Фильм

Фильм Бразилия

Brazil (1985, Великобритания, США), IMDb: 7.9

7.7
7.9
© Embassy International Pictures
1/21

Кино Терри Гиллиама про тоталитарное общество будущего

В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу, по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.

СтранаВеликобритания, США
Продолжительность2 часа 12 минут
Дата выхода20 февраля 1985
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Бразилия»

9

В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка (Прайс) непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу (Грейст), по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.

«Бразилия» — это Оруэлл, переписанный Хармсом, Фриц Ланг, переснятый братьями Коэн, некролог, пересказанный в форме анекдота. Обращение участника «Монти Пайтона» к тяжеловесному и праведному жанру антиутопии странно лишь на первый взгляд: что может быть более абсурдным, чем будущее? Гиллиам, никогда не живший в СССР, гениально угадал эстетику тоталитаризма: гиллиамовский дивный новый мир — ржавое, затянутое паутиной царство всеобщего бардака, где главный враг не министр, не следователь, не палач, а сантехник. Иррациональная эффективность всей этой скрипучей допотопной машинерии на деле оказывается куда более зловещей, чем стерильное всевластие компьютеров, обыкновенно изображаемое в подобных фильмах. И куда смешнее: ведь в «Бразилии» еще есть диссидент от коммунальных служб Де Ниро, мамаша с ее пластическими операциями, возлюбленная, водящая грузовик, и тысяча мелочей вроде собачки с заклеенным крест-накрест анусом. Пессимистическая комедия Гиллиама, если верить легенде, первоначально должна была называться «1984 с половиной», но съемки затянулись. Жаль, название хорошее — впрочем, подошло бы и «2006».

4 мая 2007
9

Этот фильм отложился у меня в памяти со школьных времен. В то время он был бессмысленной абракадаброй для меня, но некоторые эпизоды очень ярко помню. Это послужило толчком к пересмотру фильма. Главный герой кажется слабым винтиком в параноидальном утопичном государстве. Но это только видимость. Пытаясь разобраться в бюрократической ошибке, он, бросает вызов "гигантскому монстру". Сюжетная динамика к финалу возрастает и в развязке наказание неминуемо... но наказание ли это?

11 августа 2007
9

"Бразилия" - четкий ответ на вопрос, существует ли массовое авторское кино. Аккуратно и последовательно, не обращая внимания на условные рефлексы, Гиллиам шлифует собственное понимание утопии.

Серые стены, серые будни, серые люди. Концепт дня, повторяющийся от рассвета до заката. Кажется, что солнце остановилось в статусе сумерек, и обозреватель - лишь жук в янтаре. Серые люди, деление вместо секса, вода вместо крови. Неудачная шутка г. Бога.

Мы - лишь муравьи, неспособные к нестандартному мышлению без вмешательства извне. Эффект толпы управляет массами, бизнес-процессы держат в стойле каждую функциональную единицу. Это ли не слепок нашего мира - без эмоциональной шелухи?

И только одна деталь никак не вписывается в общую безысходность. Среди проржавевших бюрократических аллегорий, среди повального обезличивания, в застенках тоталитарного режима - как подсказка проваливающемуся студенту-неудачнику. Гиллиам предлагает не надежду, но символ. Что-то неуловимое, но неожиданно мощное выбралось "из пены уходящего потока...".

Такая она и есть, эта любовь. Неуклюжая, местами потрепанная, будто бы собравшая всю грязь этого мира, впитавшая его горести.

Будет много непонятых лент, бесценного монтипайтоновского юмора и, конечно же Лас-Вегас с Деппом. Но эту подсказку Гиллиам даст только однажды.

Только один раз.

Любовь.

10 июля 2013

Интересно писать про такие фильмы, которые не выходят из моды в течение двадцати лет с момента их выпуска на экран. Если в основе такого фильма ещё лежит сюжет о будущем, в котором мы рано или поздно будем жить, то про такой фильм становится интересно писать вдвойне, так как можно рассуждать о нём со всех обычных сторон, а ещё плюс подумать над тем, в чём автор оказался прав, а в чём он промахнулся.
Случай с «Бразилией» Тэрри Гильяма не то чтобы уникален, но замечателен. Прогноз не такого далёкого, (я не думаю, что режиссёр целился куда-то в лукасовские времена космолётов и космических войн), возможно, максимум лет двадцать, будущего. Двадцать лет прошло. Прошло даже больше. Всё на самом деле так и есть, как говорил великий режиссёр: корпорации владеют людьми, люди не владеют собой, телевидение забралось даже в ванную комнату, женщины преклонного возраста молодятся благодаря поастической хирургии, кто умпешно, кто нет, это уже другой вопрос, террористы взрывают всё подряд, государству всё тяжелее с ними бороться. Задумка о министерстве информации вообще гениальна, и если тогда, в восьмидесятые она могла расцениваться как что-то из ряда вон выходящее, то в наше время это абсолютно реальная тема дня. Точно также можно сказать и о министерстве сбора информации. Слышали? Этим теперь занимаются в министерствах. Возможно, единственным моментом, в котором я не могу позволить себе согласиться с Гильямом, так это то, что память стирают. Хотя, если порассуждать, то личность из тела выбить наши законы теперь в состоянии… Одним словом, картинка похожая получается. Причём, если сравнивать это кино с похожими лентами, то можно сказать, что в отличии от «1984» мир выглядит в «Бразилии» более симпатичным. И сам главный герой, Сэм Лоури, вызывает само собой, больше позитивных чувств нежели герой фильма об Океании.
Идее всепобеждения любви, которой пропитан весь фильм, приходится проходить через реально жестокие испытания. Кто такой обычный человек? Да никто, это просто личный номер его кабинета в секторе Б дробь 2 плюс небольшая горка бумаг и его компьютер на тридцать седьмом этаже его министерства. А что такое человек неравнодушный, даже, можно сказать, человек влюблённый, который сидит в этом же здании? Это всё. Это то существо, которое ради любви может свернуть горы. И плевать каким образом он это будет делать. С помощью нормальных путей, легальных, признанных пропитанным бюрократизмом обществах, либо с помощью ручки заряда с динамитом. Он это сделает в любом случае. Сделает и в конце-концов будет всё равно счастлив.
Концовку фильма можно трактовать по разному. Не вопрос, можете обвинить меня в излишнем оптимизме. Можете сказать, что ему стёрло нафиг память, и последние двадцать минут просто вычеркнуть из ленты. Но ведь из песни слов не выкинешь. По-моему, Гиллиам просто предлагает нам два варианта концовки. Первый, он для таких убеждённых оптимистов, как я. Второй, он для тех, кто не верит в полноценность и закономерность конфликта личности и общества. Я выбрал первый. Он мне ближе, и с ним как-то легче дальше живётся. После такого решения с концовкой, можно ехать в метро, стоять в пробке, и всё равно улыбаться…
В общем, человек то может попереть против системы, получится у него или нет, это уже другой вопрос. Зависит только от серьёзности. Ещё, то что человек находится в плену у самого себя, тоже играет немаловажную роль. Ведь тот монстр, в котором Сэм борется в своих снах, это он сам.

20 апреля 2007
9

Фильм не похожий не на один из тех, что я смотрела! Особенно понравилось переключение от сознательного к бессознательному, от "рабочего" - к "аристократии". Декорации - просто гениальные! Плакаты, архитектура, костюмы - разглядывала с удовольствием! Очень глубокий смысл, постановка - многогранная. Обязательно пересмотрю!

15 января 2012
9

Что написать - фильм гениален, шедеврален, эпичен. В нем сатира, антиутопия (как основа), фэнтези, драма. Этот фильм о герое, неуклюжем романтике, таком трогательном, ради любви бросившем вызов громадной бюрократической машине. Все это перемешано в очень яркий и психоделичный микс. Такой наивный, добрый и печальный. Как крик души человека, от всей души удивляющегося уродливости нашего общества. Фильм - абсолютный MUST SEE, безальтернативно. После второго просмотра я понял его гораздо глубже и хочу посмотреть его снова. Он просто затягивает меня как бездна. Удивляюсь глубине произведения.

2 января 2013
Все отзывы
Читайте также
10 любимых фильмов Алексея Балабанова
10
любимых фильмов Алексея Балабанова
10 любимых фильмов Алексея Балабанова
9 фильмов, которые переделывали без ведома режиссеров
9
фильмов, которые переделывали без ведома режиссеров
9 фильмов, которые переделывали без ведома режиссеров
Лучшие фильмы про будущее
Лучшие фильмы про будущее
Лучшие фильмы про будущее
10 любимых фильмов режиссера «Мама, не горюй» Максима Пежемского
10
любимых фильмов режиссера «Мама, не горюй» Максима Пежемского
10 любимых фильмов режиссера «Мама, не горюй» Максима Пежемского
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость