Фильм

Фильм Диверсант

Saboteur (1942, США), IMDb: 7.2

Предоставлено пользователем: Евгений Черных
1/7

Первый настоящий американский триллер Хичкока

Перебравшись из Великобритании в США, Хичкок неоднократно адаптировал свои старые идеи для американских реалий. Так, например, сюжетная канва «Диверсанта» очень похожа на «39 ступеней»: рабочий оборонного авиационного завода (Роберт Каммингс) обвинен в саботаже, в то время как настоящего диверсанта и след простыл. Чтобы обелить свое честное имя, подозреваемый отправляется на его поиски, а помогает ему в этом (сначала невольно) строптивая блондинка (Присцилла Лейн). В «Диверсанте», с одной стороны, можно увидеть отборный агитпроп с его пламенными речами и широкими мазками (дополнительным стимулом для съемок стала бомбардировка японцами Перл-Харбора в декабре 1941 года), а с другой — сказочный троп, уж больно все происходящее на экране похоже на волшебную историю. Попавшему в беду удалому молодцу на выручку приходит слепой мудрец, цирковая труппа и смекалистая девушка, а противостоит настоящий Кощей Бессмертный — пожилой богатый американец, переметнувшийся на сторону нацистов. Как заметил один кинокритик, «это самый хичкоковский Хичкок, хотя не обязательно самый лучший». И действительно: сам режиссер не был в восторге от сценария и игры актеров, тем не менее в этом кино выкристаллизовались многие приемы Хича: не тот человек, тотальный заговор и саспенс, очень много саспенса. Ну и главное — это был первый фильм, на титрах которого имя режиссера шло перед названием картины. Все это стало доказательством того, что Хичкок не простой ремесленник и работник индустрии развлечений, а самый настоящий художник.

СтранаСША
Продолжительность1 час 48 минут
Дата выхода21 апреля 1942
Возрастное ограничение16+
Январь
5

Во время войны на американском авиационном заводе происходит авария, в результате которой правительство и армия терпят весьма серьезные убытки. Понятное дело – диверсия. Но кто диверсант? Подозревают рабочего Барри (Роберт Каммингс), друг которого гибнет во время этого саботажа, а сам он оказывается, как назло, поблизости. Доказать невиновность стражам порядка не получается и Барри пускается в бега. По пути ему помогают добрые люди, которым не нужны никакие доказательства и которые видят в нем невинно обвиненного человека. Среди них есть и девушка Пэт (Присцилла Лейн), слепой дядюшка которой верит Барри и заставляет верить в него ее, да и молодые люди довольно быстро друг в друга влюбляются. Но за ним гонится вся полиция страны и единственным способом доказать свою правоту является поиск настоящего диверсанта, благо Барри мельком видел адрес на конверте и отправляется через всю Америку с целью разоблачить заговор, тем самым заставив гоняться за собой еще и немецких агентов.

Классический хичкоковский триллер с «не тем человеком», которого обвинили в «саботаже» и он мчит «на запад через северо-запад», спотыкаясь обо все «39 ступеней». Есть тут и сначала не доверяющая главному герою красотка, помогающая тому помимо своей воли. Есть и МакГаффин, который, как и положено, довольно скоро теряет свое физическое, да и логическое значение. Иными словами, все по каноническому рецепту, который редко дает сбой, если за дело берется Альфред Хичкок.

Другое дело, что сам автор не всегда остается результатом доволен. Так было на заре его американской карьеры, когда бюджета и имени не хватало для того, чтобы заманить на фильм больших звезд, что было одним из ключевых факторов для того, чтобы поставить хороший триллер. Получилось так и на этот раз – на главную роль пришлось взять Роберта Каммингса, которого зрители привыкли видеть скорее в комедийном кино, а также довольно прямолинейную Присциллу Лэйн, которую вообще навязал ему продюсер картины. Не получилось взять и на роль главного злодея Гари Кэлли – тот категорически протестовал против подобного предложения. В итоги работать пришлось с тем, что было. Получилось, в принципе, более чем прилично. Некоторые сцены – включая ту самую, со Статуей Свободы, сделаны на высшем уровне. Да и в целом, картина стала этаким перевалочным пунктом, опорной базой, на которой английский режиссер отрабатывал приемы, которые с успехом применял в своих более поздних и более известных фильмах.

19 февраля 2012
Все отзывы
Читайте также
8 классных, но не слишком известных триллеров Альфреда Хичкока
8
классных, но не слишком известных триллеров Альфреда Хичкока
8 классных, но не слишком известных триллеров Альфреда Хичкока
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов