Киноафиша Москвы

Фильм «Бразилия»

Brazil (1985, Великобритания)

6.9
Кино: «Бразилия»

Кино Терри Гиллиама про тоталитарное общество будущего

В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу, по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1161
оценок:
784
рейтинг:
18148
9

В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка (Прайс) непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу (Грейст), по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.

«Бразилия» — это Оруэлл, переписанный Хармсом, Фриц Ланг, переснятый братьями Коэн, некролог, пересказанный в форме анекдота. Обращение участника «Монти Пайтона» к тяжеловесному и праведному жанру антиутопии странно лишь на первый взгляд: что может быть более абсурдным, чем будущее? Гиллиам, никогда не живший в СССР, гениально угадал эстетику тоталитаризма: гиллиамовский дивный новый мир — ржавое, затянутое паутиной царство всеобщего бардака, где главный враг не министр, не следователь, не палач, а сантехник. Иррациональная эффективность всей этой скрипучей допотопной машинерии на деле оказывается куда более зловещей, чем стерильное всевластие компьютеров, обыкновенно изображаемое в подобных фильмах. И куда смешнее: ведь в «Бразилии» еще есть диссидент от коммунальных служб Де Ниро, мамаша с ее пластическими операциями, возлюбленная, водящая грузовик, и тысяча мелочей вроде собачки с заклеенным крест-накрест анусом. Пессимистическая комедия Гиллиама, если верить легенде, первоначально должна была называться «1984 с половиной», но съемки затянулись. Жаль, название хорошее — впрочем, подошло бы и «2006».

Отзывы пользователей о фильме «Бразилия»

Фото Alexander Popov
отзывы:
29
оценок:
208
рейтинг:
42
9

Этот фильм отложился у меня в памяти со школьных времен. В то время он был бессмысленной абракадаброй для меня, но некоторые эпизоды очень ярко помню. Это послужило толчком к пересмотру фильма. Главный герой кажется слабым винтиком в параноидальном утопичном государстве. Но это только видимость. Пытаясь разобраться в бюрократической ошибке, он, бросает вызов "гигантскому монстру". Сюжетная динамика к финалу возрастает и в развязке наказание неминуемо... но наказание ли это?

Фото Igor'
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
5

Интересно писать про такие фильмы, которые не выходят из моды в течение двадцати лет с момента их выпуска на экран. Если в основе такого фильма ещё лежит сюжет о будущем, в котором мы рано или поздно будем жить, то про такой фильм становится интересно писать вдвойне, так как можно рассуждать о нём со всех обычных сторон, а ещё плюс подумать над тем, в чём автор оказался прав, а в чём он промахнулся.
Случай с «Бразилией» Тэрри Гильяма не то чтобы уникален, но замечателен. Прогноз не такого далёкого, (я не думаю, что режиссёр целился куда-то в лукасовские времена космолётов и космических войн), возможно, максимум лет двадцать, будущего. Двадцать лет прошло. Прошло даже больше. Всё на самом деле так и есть, как говорил великий режиссёр: корпорации владеют людьми, люди не владеют собой, телевидение забралось даже в ванную комнату, женщины преклонного возраста молодятся благодаря поастической хирургии, кто умпешно, кто нет, это уже другой вопрос, террористы взрывают всё подряд, государству всё тяжелее с ними бороться. Задумка о министерстве информации вообще гениальна, и если тогда, в восьмидесятые она могла расцениваться как что-то из ряда вон выходящее, то в наше время это абсолютно реальная тема дня. Точно также можно сказать и о министерстве сбора информации. Слышали? Этим теперь занимаются в министерствах. Возможно, единственным моментом, в котором я не могу позволить себе согласиться с Гильямом, так это то, что память стирают. Хотя, если порассуждать, то личность из тела выбить наши законы теперь в состоянии… Одним словом, картинка похожая получается. Причём, если сравнивать это кино с похожими лентами, то можно сказать, что в отличии от «1984» мир выглядит в «Бразилии» более симпатичным. И сам главный герой, Сэм Лоури, вызывает само собой, больше позитивных чувств нежели герой фильма об Океании.
Идее всепобеждения любви, которой пропитан весь фильм, приходится проходить через реально жестокие испытания. Кто такой обычный человек? Да никто, это просто личный номер его кабинета в секторе Б дробь 2 плюс небольшая горка бумаг и его компьютер на тридцать седьмом этаже его министерства. А что такое человек неравнодушный, даже, можно сказать, человек влюблённый, который сидит в этом же здании? Это всё. Это то существо, которое ради любви может свернуть горы. И плевать каким образом он это будет делать. С помощью нормальных путей, легальных, признанных пропитанным бюрократизмом обществах, либо с помощью ручки заряда с динамитом. Он это сделает в любом случае. Сделает и в конце-концов будет всё равно счастлив.
Концовку фильма можно трактовать по разному. Не вопрос, можете обвинить меня в излишнем оптимизме. Можете сказать, что ему стёрло нафиг память, и последние двадцать минут просто вычеркнуть из ленты. Но ведь из песни слов не выкинешь. По-моему, Гиллиам просто предлагает нам два варианта концовки. Первый, он для таких убеждённых оптимистов, как я. Второй, он для тех, кто не верит в полноценность и закономерность конфликта личности и общества. Я выбрал первый. Он мне ближе, и с ним как-то легче дальше живётся. После такого решения с концовкой, можно ехать в метро, стоять в пробке, и всё равно улыбаться…
В общем, человек то может попереть против системы, получится у него или нет, это уже другой вопрос. Зависит только от серьёзности. Ещё, то что человек находится в плену у самого себя, тоже играет немаловажную роль. Ведь тот монстр, в котором Сэм борется в своих снах, это он сам.

Фото Corvin
отзывы:
54
оценок:
54
рейтинг:
75
9

"Бразилия" - четкий ответ на вопрос, существует ли массовое авторское кино. Аккуратно и последовательно, не обращая внимания на условные рефлексы, Гиллиам шлифует собственное понимание утопии.

Серые стены, серые будни, серые люди. Концепт дня, повторяющийся от рассвета до заката. Кажется, что солнце остановилось в статусе сумерек, и обозреватель - лишь жук в янтаре. Серые люди, деление вместо секса, вода вместо крови. Неудачная шутка г. Бога.

Мы - лишь муравьи, неспособные к нестандартному мышлению без вмешательства извне. Эффект толпы управляет массами, бизнес-процессы держат в стойле каждую функциональную единицу. Это ли не слепок нашего мира - без эмоциональной шелухи?

И только одна деталь никак не вписывается в общую безысходность. Среди проржавевших бюрократических аллегорий, среди повального обезличивания, в застенках тоталитарного режима - как подсказка проваливающемуся студенту-неудачнику. Гиллиам предлагает не надежду, но символ. Что-то неуловимое, но неожиданно мощное выбралось "из пены уходящего потока...".

Такая она и есть, эта любовь. Неуклюжая, местами потрепанная, будто бы собравшая всю грязь этого мира, впитавшая его горести.

Будет много непонятых лент, бесценного монтипайтоновского юмора и, конечно же Лас-Вегас с Деппом. Но эту подсказку Гиллиам даст только однажды.

Только один раз.

Любовь.

Фото oupsss
отзывы:
96
оценок:
217
рейтинг:
135
9

Фильм не похожий не на один из тех, что я смотрела! Особенно понравилось переключение от сознательного к бессознательному, от "рабочего" - к "аристократии". Декорации - просто гениальные! Плакаты, архитектура, костюмы - разглядывала с удовольствием! Очень глубокий смысл, постановка - многогранная. Обязательно пересмотрю!

Фото belomor3k
отзывы:
102
оценок:
113
рейтинг:
101
9

Что происходит, когда бюрократ влюбляется?

Конфликт между личностью-индивидуальностью-персоной и системой, жёстко регулирующей каждый свой элемент бесконечным количеством унифицированных правил, предписаний, контролей, запретов и штрафов.

Сэм – бюрократ средней степени важности в тотально полицейском государстве, где кажется, что вся жизнь каждого человека посвящена поддержанию бюрократии ради самой бюрократии. Причём работник он отменный и ценится руководством. К тому же, у Сэма влиятельная мать, которой ничего не стоит обеспечить блестящую карьеру и спокойное будущее своему единственному чаду. Выглядит, будто парню невероятно везёт в жизни. Если бы не одно но – его волшебные сны, в которых Сэм предстаёт в образе боевого ангела света, что стремится освободить любимую из клетки неприглядной реальности и отбить от жуткого монстра – гигантской машины контроля. А развитие сюжет начинает в тот момент, когда Сэм, давно уже привыкший к своей достаточно складной жизни неожиданно встречает ЕЁ из снов наяву. Естественно, он всеми силами пытается найти её, познакомиться с ней, объясниться её в любви. А так как Сэм – человек неприспособленный к жизни за пределами работы и дома, он допускает несколько необдуманных и глупых шагов, выбиваясь вдруг из привычной системы существования. Правда система подобных выходок не прощает и неё имеется неслабый арсенал защитных средств против таких вот проявления своенравия.

В принципе, стартовая сцена, в которой взрывается витрина магазина с телевизорами, по которым в этот же момент министр информации посвящает нас в политику партии – горящий, лежащий на боку, на фоне пожара голубой экран тем не менее работает и сохраняет невозмутимость и спокойствие картинки – очерчивает общую канву повествования.

Интересный психологический ход делают авторы фильма: Сэм, если разобраться досконально в этом персонаже, мерзкий тип. Слабый, часто глупый, капризный и пугливый. Он большую часть времени, когда нужно оставаться собранным и спокойным, проводит в панике с писклявыми криками и хаотичными движениями рук и ног. Его же возлюбленная Джилл – само воплощение мужика – короткая стрижка, тяжёлая кожаная куртка, армейские ботинки и сигарета в зубах. К тому же она водит огромный инфернальный грузовик. К внешнему виду добавляется мужское спокойствие и рассудительность. Реальность, как это обычно бывает, соответствует снам полностью до наоборот. Ведь в снах Сэма – он бесстрашный герой-боец, а она – беззащитная лань в руках тирана... Несмотря ни на что они влюбляются и в реальности. Правда о «жили они долго и счастливо...» в этом фильме речи не идёт.

Надо отдать должное Гиллиаму, Стоппарду и МакКоуэну за ту альтернативную реальность, что они выдумал для своих героев. В ней всё продумано – каждая деталь, каждая мелочь, как впрочем и глобальная атмосфера ультратоталитарного государства. Благодаря этой кропотливости создателей, погружение в мир «Бразилии» происходит всерьёз и надолго. Так же стоит отметить необычную работу оператора, который не боится экспериментов, смелых решений и любит использовать приёмы нуара для усугубления воздействия на зрителя.

Очень необычное и странное, тщательно проработанное в деталях, усиленное неплохой игрой актёров и безусловно запоминающееся кино.

10 из 10. Мой очередной киношедевр.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить