В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу, по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.
Фант астика, Драма |
16+ |
Терри Гиллиам |
20 февраля 1985 |
2 часа 12 минут |
В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка (Прайс) непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу (Грейст), по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.
«Бразилия» — это Оруэлл, переписанный Хармсом, Фриц Ланг, переснятый братьями Коэн, некролог, пересказанный в форме анекдота. Обращение участника «Монти Пайтона» к тяжеловесному и праведному жанру антиутопии странно лишь на первый взгляд: что может быть более абсурдным, чем будущее? Гиллиам, никогда не живший в СССР, гениально угадал эстетику тоталитаризма: гиллиамовский дивный новый мир — ржавое, затянутое паутиной царство всеобщего бардака, где главный враг не министр, не следователь, не палач, а сантехник. Иррациональная эффективность всей этой скрипучей допотопной машинерии на деле оказывается куда более зловещей, чем стерильное всевластие компьютеров, обыкновенно изображаемое в подобных фильмах. И куда смешнее: ведь в «Бразилии» еще есть диссидент от коммунальных служб Де Ниро, мамаша с ее пластическими операциями, возлюбленная, водящая грузовик, и тысяча мелочей вроде собачки с заклеенным крест-накрест анусом. Пессимистическая комедия Гиллиама, если верить легенде, первоначально должна была называться «1984 с половиной», но съемки затянулись. Жаль, название хорошее — впрочем, подошло бы и «2006».