шапочке — прекрасная роль Криса Эванса, более известного в качестве Капитана Америки, — влачит убогое существование в самом хвосте гигантского поезда. Как и все его товарищи по несчастью, Кертис вынужден довольствоваться беспокойным сном на жестких нарах и пайком из несъедобного протеинового желе цвета грязи. Но он готовит бунт: вот-вот оковы падут, а барьер из вооруженных бутафорскими автоматами охранников будет уничтожен. Кертис и его товарищи — пылкий адъютант (Джейми Белл), тоскующие по отобранным у них детям родители-одиночки (Юэн Бремнер и Октавия Спенсер), гуру-мудрец с кривой палкой вместо ноги и ручкой от зонтика вместо руки (Джон Херт) и десятки других — отправятся в опасное путешествие. По пути к ним присоединится еще один ключевой персонаж — гениальный электрик-наркоман, спроектировавший систему дверей и замков в поезде (любимый актер Пона Сон Кан Хо, игравший главные роли в двух его фильмах). Все время вперед, к первым вагонам, где нежится на перинах самозваная элита, и обожествляемому жителями поезда святому Мотору, над которым денно и нощно бдит его создатель и владелец, диктатор Уилфорд (Эд Харрис). Его ближайшие приспешники — уродливая фанатичка в строгом костюме и очках, больше всего похожая на школьного завуча, получившего власть над вселенной, и молчаливый гигант-убийца (выдающиеся роли двух артистов-интеллектуалов — британки Тильды Суинтон и румына Влада Иванова) — сделают все возможное, чтобы воспрепятствовать бунтарям.

«Сквозь снег» лишь кажется апологией революции — хотя и в этом качестве был бы, мягко говоря, неплох. Эта визионерская футуристическая галлюцинация — по-корейски эксцентричная, гротесковая, дико смешная и до смешного дикая — еще и создана дьявольски умным человеком, способным сравниться в провокационно-стратегическом мышлении разве что с Ларсом фон Триером. Стремление к справедливости в экстремальных условиях апокалипсиса приводит к насилию и крови, хаосу и безумию, которые, если доводить дело до логического предела, уничтожат человечество полностью. Похоже, туда ему самая дорога, если унижение и подчинение ближнего ради собственного покоя, комфорта, да и просто удовольствия, зашиты в самих генах людей. А на другой чаше весов — бесстрастная расчетливая диктатура, выстраивающая ту же неизбежную систему подавления во имя всеобщего блага.

Тут-то и начинает казаться, что отказ российских прокатчиков, уже было купивших права на картину, выпускать ее на экраны (сегодня у нее нет российского дистрибьютора) — не осмотрительность нормальных бизнесменов, а чей-то политический заговор. Ведь более точного фильма о событиях, происходящих в сегодняшней РФ, попросту не существует. Хотя, если верить Пону Чжун Хо, лишняя рефлексия приносит только вред: бери в руку топор, в другую — факел, и вперед. Когда-нибудь же он должен кончиться, этот проклятый поезд.

20 декабря 2019
7

Необычная кинолента о революционной борьбе с классовым неравенством в условиях апокалипсиса. Ученые напортачили, Земля замёрзла, и только один пророк своего времени успел соорудить необычный ковчег в виде поезда, мчащегося по железной дороге, опоясывающей мир. Очень интересная идея с запоминающейся реализацией – казалось бы, что можно «наворотить» в условиях поезда, но тут куча уникальных маленьких пространств, на фоне которых разворачивается полноценный экшен и настоящая драма. Смотрится легко и на одном дыхании, персонажи вызывают искреннее сопереживание, а их жирующие противники – ненависть и отторжение, но… не все так просто. В общем, лучше посмотрите.

17 января 2020
7Трансполярный экспресс

Оригинальнейший футуристический сюжет - давненько я ничего подобного у корейцев не видел! - козырь, перебивающий и кровавые потасовки в стиле "Олдбоя" (опять - проходы через толпу врагов при помощи молотков и топоров), и драматичность революционных процессов, охвативших поезд с остатками человечества. Люди из общего вагона всегда имели виды на вагоны "СВ", и жаждущая оранжерей, дискотек, спа-салонов и стейков биомасса безбилетников с бесконечными боями прорывается к кабине мистера Уилфорда - конгениального Спасителя-Машиниста. Во главе восставших повстанцев - рефлексирующий бородач (белый), наркоман и ясновидящая (оба корейцы). Переборов пафос всеобщей толерантности и стёб над школьным образованием, ближе к концу мы узнаём подробность, по сравнению с которой известная гастрономическая истина о том, что корейцы едят собак. нам покажется безобидной нелепостью... В общем, этот фильм хранит массу интересных находок, на фоне которых наспех сбитая концовка с участием символа сочинской олимпиады несколько разочаровывает.

3 июня 2014
Взрыв мозга
8

Очень сильное кино, я в восторге, честно. Кажущийся бесконечным путь через поезд, который на самом деле занял не больше суток, путешествие от надежды до безнадежности, страшные картины бесчеловечности, на которые толкает отчаяние, голод и страх - все это собрано в одной ленте. Замкнутое пространство поезда удивительным образом вмещает в себя целый мир - жестокий, детерминированный, но при этом остающийся единственным островком безопасности посреди бесконечной ледяной пустоты. Очень здорово, мне понравилось.

20 января 2020
5

Азиатские фильмы нередко бывают жестоки, там какие-то свои представления на сей счёт. "Сквозь снег" в этом плане ещё ничего, хотя тоже не лёгкая прогулка.
Визуально фильм оставляет очень приличное впечатление, выдумка художников - особенно по части интерьеров - впечатляет. Чего они не только не засунули в поезд, несущийся по замёрзшей земле - и оранжереи, и аквариумы, и школьные кабинеты. А сцена с перестрелкой из разных вагонов берущего крутой поворот поезда (из-за чего вагоны оказываются друг напротив друга) - вообще новое слово в жанре боевика.
Если говорить о сюжете, с одной стороны это напоминает "Жёлтую стрелу" Пелевина, центральный образ которой: жизнь, как поезд, на котором герои едут из неоткуда в никуда, и непонятно, можно ли с него сойти, или так и придётся до конца ехать в нём. В "Сквозь снег" это тоже есть, но не так туманно описано, хотя всё равно, это чистой воды философия, социальная антиутопия и тому подобное.
Потому что если смотреть на историю чисто рационально, она не выдерживает критики - почему люди вообще сели на этот поезд, от чего они спасались? Даже ветхозаветная притча о ноевом ковчеге куда лучше обоснована - ковчег спасает от потопа, как ничто другое. Сказать же, что поезд - лучшее спасение от нечеловеческого мороза - будет очень большим преувеличением. Гораздо разумнее было бы создать оседлую колонию под куполом, вроде того, что планируют сделать на Луне или на Марсе.
Поэтому ясно, что поезд - это символ. Прежде всего - символ времени. Время - это рельсы, по которым мы можем двигаться только вперёд (машина времени пока не придумана). Жизнь - это поезд, в котором мы движемся из прошлого в будущее с теми, кто нас окружает. А дальше уже начинаются вопросы о структурировании: классы общества - это вагоны; чтобы перейти из одного в другой, надо очень постараться, потому что установившийся порядок препятствует этому. А если "перекинуться" захотят слишком многие, то это чревато хаосом. Старый вопрос о сочетании свободы и порядка. А ещё, конечно, вопрос о власти. Здесь почти воспроизводится притча о драконе, который бессмертен, потому что убивший его сам становится драконом.
В конечном итоге, можно сказать, что фильм о том, что любая достаточно жёсткая система однажды ломается, не выдержав собственной жёсткости. Она слишком неповоротлива, не может приспособиться ни ко внешним изменениям, ни к внутренним, особенно когда они значительны и резки. Но это уже чистая политология, если не сказать больше.

15 апреля 2014
1

Фильм очень слабенький. Вот одну звезду дам за непыльную (пусть и нелепую и невозможную в этом мире, по крайне мере) идею, а вторую даже дать не за что. Что поезд в замерзшем мире мчит сквозь снег годами (и ничто его не остановит, ни обвалы, ни катаклизмы, ни сломанные пути, ни горючее, кстати, на чем он вообще работает, в фильме как-то объясняется?) - это что-то новенькое. Танкеры с зомбями были, самолеты с зомбями были, массовые самоубийства от ветра были, а вот такого маразма - ещё не было. В чем суть фильма - понятно уже к середине, и это если вы медленно соображаете. Ничего нового. Плюс штампы, чтобы вызвать сострадание и понимание у домохозяек (любовь ко всем детям) или люмпенов (плохие богатеи попирают хороших бедняков). Вообще корейцы снимают годное кино, у них всегда неожиданный поворот и хэппи-энд не гарантирован даже если начало фильма было с прибауточками и плясками. Но это - не тот случай. Корейский режиссер и американская (в том числе) команда, влияние последней - ощутимо и (увы) предсказуемо. Финал слаб, как и весь фильм.

31 июля 2015
Все отзывы
Читайте также
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
30 ноября 2020
Лучшие корейские фильмы
Лучшие корейские фильмы
20 августа 2020
Классные фильмы, снятые корейскими режиссерами на Западе
Классные фильмы, снятые корейскими режиссерами на Западе
17 января 2020
Кинопремьеры недели: «Маяк», «Сквозь снег» и «Проксима»
Кинопремьеры недели: «Маяк», «Сквозь снег» и «Проксима»
15 января 2020