Роль в этом фильме стала последней для Хита Леджера, ушедшего из жизни 22 января 2008 года.
Трагическая смерть актера во время съемок грозила закрытием проекта, однако Терри Гиллиам сумел изменить сюжет так, чтобы не потерять ни кадра из того, что актер уже успел сделать для фильма. Каждая из ролей, сыгранных Джонни Деппом, Колином Фарреллом и Джудом Лоу, представляет собой одну из ипостасей героя, которого играл Хит Леджер. «Я очень признателен Джонни, Колину и Джуду за то, что они присоединились к проекту, а также всем, благодаря кому мы сумели завершить работу над фильмом, и я очень рад, что блестящую игру Хита увидят зрители» — режиссер Терри Гиллиам.
Путешествуя по миру вместе со своей труппой, доктор Парнас дает возможность зрителям шоу пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир. Однако магический дар Парнаса имеет свою цену: в течение многих веков он играет в азартные игры с самим дьяволом, который собирается прийти и забрать свой приз — дочь Парнаса Валентину. Но в Лондоне к труппе присоединяется загадочный незнакомец по имени Тони (Хит Леджер), в которого влюбляется Валентина.
Мистика, Приключение, Фэнтези |
14+ |
Терри Гиллиам |
1 октября 2009 |
28 января 2010 |
2 часа 3 минуты |
sonyclassics.com |
Тысячелетний иллюзионист доктор Парнас (Пламмер) ездит по современному Лондону на самоходном вертепе с карликом (Тройер) на запятках, дочкой-куколкой (Коул) и влюбленным в дочку ассистентом (Гарфилд), предлагая лондонцам малобюджетные экскурсы в мир грез. Лондонцы, давно привыкшие к другим развлечениям, кидают в него пивными банками, из подворотни грозит щегольской тросточкой черт (Уэйтс), которому Парнас, как все тысячелетние фокусники, крупно задолжал. Вынув из петли незнакомца, не то повесившегося, не то кем-то повешенного на мосту Блэкфрайерс (традиционном месте для упокоения мошенников), труппа еще больше усложняет себе жизнь. Висельник (Леджер) оказывается человеком новой формации: он быстренько придумывает, как поставить балаган на коммерческую основу, оттирает карлика с ассистентом, мягко подкатывает к дочке — в общем, интуитивно льет воду на мельницу кредитора с тросточкой.
Трудно сказать, когда именно Терри Гиллиам из автора собственных фильмов превратился в их персонажа, но тем не менее факт: злоключения его собственного передвижного балагана, вечно глохнущего, теряющего колеса, грозящего вот-вот окончательно рассыпаться прямо посреди скоростной магистрали большого кинопроизводства, давно уже увлекательней, поучительней и драматичней, чем те нечастые представления, которые этот балаган с грехом пополам дает. К чести Гиллиама, он явно в курсе случившейся с ним незадачи, и чем сетовать на стабильно злой рок (на съемках «Воображариума» кроме не проснувшегося в самый неподходящий момент Леджера еще умер продюсер, а сам Гиллиам попал под автомобиль), с готовностью берет его в соавторы. Его последний фильм сделан будто в четыре руки — самим Гиллиамом и обстоятельствами, упорно пытающимися выбить из-под него режиссерский стульчик, — и самые лучшие его моменты, кажется, рождены именно в этом странном диалоге. «Воображариум» имел все шансы выйти самовлюбленной побасенкой про муки пенсионерского творчества (стареющий волшебник, равнодушные зрители, хваткий антрепренер — расклад здесь так прозрачен, что временами неловко). Тем более Гиллиам и правда постарел — он заговаривается, чудит, перебарщивает с фокусами, и гладкие компьютерные эффекты идут ему меньше, чем оптические фокусы и гипсовая бутафория времен «Барона Мюнхаузена» и «Бандитов времени» (впрочем, момент, когда механическая бабушка, пилотируемая Томом Уэйтсом, пожирает русских бандитов, не испортить никакими пикселями). Но внесенные судьбой коррективы придают фильму жутковатую глубину. Мертвый Леджер раз за разом лезет в одну и ту же петлю; вынужденная чехарда со знаменитыми дублерами в итоге выстраивается в безупречную метафору того, как на пути к смерти с человека одна за другой слетают личины: превратившись в волшебном зеркале в Джонни Деппа, герой довольно хмыкает, став в следующем Джудом Лоу, уже немного смущается, финальная же инкарнация — Колин Фаррелл — оказывается самой обидной и смехотворной. Гиллиама принято жалеть за его невезение. Но высшие силы, на первый взгляд действительно поставившие своей целью вогнать фантазера по маковку в землю, может статься, пытаются на свой жестокий манер помочь ему — не дать засахариться, поскучнеть, запутаться в завитушках собственного воображения. В конечном счете вполне может оказаться, что там, наверху, он кому-то по-настоящему нравится.
Что? Вас уже выпустили из Сумасшедшего дома? Простите - навеяло...
Просмотр картины оставляет чувство какого-то параноидального бреда.Мелькают люди лица диалоги,а сценария,как такового и нет.Создается впечатление,что фильм попросту "надерган",местами это "Мулен Руж",фрагментами "Братья Гримм",а в конце и вовсе "2012"...Все это "кэролловское" безумие не скреплено никаким мало-мальски объяснимым сюжетом. Фильм оставляет много вопросов,ответы на которые создатели давать по-видимому и не собирались.
Не спасает даже присутствие мировых звезд,точнее их участие,так как и Джонни Депп и Джуд Лоу появляются там минут на пять,не больше (ну видимо заняты были,заскочили в обеденный перерыв).
Как я уже говорила,фильм напоминает Братьев Гримм,и не только участием Хита Леджера,а самой атмосферой, даже некоторыми сценами. Но если там,при всей странности,все же есть четко выстроенная сюжетная линия,то здесь вообще в этом отношении полный абсурд. Братья Гримм не привлекли особого внимания публики,но все же были достаточно интересны,особенно для первого просмотра.
Но здесь...
Пытаясь удивить публику,и явно позаимствовав образ дьявола,то ли у Гете,то ли у Булгакова,добавив сцены,не вошедшие в Братьев Гримм(не пропадать же добру),и приправив все это изрядным количеством звездных имен , Гиллиам состряпал мистически-фантастическое зрелище.Успешно компенсируя отсутствие сюжета - довольно бездарными спецэффектами.Да еще и с претензией на гениальность.
Удивил,но не фильмом,а эффектом,который он(судя по комментариям)производит на зрителя. Чаще всего,наша проблема,в том,что мы зависим от чужого мнения.Что писали критики? "Кино со смыслом" , "кино не для всех".Пытаясь стать этими "не всеми",и найти в этом "ночном бреде" тот самый глубокий смысл,люди просто боятся признаться себе и окружающим в том,что "Король то - голый". Самое интересное,что такие "портные",о которых писал великий сказочник - существуют и в двадцать первом веке. Дуря людей,и выдавая несуществующее за действительное.
Только что имела счастье посмотреть этот гениальный фильм..гениальный игрой актеров, гениальный "картинкой", гениальный масштабом действия, гениальный по воротом сюжета. Не сомотря на то, что это фэнтази - он заставляет задуматься...очень, очень советую! если только наши переводчики его не испортят...
Сюрреализм от Терри воспринимается очень свежо и Воображариум доктора Парнаса, незаметно для самого зрителя, становится вообржжариумом каждого. Терри Галлиам, подобно Дали, лишь дает нам набор образов - карлик, дьявол, Лили Коул, бедные и богатые, черное и белое и т.п. А в какой пропорции, последовательности все это выставлять, какие сюжеты и связи устанавливать - дело и задача зрителя, сюжет-то в фильме не на первом месте.
Расстроилась. Потому что ждала фильм и потому что он действительно мог бы быть шедевром, если бы не случись ему стать таким середнячком.
Не спасли от разочарования ни беспроигрышный жанр приключенческой сказки-притчи, ни этот милый и действительно концептуально-красивый стиль Гиллиамовского изложения.
Лишь внимательное разглядывание известных и не очень морд ну хоть как-то помогало не уйти в мир собственного воображения (то что бессознательное и у некоторых сопровождается храпом).
Поскучнела я вот почему: где-то в самом начале что-то екнуло и показалось что я вижу то, что станет достойным альтернативным мировоззрением одного неглупого человека-режиссера. Показалось что все эти перештампованные идеи (очень может быть справедливые и невиноватые что их затаскали) про вселенский дуализм, про недоброе-незлое, про «пойдешь направо коня потеряешь», про мелкий шрифт в договорах, про дружелюбных хитрюшек-дияволов и про то что всё всегда опять из-за баб здесь просто выжгут напалмом, станцуют на пепле, что-нибудь нарисуют и заснут.
На это намекало имя режиссера, а так же слишком прямолинейное (местами топорное) изложение заезженной фабулы, и поэтому просто не могущее не быть ироничным.
А все оказалось настолько серьезным, насколько в принципе не может быть. То есть вроде как ты своими глазами видел как подожгли фитиль, и ты честно сидел и смотрел как он оставляя серый след завернул за угол, и уже завороженный рефлекторно прищуриваешься и руки тянешь к ушам…а там тихо все и ничего не бабахает. Конец фильма.
«Говорят царь ненастоящий» думаешь ты и грустно идешь поднимать настроение монтипайтоном.
Так что скиснув к концу фильма вместе с самим фильмом, я все-таки решила думать что у Гиллиама именно не получилось то что задумывалось (не обязательно что хотела я, но обязательно радикально иное), и не в коем случае не думать, что то что именно задумывалось то и получлось.
А так, конечно, фильм нормальный. ничешный такой.
Многочисленная реакция «это кино заставляет задумываться!» обеспечена.
о-хо-хох.
А что вы хотели? Гиллиам опять снял печальнейшую сказку. Но в этот раз настолько, что даже забываешь про смерть незабвенного Леджера. Убивает диагноз, зло и скорбно поставленный режиссером своим современникам (а может и себе), – смерть воображения. Всех и каждого, нашего… и уже не нашего, потому что подконтрольного той силе, что отнимает его как самое живое и настоящее, творческое и созидательное в нас и дает взамен иллюзию обладания сбывшейся мечтой. Ложь, пустышку, фальшивую драгоценность сделанного со всеми удобствами и по самой что ни на есть стандартной мерке зрелища.
Человек с воображением никогда не будет ловить мечту как бабочку в сачок, отхватывать ее как покупку в магазине, заполучать как приз в игре или бонус в выгодной сделке…
Но жизнь с воображением требует усилий души, интеллекта, мужества мучиться радостью быть собой. И без него так просто! Заплатил проводнику – и лети, все, что увидишь, – твой пустой без красоты и правды мир, только увеличенный, приукрашенный, припудренный, огламуренный и позлащенный. Ничего нового, сплошное удовольствие узнавания, галлюцинация той же самой пустотой, пусть и изрядно наштукатуренной для пущего товарного вида (о, Пандора!).
Воображение мечты – для тех, кто жаждет остаться голодным. Воображариум зрелища – для тех, кто ждет пресыщения, думая, что это и есть полное, тотальное обладание мечтой. А на самом деле – дверка, за которой сера, огнь и жуткая улыбка того, кому так скучны люди, мелкость их душ и плоскость фантазий (и если бы о квартирном вопросе!)…
Лишь один будоражит испробовавшее, казалось бы, все-все-все воображение Сатаны. Это художник. Проводник в зазеркалье. Творец грез. Выдумщик сказок. Познавший истину, вечность, жизнь, могущество, славу, позор, красоту, безобразие... Рождающий новые миры и миги. И с легкостью променявший все это на единственную Любовь.
Но в нашем мире, где он уже не бессмертен и одинок, он жалок. Особенно когда появляется рядом «творец» нового времени, зазывала и шоумен, распорядитель и распределитель удовольствий, мэтр-де-Plaisir. У него тысяча лиц, и все прекрасны. И каждое лжет, как носатая маска. Лжет, потому что знает правду, то, что на самом деле от него хотят люди – улучшенных копий себя в улучшенной копии мира. Переезда в иную реальность на выгодных условиях, туризм в красоту, мечту, счастье, радость, со всеми удобствами, первым классом. А по большому счету – обмана, ставшего синонимом воображения во времена, когда даже добро и милосердие – всего лишь яркие блестки-приманки на очередной зазывалке «стань кем-то там…», гипнотические образы тридэвизуального характера, галлюцинации, придуманные ловким фокусником специально для тех, у кого давно не хватает воображения творить добро своими силами (без помощи фондов помощи сиротам и прочих закличек в истину и справедливость).
А наш художник? Заключив договор с Сатаной, он терпит распорядителя удовольствий, превращаясь из творца света в жалкого раба зрелища ДЛЯ ВСЕХ лишенных воображения. И пусть он (по просьбе самого дьявола) побеждает лжетворца (зазывалу, шоумена), и пусть он спасает дочь (она счастлива в финале без всяких ухищрений фантазии – у нее дружная семья), финал печален. Некогда истинный творец торгует своим некогда прекрасным воображаемым миром, уменьшенным до кукольной величины, картонным и, скорее всего, одноразовым для тех детей, которым его покупают (о, будущее!)…
Наврал Гиллиам? Все выдумал? Или вообразил? И достойны ли мы его воображения, его сказки? И такого конца Воображариума?
Один раз посмотрела пока и, возможно, преувеличиваю, но по мне словно каток проехал. Грустно! И совсем не сказочно...