Мелодрама |
Майк Фиггис |
12 октября 1994 |
1 час 37 минут |
Из очень престижной и важной британской частной школы для мальчиков уходят два важных для нее человека. Первый – молодой спортсмен, от которого в восторге вся школа, в том числе и парни-ученики. Второй – преподаватель древнегреческого и латыни Эндрю Крокет-Харрис (Альберт Финни), от которого все в ужасе, тем более парни-ученики, которые тайком называют его «Гитлером начальных классов» и, похоже, имеют на это некоторое право. Впрочем, на самом деле, он просто обычный британец со всеми принципами «сжатых зубов», который стоически переносит все, что на него сваливается – его жена, которая значительно моложе его, изменяет с молодым учителем и об этом знают, кажется, все. Покидает он школу по требованию директора школы, который хоть и пытается быть с ним дружелюбным, но на деле не ставит ни во что. В глубине души профессор Крокет-Харрис живой человек, он любит свою профессию, своих учеников, но об этом никто не подозревает, за исключением одного паренька по фамилии Таплоу, который дарит своему учителю на прощание «Агамемнона» в версии Браунинга.
И вот, наконец-то, Фиггис снял очень хороший фильм. Для этого ему пришлось, правда, отказаться от всего того, за счет чего он пытался строить свою карьеру на начальном периоде творчества – никакого нео-нуара и томительных джазовых поволок тут нет. Фильм снят в настоящей британской частной школе, с использованием британских актеров (один Альберт Финни чего только стоит) и со всем британским, что только можно найти – закрытая школа для мальчиков, перерывы на чай, крикет, самодовольные родители, чопорность, старые книги и мебель. Разве что овсянку не едят постоянно, но это явно просто осталось за кадром.
Фильм поставлен по книге Терренса Раттигана, которая уже была экранизована в 1951 году Энтони Аскитом с блистательным Майклом Рэдгрейвом в главной роли (и после этого тоже пару раз). Финни, который в те годы был сопливым мальчишкой, сыграл, впрочем, не хуже, выдав в концу такую речь перед студентами, что пачиновская отповедь других учеников в еще одном римейке – «Запахе женщины» - может начинать нервничать.
Понятное дело, фильм даже и не пытается проиллюстрировать сложность жизни и работы в закрытой частной школы для мальчиков в современное время. Для этого есть другие фильмы, которые справляются со своей задачей лучше. Фиггис пытается на примере уходящего профессора показать трагичность перемен в современной Британии. Вся эта американизация общества, потеря ненужных ныне научных дисциплин, моральное разложение общества. Опять же, Крокет-Харрис – это классический представитель британского учителя старого образца и ничего особенно жуткого он в фильме не делает со своими учениками. Таким образом отношение учеников к нему и его извинительная речь выглядят несколько неуместно. Сомнительно, что общество настолько изменилось и ослабло. Понятное дело, что Фиггис снял фильм не о Британии. Точней о Британии, но не для британцев, а на экспорт – это очевидно любому, кто хоть как-то изучал кино этой страны.
С другой стороны, Фиггис полностью меняет свою стилистику, постановку, тематику, и... это ему идет! Картинка превращается в светлую, четкую, яркую иллюстрацию к истории, которая действительно интересная и тонкая, трогательная и поучительная. Музыка не тянет на себя одеяло, как это часто случалось в ранних произведениях Фиггиса, что простительно ему, в силу бытности его музыкантом в прошлом. Актеры, впрочем, местами дают то, что довольно наскучило в предыдущих его работах, но есть, опять же, Финни, который играет не хуже, чем в лихие годы юности и настолько убедителен и органичен в своей роли, что аж до мурашек. Остальная свора актеров, конечно, резко теряется на его фоне.
Есть определенное болезненное желание назвать картину истинным бенефисом Альберта Финни. Конечно, Финни для «Версии Браунинга» сделал гораздо больше, чем «Версия Браунинга» для Финни. Не будь этого фильма в его фильмографии, она бы все равно выглядела внушительно. Но убери его из фильма – все буквально рухнет на глазах. Только вот убирать его ну никак не хочется, даже ради научного эксперимента.