Киноафиша Москвы

Фильм «Теорема Zero»

The Zero Theorem (2013, США, Румыния, Великобритания)

7.1
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Теорема Зеро

Теорема Зеро (без перевода)

Смотреть трейлер

Терри Гиллиам в излюбленном жанре тоталитарной антиутопии

Возвращение Терри Гиллиама к эстетике его классических работ вроде «Бразилии» и «Двенадцати обезьян» — ироничная антиутопия про тоталитарное общество будущего. Бритый налысо Кристоф Вальц играет компьютерного гения, пытающегося разгадать заглавную теорему, которая должна доказать, есть ли у жизни на Земле смысл. В некотором роде, «Теорема Зеро» — попытка режиссера максимально обширно высказаться на все его привычные темы. В фильме также снялись Дэвид Тьюлис, Мэтт Деймон, Тильда Суинтон и Бен Уишоу.

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Василий Миловидов
отзывы:
102
оценок:
102
рейтинг:
1014
7

Копеечный магнум опус Терри Гиллиама

Неопределенное, но явно не далекое будущее. На загаженных улицах рекламируют церковь Бэтмена Освободителя, люди заняты на непонятных и, кажется, не очень важных работах, на вечеринках принято слушать музыку в собственном телефоне, и все в целом напоминает веселый кошмар антикапиталиста. Коэн Лет (Вальц), скрюченный мужчина с бритыми бровями и черепом, живет в заброшенной церкви, трудится кем-то вроде программиста и мечтает получить разрешение на работу из дома — герой уверен, что со дня на день ему должны позвонить и сообщить, в чем смысл жизни. Начальник (Деймон) идет ему навстречу с условием, что работать тот будет над доказательством теоремы, согласно которой жизнь как раз таки не имеет смысла.

«Теорема Zero» — снятое за копейки и в рекордные для Гиллиама сроки кино по сценарию преподавателя креативного письма, дебютанта в киношном деле и большого поклонника режиссера. Первую треть фильм и кажется этаким сделанным на коленке попурри, наскоро сшитой вереницей лучших режиссерских трюков. На экране происходит черт знает что, персонажи скороговоркой бубнят себе что-то под нос и выглядят так, будто костюмерами на фильме работала группа школьников, ограбивших магазин карнавальных костюмов. Как водится, в кадр то и дело заходят карлики. Примерно на сороковой минуте у Гиллиама явным образом заканчиваются деньги, и он запирает героя в церкви в компании двух-трех второстепенных персонажей — виртуальной проститутки, еще более виртуального психоаналитика в исполнении Тильды Суинтон и не по годам наглого и умного подростка-программиста. Не сказать, что фильм после этого становится значительно цельнее или сильно лучше, но то, что сперва казалось последней стадией маразма большого художника, на поверку оказывается в чем-то циничным, в чем-то по-наивному трогательным размышлением о смерти, одиночестве и тому подобном. Есть, определенно, ирония в том, как Гиллиам всю дорогу пытается втолковать своему герою, что Бога нет, никто не позвонит, так что просто успокойся. Учитывая, как прицельно высшие силы общаются с режиссером последние пару десятков лет, — звучит как самоуспокоение.

1
0
...
23 июня 2014

Лучшие отзывы о фильме «Теорема Zero»

Фото Вета Эстес
отзывы:
20
оценок:
23
рейтинг:
102
7

Когда художники создают утопии – они пророчествуют о рождении грядущей надежды. Если из-под отточенного пера мастера является антиутопия – это непреклонное свидетельство тому, что общество вновь очутилось на пороге неизбежных перемен. Оно требует реформирования себя, общества. И это ясно понимают все: и кто за них, и те, кто заведомо против… Но и надеждам, и реформациям доводится ждать. И, временами, пожалуй, довольно долго.
Многие пишущие определяют жанр картины Терри Гиллиама «Теорема Зеро» как антиутопию. Чаще всего, по напрашивающейся аналогии с антиутопией Дж. Оруэлла «1984». Да, некоторая схожесть наличествует. Несомненно. В обеих вещах речь идет о самовзрывающихся умозрительных тоталитарных обществах. Но и только. Все равно, что утверждать тождество между помидором и редиской по причинам лишь того, что оба предмета – овощи да корнеплоды. Слишком уж несходные у них свойства.
И если и прибегать к сравнениям, то я рискнул бы нырнуть по времени глубже. Куда как больше общего у «Теоремы Зеро» с творением Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Размах фантазии, сарказм, гротеск, изобилие красок и индивидуальность палитры, философская направленность… И определение жанра вырисовывается яснее - это мениппея, гротескно-философская фантасмагория.

Увы, нечастый гость в искусстве этот жанр. А в кинематографе «Теория Зеро» едва ли не первый образец его. Но и не только явной неординарностью отличается эта лента. В ней столько глубины, что придется, наверное, не раз нырять, чтобы узнать, а что же прячется на дне. И еще далеко до написания настоящей рецензии на эту ленту. Пока что только отзывы и наброски. Блестящая работа художника требует и соответствующего подхода…

6
0
...
18 июля 2014
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2012
3

Not a V for vendetta

Ничего хорошего написать о фильме, увы, не могу: заснул, потом будучи неспособным смотреть на футуристический цирк, покинул кинозал. Возможны, не сложились звезды.

5
0
...
5 июля 2014
Фото Po Ka
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
4
9

Отличный фильм, игра актеров, сценарий, сюжет, и так далее на высшем уровне.
В первую секунду после фильма показалось, что фильм не закончен, но включив мозг всё стало на свои места!
Рекомендую расслабиться физически, включить извилины и ни на секунду не отвлекаться от фильма и тогда фильм точно очень понравиться!!!

4
0
...
23 июля 2014
Фото Alex Magnum
отзывы:
5
оценок:
17
рейтинг:
13
9

Кино не для всех. К сожалению, многие вышли из кинозала недосмотрев. Не стоит ждать кого-то экшен как в фильме 12 обезьян. И уж точно не стоит смотреть фильм как классическое голивудское кино с острым сюжет и моралью в конце. Фильм рассчитан на искушенного зрителя, умеющего расшифровывать аллегории. По мне, так это, один из лучших арт-хаусных фильмов. Очень емко. Игра актеров только усиливает эффект от авторской задумки. Кристоф фальц охуенен

Автор делится со зрителем своим видением и пониманием жизни, бога, смысла бытия и природы человека.Точка зрения автора, надо отметить, понравится не всем, она холодная и циничная, но правдивая, изложена в форме сюрреалисточной истории о замкнутом в себе и не людимом компьютерном гении, работающему на крупную корпорацию. Историю рассказанную на экране стоит толковать как иносказание жизни человека. В той же хронологии, и с теми же этапами жизненного пути, как и любого человека. Поиск смысла бытия. Поиск бога. Осознание невозможности постижения смысла жизни, за отведенное богом время . Обретение любви. Утрата любви. Надежда на божественное проведение. И в финале жизненного пути, осознание того, что бога нет, нет никакой жизни после смерти, нет никакой силы свыше, нет ничего сакрального и нет смысла жизни, а значит были тщетны попытки все это найти. Жизнь есть побочный эффект нашего мироздания и тратить этот незаслуженный подарок на поиск смысла жизни идиотизм. Есть только хаос вселенной. Но из-за слабости человека, мы пытаемся его искусственно упорядочить. А кое-кто пытается упорядочить его с целью извлечения собственной выгоды: церковь, религия и власть.
В фильме все символично. Ожидание звонка телефона - это ожидание знака божественного проявления. Руководство компании - это общество, с его правилами и табу. Видеокамеры по дому- это мораль и нравственность в назидание человеку, это общественный контроль. Неспроста камера вмонтирована в голову Христа распятого на кресте и в зеркало. Геллиам намекает, что всю жизнь мы проживаем под присмотром общества, и избавиться от этого контроля очень сложно. И это же общество выдумало карающего бога, Образ Проститутки Бенси показан как проявление чистой любви. Дом героя кристоф фальца не зря представляет собой старую никому не нужную церковь с устаревшими образами праведников.Теорема зеро - это теорема об отсутствии смысла жизни, о том , что мы образовались из ничего и вернемся в исходное состояние. Вторым планом режиссер говорит о проблеме сверхразвитого индивидуалистичного современного общества, о том, что невозможно ничем удивить и по-настоящему заинтересовать современного человека. Всему уже найдено объяснение в современном мире, все изучено, увидено, прочитано и услышано. Современный мир стал синтетическим, в нем нет места страхам. Теперь нет необходимости получать личный опыт - можно просто открыть страничку в интернете. Такая вот странная антиутопия вышла.

3
0
...
10 июля 2014
Фото Адель Терегулова
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
11
5

Я давно отношусь к творчеству Гиллиама с интересом и симпатией. Каждая работа режиссера сулит новое погружение в его сюрреалистичные миры. С Терри никогда не знаешь, где в следующем кадре на тебя выбежит свирепый карлик или вынырнет из ближайшей пещеры одноглазое очарование.
На этот раз, мы видим не сильно отдаленное будущее человечества, где (какая неожиданность!) технический прогресс не оставил от былых видов человеческих взаимоотношений ни следа. Как водится, всюду камеры и большой брат следит за тобой из под каждой половицы, особенно, понравилась камера слежения вместо головы на распятии Иисуса. Отличие этой антиутопии в том, что в этом капиталистическом будущем никто не сопротивляется, что он примитивный паразит в пестрой одежке, чей убогий образ жизни сводится к потреблению предлагаемых товаров и услуг. Здесь нет никаких анархистов, все согласны заниматься сексом в вирте, одевая для подключки идиотские костюмы и вообще нюхать жизнь в противогазе.
Компания Mancams, которая, якобы, печется о комфорте мирян, на деле, просто следит за каждым шагом своих рабов системы. Но с владельцем компании есть интересный момент: Мэт Дэймон хочет доказать таинственную теорему Зеро, за решение которой, в итоге, и берется наш главный бритый друг - Кристоф Вальц(Коен). Наш прелестный гик аутист( «минимум тела, максимум интеллекта») является таким же винтиком системы, но есть важное отличие: он это осознает и ему это не нравится. Этот ходячий букет психических расстройств верит, что ему вот-вот поступит звонок свыше, который выдаст ему откровение о сокровенном смысле его жизни. А пока звонка нет, Коен ведет существование наподобие законсервированной устрицы в своей ракушке, дожидаясь момента, когда уже можно будет начать жить осмысленно. Но внешний мир все равно врывается в его жилище (это, к слову, заброшенная после затопления церковь) и выбивает хлипкие подпорки его комфортной жизни в изоляции. Визиты виртуальной проститутки начинают сменяться вторжениями сына главы ManCams в сопровождении свирепых секьюров отца. Далее героя буквально закручивает в звенящую голосами и обрывками лиц, бурлящую эмоциональными срывами и новыми откровениями карусель событий.
На протяжении всего фильма, как и главный герой ждущий своего звонка о смысле жизни, ждешь, что сюжет вдруг из закрученной спирали развернется в некое новое откровение для пресыщенного зрителя. Все лихорадочное действо выглядит, как одна большая преамбула к какой-то поистине глубокой для понимания развязке. Но, пообжигавшись на молоке, главный герой таки начинает обретать мир с самим собой, а разгадка великой и ужасной теоремы Зеро, оказывается, нужна главе Mancams только для того, чтобы еще больше приумножить свой капитал. Хоть бы мир хотел захватить, уже какая-то стоящая идея, здесь же всё нарочито примитивно: какое стадо, таков и пастух.
Я получила удовольствие от смешной Тильды-психолога и костюмного мимикриста Деймона. Очень интересен был Кристов Вальц в новом для себя амплуа и, считаю, он отлично справился. Картина вышла одновременно смешной и мрачноватой, не смотря на минимум декораций, сюжет очень динамичный, так что скучно не будет точно. Но сценарий сыроват, заметно, что режиссер решил ничего не дорабатывать и снял на скорую руку по тому, что было, без поправок. Поэтому намеренно обрезанный конец, на самом деле, не оставляет никакого открытого вопроса, как задумывал Гиллиам, претензия на глубокий смысл, на мой взгляд, не удалась. Это точно не лучшая работа Терри, но поклонники режиссера все равно непременно вынесут для себя что-то интересное из просмотра теоремы Зеро.

3
0
...
7 июля 2014

Галерея
Добавить фото

Информация от прокатчика «Теорема Zero»

Информация предоставлена компанией «Синема Престиж»

Компьютерный гений Коэн Лэт, перманентно пребывающий в депрессии и страдающий всеми фобиями, какие только есть, ждет-ждет-ждет телефонного звонка. Он уверен, что Некто (возможно, сам Создатель) — по телефону — наконец-то объяснит, зачем его, Коэна, мама родила. А пока жизнь подбрасывает ему варианты ответов. Может, Коэну предназначено доказать теорему Zero, из-за которой свихнулось немало ученых? А может, плюнуть на успехи в труде и отправиться на необитаемый остров с душевной и, кстати, умопомрачительно сексапильной Бейнсли, то ли реальной девушкой по вызову, то ли компьютерной программой, призванной снимать напряжение у переутомившихся гиков? Или просто навсегда уйти в виртуальный мир и познать там вечное блаженство?.. А может, загадочное Руководство, поручившее ему доказательство теоремы, и есть Создатель?