Киноафиша Москвы

Фильм «Грозовой понедельник»

Stormy Monday (1988, Великобритания, США)

4.4
Кино: «Грозовой понедельник»

В маленький английский городок приезжает американский гангстер Космо. Он мечтает купить местный джазовый клуб. Это оказывается не так легко, но Космо не привык отступать и намерен добиться своего любой ценой.

Отзывы пользователей о фильме «Грозовой понедельник»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
5

Молодой и крепкий парень Брендон (Шон Бин) устраивается зачем-то работать уборщиком в джазовый бар Финни (Стинг), который и берет-то того потому, что тот увлечен джазом и в нем разбирается. А тут еще приезжает на гастроли веселая польская джаз-банда, которая может начудить как в аэропорту, так и на приеме у больших шишек, то есть за ними нужен глаз да глаз, поэтому Финни просит Брендона присмотреть за лихими талантами. Тем временем Брендом случайно подслушивает, что на Финни готовится нападение, о чем он предупреждает своего босса и тот понимает что к чему и к нападению теперь готов. В соседнем же отеле готовят встречу американских инвесторов, которых возглавляет Козмо (Томми Ли Джонс), коррумпированный делец, нанимающий периодически сексуальную девушку по имени Кэйт (Меллани Гриффит) помочь решить некоторые деловые вопросы, но той в конце концов это надоедает и она уходит к Брендону, с которым случайно знакомится в одном пабе. Конфликты по обе стороны улицы тянут свои руки к не очень обрадованному таким положением вещей Брендону, но тот – явно парень не промах.

Этакий неудачный нео-нуар, который можно воспринимать как анти-нуар, ибо никакие темные стороны человеческой натуры не становятся побудительными импульсами для поведения Брендона, Кэйт не становится в финале губительной женщиной вамп, да и остальные важные составляющие внутреннего содержания нуара тут в законсервированном виде. Хотя внешне все нуар нуаром – неоновые огни, томная джазовая музыка, не менее томные отношения между главными героями, и страсть, будто патока, разлитая по пронизанному криминалом городу.

Несмотря на то, что Майк Фиггис родился в Британии, британским режиссером он никогда по сути не являлся. Да, этот фильм был поставлен на деньги британского канала Chanel 4, однако к английскому кино он не имеет никакого отношения, а сам Фиггис (вместе с Шоном Бином) после успеха «Штормового понедельника» уехал в Голливуд делать довольно посредственные криминальные драмы с нуаровой поволокой, пока вновь не вернулся в Британию, где снял свой первый известный фильм «Версия Браунинга», о которой не в этот раз.

Нет, при всем том, что фильм тщательно натягивает на себя декадентное одеяло страсти фильмов нуар, он не так плох местами. Ведь, как уже было сказано – внешняя атмосфера подогнана правильно, актеры играют точно и не слишком ярко, будто поддаваясь влиянию приглушенного солнца сквозь опущенные жалюзи. И страсть тут всепоглощающая, с этим нет проблем ни у Гриффит, ни у Бина, ни у Фиггиса, которому нужно это запечатлеть так, чтобы и у нас проблем с этим не возникло. И джазовая секция тут такая, что понимающие люди довольно улыбнутся.

Однако фильм хромает постоянно в плане повествовательной схемы. Фигги, как это бывает с некоторыми режиссерами дебютантами, отхватывает кусок самую малость больший, чем он может прожевать. Это с ним будет случаться и позже, впрочем. Однако тут постоянно возникает ощущение, что тот или иной персонаж – лишний. Что тут делает Козмо? Его мотивация в заключительной трети и его роль на события в целом, вызывают справедливое недоумение. Использование польских музыкантов как пушечное мясо для нескольких сцен тоже притянуто за уши. А уж увязаны все эти сюжетные нити такой тонкой проволокой, что лучшее ее не крутить вовсе, а-то лопнет.

Итак, «Штормовой понедельник» - визуально интригующий фильм, снятый человеком, который уже перестал быть музыкантом, но еще не научился быть режиссером.

1

Оператор фильма «Грозовой понедельник»

Фотография Роджер Дикинс

69 лет

Фильмов: 43

Роджер Дикинс
Британский оператор. Начинал с документальных фильмов, на которых получил бесценный опыт: во время девятимесячного кругосветного путешествия на яхте научился экономить пленку и заранее решать, как будет вестись съемка, а попав под минометный огонь на партизанской войне в Эфиопии, научился работать в военно-полевых условиях. С 1990-х годов работает в Америке, часто с одними и теми же режиссерами — например, после «Бартона Финка» началось его многолетнее и плодотворное сотрудничество с братьями Коэн (они сошлись на любви к теням, контрастному освещению, широкоугольной оптике, оригинальным «восьмеркам» и цифровой цветокоррекции). Впервые на «Оскар» номинировался благодаря «Побегу из Шоушенка», после чего претендовал на золотую статуэтку Киноакадемии бессчетное количество раз, но всегда умудрялся проиграть — даже когда соревновался сам собой (в 2008 году был дважды номинирован за «Старикам тут не место» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»). Командор ордена Британской империи и первый оператор, удостоившийся этой награды.