Киноафиша Москвы

Фильм «Внутренняя империя»

Inland Empire (2006, США, Польша, Франция)

7.8
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Внутренняя империя Inland Empire - Трейлер (англ.)

Смотреть трейлер

Экзистенциальная драма Дэвида Линча

Opus magnum Линча (у которого, впрочем, что ни опус, то магнум) — трехчасовой, снятый на бытовую «цифру» фильм про актрису (Дерн), которой кажется, что все не то, чем кажется.

Актеры

Режиссер фильма «Внутренняя империя»

72 года Фильмов: 21

Важнейший американский режиссер независимого кино, сценарист, музыкант, фотограф, художник, создающий на экране свои миры. В отличие от прочих глубокомысленных артхаусных режиссеров, Дэвид Линч обращается не к интеллекту зрителя, а работает с художественными, точнее, даже сюрреалистическими образами и эмоциями — а половину его фильмов делает звуковое сопровождение, которое создает кинематограф беспокойного присутствия. Из всей не слишком богатой фильмографии Линча («Голова-ластик», «Человек-слон», «Дюна», «Синий бархат», «Дикие сердцем», «Твин Пикс: Сквозь огонь», «Шоссе в никуда», «Простая история», «Малхолланд-драйв», «Внутренняя империя») можно сделать только один вывод: какие-то картины у него получились более успешными («Малхолланд-драйв»), какие-то менее («Простая история»), но провальных работ у Линча нет. При этом на телевидении он смог создать еще один свой мир с самым, пожалуй, высоким порогом входа — легендарный сериал «Твин Пикс».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Анна Сотникова
отзывы:
109
оценок:
108
рейтинг:
2160
9

Голливудская актриса Никки Грейс (Дерн) готовится к съемкам, хотя заглянувшая на чай соседка (Забриски) убедительно советует не ввязываться, а режиссер (Айронс) предупреждает, что это ремейк польского фильма, съемки которого были остановлены, потому что все актеры умерли. Никки пожимает плечами, ее партнер (Теру) презрительно ухмыляется — но не им решать. Скоро они забудут свои имена и провалятся в ад: там не действуют законы физики, один фильм становится другим, на диване сидят люди в костюмах кроликов, кто-то вытаскивает из живота отвертку, а завтра на самом деле было вчера.

Свет прожектора бьет по глазам, игла фонографа скрежещет по пластинке. Дальше — три часа то ли прогулки по ночному кошмару, то ли прямой трансляции из подсознания Дэвида Линча, почти бессюжетный набор эпизодов, организованный по принципу зеркального коридора; бенефис Лоры Дерн, которой режиссер велел найти вход, но не объяснил, куда именно. Кино распадается на миллиард тусклых пикселей, сменивших глянцевое линчевское изображение, кровь мешается с кетчупом, а после смерти на тротуаре «Аллеи славы» камера отъедет назад, обнаружив людей с микрофонами, и кто-то закричит «Стоп, снято!» Во «Внутренней империи» все обсессии Линча сходятся, чтобы показать, как легко нам удавалось отделаться раньше. Эта головоломка, кажется, не предназначена для того, чтобы складываться. Ее логика не обусловлена ничем, кроме кинематографичности — языка, на котором ее автор разговаривает с миром. Линч, еще в «Синем бархате» начавший сталкивать объективную реальность с силами инфернального зла, постепенно подбирался к ним все ближе: если в «Малхолланд-драйве» выяснялось, что Черный Вигвам находится в Голливуде, то «Внутренняя империя» и вовсе выходит за рамки экрана, перенося эту реальность в зал. Ужас — в самой природе кинематографа, меняющейся сущности, сотканной из лжи. Оказавшись по воле автора подопытными, блуждающими среди бесконечных павильонов его съемочной площадки, мы беспомощны, как Лора Палмер: нет ни входа, ни выхода — это кино уже идет внутри нас.

5

Отзывы пользователей о фильме «Внутренняя империя»

Фото Anastasia Terra
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
8
5

Пытаясь продемонстрировать свои способности излагать мысли и своё мнение, я, как мне кажется, выбрала самую трудную задачу. Я решила, что напишу отзыв о фильме Дэвида Линча «Внутренняя империя».

На первом курсе института я прочитала книгу Набокова «Защита Лужина». Читая, мне хотелось с воплями отбросить книгу, избавиться как от заразы, помыть руки и проветрить мозг. Шахматные фигурки не вставали в нужной комбинации. Почему мне было так неприятно читать эту книгу? Это был не мой мир, он был мне чужд и непонятен, я не хотела вникать, делать выводы, анализировать. Я не хотела брать чужие проблемы на себя.

Вы просто не хотите думать, т.к это сложно для понимания. Все люди мыслят по-разному, вы не понимаете потому, что это не «ваш мир». Абстрагируйтесь, представьте что вы – это не вы, начните видеть вещи, которые раньше никогда не видели, раскройте границы «чужого» и «своего», чужой жизни, чужой судьбы, «иных» мыслей, попытайтесь объять необъятное, даже, парой, запретное.

«Вы верите в волшебство?» Нет, этот фильм – не сказка и не волшебство! Фраза не вела зрителя к фантастическим приключениям и мистики. Её здесь вовсе нет! Всё реально как никогда. Героиня, кто она? ОНА некрасивая женщина, но, видя вожделение её партнёра, она становится желанной, становится богиней разврата – её рот со складками, шея, взрослый и даже уставший взгляд притягивает. Её красота нетипична для «экрана», но она не сказка и не вымысел, эта женщина настоящая.

Взгляды, голоса, крупные планы – зритель изо всех сил напрягает мозг с самоубеждением «Я пойму! Я умный человек. У меня есть логика!» - смешно, вы никогда не смотрели фильмы Дэвида Линча?
«То, что будет завтра, наступит сегодня» или «то, что было вчера, наступит завтра». Вы помните эту фразу? Так какая верна??
У каждого человека есть свои реалии, он живёт в параллельных плоскостях своего мира, прогнозируя разный исход событий – как положительный, так и отрицательный.
Это ваша внутренняя империя. Вы здесь главный, вы Император этого мира! А кто вы в другом мире? – Вы кролик.
Мы можем долго спорить кто прав, а кто нет. Мы все будем правы. Человек проектирует понимание, основываясь на своих собственных плоскостях восприятия мира. Мы основываемся на своём личном опыте. То, что мы не знаем, мы не понимаем

«Вы меня когда-нибудь здесь видели?»
Прожгите сигаретой окно в мир реальности или загляните в неведанное. Что вы видите? Ваше больное воображение открывает двери в другие миры, посмотрите на себя со стороны, задумайтесь, что есть настоящее. Собрать мозайку всегда тяжело, но возможно.
Те люди, красивые развратные женщины, кто они?? Вы никогда не чувствовали их присутствие рядом??? Не пугайтесь, в комнате нет посторонних! Здесь только Вы.

Раскройте своё сознание, напишите книгу и снимите фильм о своих страхах и, я вас уверяю, никто ничего не поймет.
.

Вы хотите ответов?? Линч никогда их вам не даст. Ведь фильм снят для Вас, вы здесь Император

Смотри на огонь, не отвлекайся, освободи разум, вот он свет, проснись, ты в безопасности…

3
Фото corga
отзывы:
38
оценок:
47
рейтинг:
37
9

Лучший фильм из всех виденных. По жанру - кошмарный сон, длинный, тягучий, когда просыпаешься в испарине и вновь впадаешь в пограничное состояние между навязчивым бредом и забытьем.
Линч перемешал время, пространство, актеров и исполняемых ими персонажей, реальность и вымысел, солнечный американский Голливуд и заснеженную польскую Лодзь, телевидение и кино. В результате получилось нечто, напоминающее маятник гипнотезера: вроде происходит какое-то действие, но куда пошел крен сейчас - в реальность или в сон, понять невозможно, а можно только смотреть, не отрываясь, т.к. ты уже под глубоким гипнозом.
Возможно, фильм про то, что реальность и сон - лишь отражение нашего сознания, и в конечном счете, бодрствуем ли мы или спим, мы все равно живем в нашей внутренней империи, за границы которой вырваться невозможно. Все, что когда-либо происходило, происходило только там и всегда с нами.
"Магия кино" - это 100% про "Внутреннюю империю".

3
Фото Вячеслав Корнев
отзывы:
10
оценок:
12
рейтинг:
30
9

Как обычно, последняя картина Линча озадачила и зрителей и профессиональных критиков. Самой неконструктивной позицией многих критиков была следующая: картина Линча принципиально иррациональна и объяснению не подлежит. Но, как говорил персонаж фильма «Формула любви», что один человек собрал, другой всегда разобрать сможет. Так что попробуем проанализировать хотя бы несколько ключевых моментов этой удивительно тонкой и многогранной картины.
Первое: "Внутренняя империя" - образцовый путеводитель по творчеству Дэвида Линча. Недаром роль стрелок-указателей, маркирующих новый сюжетный поворот, выполняют надписи "АХХºNN" - это название фильма с платного авторского сайта Линча. Ряд прежних произведений получают здесь развитие, ироническое осмысление или хотя бы подвергаются цитированию. Ирония, например, появляется уже за счет использования типажных для режиссера актеров в самых характерных ролях. Так, ведущую кошмарного телешоу (а это уже отсылка к сериалу Линча/Фроста "В прямом эфире") играет Дайана Лэд - "ведьма" или "злая волшебница" из "Диких сердцем". Развитие темы двойников, переходов между мирами, борьбы света и тьмы ("Темного вигвама" и "Светлого вигвама"), преступления и наказания, супружеской измены и других излюбленных мотивов Линча отсылает к "Малхолланд драйв", "Потерянному шоссе", "Твин Пикс" и т.д. Есть важнейшие цитации, без которых смысл новой картины просто непонятен. "Красная комната" из "Твин Пикс" соединенная с кинозалом (парафраз театра "Силенциум" из "Малхолланд драйв") рождает принципиальнейшую идею о связи искусства, жизни и обратной стороны реальности. Цитатный персонаж "Призрак" (Phantom) невозможно оценить, не сравнивая его с Бобом из "Твин Пикс" или с персонажем Роберта Блейка ("Mystery Man") из "Потерянного шоссе". Муж Никки (никак не поименованный в самом фильме), предъявляющий сопернику полные и монопольные права на обладание женщиной - это вариант других линчевских "собственников" - например, Дика Лорана ("Потерянное шоссе") или Фрэнка Бута ("Синий бархат"). Но вообще перечислять эти авторские аллюзии можно очень долго, оставлю этот труд самым упертым линчеведам.
Теперь о сюжете. На первый взгляд, он прост: актриса Никки Грэйс (в исполнении Лоры Дерн) добивается роли в новом фильме режиссера Кингсли Стюарта (Джереми Айронс) "Высоко над печальными днями" (так литературно переведено название "On Nigh in Blue Tomorrows"), несмотря на предупреждение свое странной гостьи (персонаж Грэйс Забриски). В самом начале работы она вместе с партнером по фильму, звездным Дэвоном Берком (Джастин Теру) узнает, что картина - это римейк, а оригинальный фильм не был закончен из-за трагической гибели главных актеров. Тут же в воздухе начинает витать дух угрозы, и Никки вместе с ассистентом режиссера Фрэдди (блестящая роль Харри Дин Стэнтона) чувствует что-то зловещее внутри съемочных декораций и "внутри сюжета". Не вняв и этому предупреждению Никки и Дэвон разыгрывают любовь в кадре и заигрываются до настоящей страсти. Ревнивый и беспощадный муж Никки вскоре узнает об измене... Дальше сюжет можно излагать, лишь приняв во внимание усугубляющееся шизофреническое двойничество всех персонажей. Не случайно, что в титрах оба главных героя заявлены в этой двойственной роли: персонаж Лоры Дерн как "Никки Грэйс/Сюзан Блю", персонаж Джастина Теру как "Дэвон Берк/Билли Сайд".
Заигравшиеся актеры окончательно перевоплощаются и "переселяются" внутрь иной реальности с декорациями Варшавы позапрошлого века, затем безымянной "дыры в Восточной Европе", потом оказываются в самом Голливуде. Никки вообще троится, оказываясь то забеременевшей женой грубого мужлана (в этой роли персонаж великолепного актера Петера Лукаша именуется как "Петрек Крол"), то проституткой в Голливуде (!), то персонажем "Печальных дней" Сюзан. В каждой из этих воплощений ее ожидают проблемы, связанные с последствиями измены (один из лейтмотивов "Внутренней империи" - "не бывает действий без последствий"). В первом случае муж оказывается стерильным и таким образом измена Никки выявляется автоматически. Во втором случае, рассказывается история о ревнивом мужике с ломом, пытавшемся наказать Никки за дешевые измены с парнями из бара. Наконец, в третьем, самом важном случае, Никки становится жертвой ревнивой жены Билли Сайда (персонажа "печальных дней") Дорис в исполнении Джулии Ормонд. Есть еще программирующий преступление гипнотизер-"Призрак", тупые следователи, старые поляки, группа комичных циркачей (вооруженных красной звездой, молотком, канатом и пр. - в одной из самых юмористичных сцен, пародирующих еще и стиль самого Линча: так после реплики одного циркача "положение становится серьезным", другой ведет его в туалет и тут же возвращается, возмущаясь отсутствием бумаги). Кстати, на юмор в этом фильме советую обратить особое внимание, тем паче, что его роль подчеркивается самим нарративом: например, закадровым смехом.
А теперь о том, что обрамляет этот сюжет и что, выражаясь словами самого фильма, находится у него внутри. Прежде всего, нужно обратить внимание на "рамочку" всей этой истории. Одна рамка - это визит пророчицы (Грэйс Забриски) к актрисе накануне получения роли в фильме. Поскольку пророчица появляется и в конце повествования, нужно говорить именно об обрамлении всего сюжета. В первой сцене гостья рассказывает Никки две истории: 1) о мальчике, который вышел за дверь своего дома, в мир, и породил свое злое отражение; 2) о девочке, которая "родилась наполовину" на аллее возле рыночной площади. Эти басни - ключ ко многим событиям. Так уже в начале действия, когда Никки не реагирует на вопросы пожилой пары поляков, ее муж загадочно говорит им: "она наполовину". Наполовину полька (понимает, но не говорит по-польски) или наполовину родилась - то есть не прошла духовное перерождение (как говорил Гегель, человек рождается дважды: один раз физически, другой - духовно)? Что до поучения пророчицы о темном двойнике, который рождается, когда человек вступает в мир - это вообще интегральная идея Линча. Поиски Никки самой себя в "красной комнате" (аналогичные погоне за своим двойником Купера в "Твин Пикс" или двойничеству в "Потерянном шоссе"), встречи со своим отражением в декорациях павильона и на улице - это самые яркие иллюстрации к этой притче.
Отсюда самая главная, быть может, и самая простая интерпретация всей картины: "Внутренняя империя"- это история об борьбе света и тьмы. Уже начальные титры "Inlande Empire" задают эту парадигму: луч света прорезает тьму. Затем манипуляции со светом станут еще более настойчивыми. Чего стоит ироническая сцена, где режиссер (Джереми Айронс) пытается с помощью глухого и бестолкового рабочего (в этой роли, сводящейся к голосу за кадром - сам Линч!) наладить освещение на съемочной площадке. Свет постоянно будет бить в глаза на протяжении всего фильма, зло будет его тушить и съедать (олицетворение Зла - "Призрак" в одной из ключевых сцен держит во рту лампочку), добро будет буквально оплавлять светом зло - так в финальной битве с Призраком, Никки буквально сжигает его светом. А еще важно, что дизайнером разнообразных светильников, находящихся в кадрах "Внутренней империй" является тоже Дэвид Линч. Так что, говоря словами Ивана Карамазова: здесь дьявол с Богом борются, а место битвы - сердца людей.
К этой версии добавлю еще одно наблюдение. После первого разговора с пророчицей, точнее на последней его фразе, следует операторский трюк. До того лицо Никки снималось "объективной", нормальной камерой, а лицо гостьи - "рыбьим глазом". Эта деформация подчеркивала волшебный статус персонажа Грэйс Забриски, проживавшей к тому же по легенде в конце улицы, в доме, скрытом деревьями. Кстати, кадр с деревом (познания? жизни?) предшествовал появлению загадочной визитерши - и на такие монтажные склейки у Линча вообще следует обращать особое внимание. После же слов пророчицы: "видите" и ее указующего жеста, лицо Никки также деформируется, и через несколько секунд она "перескакивает" в завтра (см. название фильма, где она будет играть) и впервые видит собственного двойника. В таком случае можно считать, что все дальнейшее - почти три часа экранного действия - это история внутренней борьбы Никки со своими искушениями и двойниками. Когда в конце фильма пророчица появляется вновь, мы вновь оказываемся в "объективной реальности". Ну а то, что там, в виртуальной реальности, в сознании Никки время идет иначе (в одном из значимых кадров стрелки часов крутятся в обратную сторону) сегодня, завтра и вчера перемешались, а потому можно вспомнить то, что еще не случилось - так это обычные парадоксы человеческого сознания, плюс теория метемпсихоза и паранормальных способностей. Вот почему за временем 12 20 следует 9 45 или, как говорит гостья, "если сейчас 9 45, то уже за полночь".
Иными словами, с этой точки зрения, весь сюжет скручивается в несколько мгновений объективного времени, за которые с помощью волшебства гостьи ("не бывает действий без последствий, но бывает волшебство") пробегает несколько дней или часов субъективного времени Никки. Это временной парадокс объясняет многое и в творчестве Линча в целом. Мне это напоминает индийскую притчу Гессе из приложения к "Игре в бисер": там юноша идет к реке за водой для старого йога и за это время "проживает" всю будущую судьбу, глоток истины оказывается для него слишком долгим, но, очнувшись от гипноза, юноша понимает, что все ему лишь мнилось.
Но, между тем, есть и еще одна рамка всего повествования: она задается титрами и первыми кадрами "Внутренней империи". После появления начальных титров, мы видим план с крутящейся пластинкой и слышим текст: "Сейчас вы услышите самую длинную радиопостановку в истории" (иронично, если учесть объем прокатной версии фильма). Далее из того же текста следует, что мы находимся в Балтийском регионе и сейчас услышим композицию "Пасмурный зимний день в старом отеле". Тут же показываются плохо освещенный коридор, в нем - силуэты мужчины и женщины с размытыми с помощью спецэффекта головами. Женщина не понимает, где находится и не может найти ключ (!). Мужчина открывает дверь, заводит ее в комнату, заставляет раздеться и оставляет одну. Теперь черно-белая гамма сменяется цветом и мы видим зрительницу, наблюдающую все дальнейшее на экране телевизора. Кадр с этой "зрительницей" или "пленницей" ("потерянная девушка/Last Girl" по сценарию) становится с этого момента еще одним лейтмотивом. В конце истории девушку освобождает победившая зло Никки. Кроме того, в финальных титрах комнату заселяют все персонажи (даже слегка упомянутые, но не показанные - как девушка с обезьянкой или одноногая девушка, появляется даже актриса из "Малхолланд драйв" Лора Хэррингтон, сыгравшая одного из кроликов), принимающиеся петь и танцевать (явная отсылка к сюжету и проблематике "Малхолланд драйв").
Что означает это второе обрамление сюжета? На мой взгляд, с его помощью историю можно толковать, как притчу о силе искусства. Плачущая зрительница и ее финальное катарсическое освобождение - это просто иллюстрации к "Поэтике" Аристотеля и его теории трагического. Сюжет фильма "Высоко над печальными днями" основан на реальной трагической истории. Актеры начинают играть его так убедительно (Никки уже на первом "сыром" чтении пускает слезу), что реальность игры становится реальностью самой жизни, а любовь по сценарию переходит в настоящую страсть. Принципиально и то, что переход из одной реальности в другую осуществляется за счет актерской эмоциональности и таланта Никки: сразу после ее игры и слез вся съемочная группа начинает чувствовать присутствие какой-то иной силы в павильоне. Затем в сцене взаимного соблазнения Никки и Дэйвона они начинает называть друг друга именами персонажей, забываются и не могут вернуться обратно, в "реальность". Один раз Никки просто восклицает: "черт возьми, звучит как диалог из нашего сценария!" Вслед за этими словами начинаются жутковатые чудеса: чей-то голос говорит "снято", хотя действие происходит в квартире Никки, а в углу обнаруживается буквально лакановское Большое Око в виде автономно работающей кинокамеры. Так искусство становится действительностью и начинает питаться жизненными соками (параллель с пищей темных богов в "Твин Пикс" - гормонбозией), эмоциями страха, страсти, смерти. В финале выдуманного сюжета "Печальных дней" смерть персонажа почти неотличима от смерти актрисы. Однако затем, уже в титрах "Внутренней империи" все персонажи оживают и выходят, как в театре на поклон к зрителю. Пленница искусства обретает свободу, а танец женщин (как и пародийный, напоминающий озоновские "8 женщин", танец проституток в середине картины) символизирует всю степень условности жизни и смерти на экране.
В более узком смысле это - история о самом кино и его темном двойнике - телевидении. Что до исследования внутреннего мира кинематографа, то Линч продолжает здесь тему "Малхолланд драйв" (там целый ворох кинопроблем: трудности кастинга, влияние мафиозных братьев-продюссеров, скитания бедолаги-режиссера в исполнении того же Джастина Теру, дебют в Голливуде, метаморфозы кино и жизни...) и "Потерянного шоссе" (Мистический человек с камерой, подброшенные злоумышленником видеокассеты - между прочим, реальный эпизод из жизни самого Линча, мафиозный опять-таки продюсер, порнофильмы...). Однако Линч не ограничивается здесь одной лишь иронией и критикой (хотя и в упомянутых фильмах все не так однозначно), а выстраивает модель отношений кино и человеческого сознания, игры и реальности. Отчасти это напоминает концепцию "Заводного апельсина" (телевизионное изнасилование Пленницы вместо обещанного физического напоминает изнасилование Алекса в кинозале), отчасти это совершенно оригинальные идеи. Например, притчу о мальчике и его тени можно интерпретировать как историю двойничества кино и телевидения. Негативная роль последнего обыгрывается не только с помощью заточения пленницы, но и посредством анатомического среза телереальности - дебильного шоу Мэрилин Левинс. Телевидение превращается здесь в Большого Брата (та же камера, автономно подглядывающая за Никки и Дэйвоном), в Око Саурона, неустанно бдящего за всем сущим. Однако и кинематографу (по крайне мере, мейнстриму) тоже достается на орехи. Проститутки на аллее голливудских звезд - это, знаете ли, глубоко символично.
А вообще картина при всем обычном недоумении критиков и приписываемом Линчу иррационализме сделана удивительно рационально. Точки перехода в иную реальность маркируются четкими символами: дыра в ткани, дверь, коридор и т.п. При этом точка входа "снаружи" соответствует точке выхода "внутри" - см. образцово сделанную встречу Никки с самой собой внутри декорации в павильоне. Символика "дыры в реальности" - фирменная для Линча. Правда здесь, как мне показалось кроме обычных контекстов (сексуального, например) есть еще и политический подтекст: Восточная Европа, Польша – это тоже своеобразная дыра в нормальном мире, аномалия. Потому переходы с английского на польский тоже указывают на точки транзита реальностей. Фундаментальное значение имеет символ проигрываемой пластинки. Это и метафора искусства (кино, музыки, - кстати, Линч еще и звукооператор и автор музыки для картины). Это эмблема сюжетной спирали. Это мистическая запись души (напоминает, например, заточение души Джузи в "Твин Пикс" прямо на деревянную ножку стола), ее опредмечивание и одновременно ловушка для нее.
Много подсказок на самой поверхности текста: например, оригинал "Последних дней" называется "47". Те же цифры на двери квартиры Призрака, те же цифры образует комбинация номера съемочного павильона и "семерка" внутри него. Много объясняющих параллелей. Так поляки наплывом переходят в кроликов или в начальной сцене говорят почти те же слова, что затем говорят поляки ("Призрак" и старик, разыгрывающие что-то похожее на общение Боба с мистическим карликом в Черном Вигваме в "Твин Пикс"). Все монтажные стыки не случайны и проясняют главные сюжетные повороты. О рифме древа познания и пророчицы уже говорил. Для того же гипноз иллюстрируется луной, кровь традиционно для кино рифмуется с кетчупом и т.п.
Я почти ничего не сказал о наиболее понятном нарративе картины - истории соблазна и адьюльтера, разыгрываемой в нескольких проекциях, но здесь все вполне очевидно и соотносится с сюжетом "Потерянного шоссе", например. Что до названия, то помимо понятных психологических и гносеологических смыслов, это еще и топоним (недаром один персонаж, произнося название, переходит с польского на английский) - местечко в Калифорнии, где проживает отец Дэвида Линча - на что указывает сразу А.Долин [Долин А. Культ-просвет. Искусство кино. 2007. № 5. С. 29-43]. В названной статье, кстати, цитируется важный ответ Линча во время представления "Внутренней империи" в Венеции. На вопрос журналиста "Вас совершенно перестали интересовать традиционные нарративные структуры?", Линч ответил, что, мол, повествовательная структура его нового фильма совершенно традиционна.
Советую обратить также особое внимание на фирменный юмор Линча. Серьезные, эмоционально затратные сцены здесь перемежаются изумительными по своей тонкой иронии мизансценами (пародийное знакомство киногруппы, телешоу, циркачи, запарки со светом в павильоне...) У меня вообще одна из самых любимых в этом плане сцен у Линча - первая серия 2-го сезона "Твин Пикс", где раненый Купер, недвижно лежа на полу пытается добиться от помощи от дряхлого портье, наконец, Куп понимает, что глухой старик не понимает происходящего, принимает от того стакан молотка и осведомляется, включены ли в счет чаевые. Этот черный юмор Линча и здесь доводится до виртуозности - особенно в финальной сцене "смерти" Никки.
Отчасти тем же фирменным юмором отмечены «вставные» эпизоды фильма, где появляются персонажи минисериала Линча «Rabbits». Можно, конечно, сказать, что кроликов Линч вставил просто потому, что очень хотелось использовать уже готовый материал, однако и здесь есть рациональные основания. На мой взгляд, кролики рельефно проявляют некоторые ключевые идеи: ситуацию любовного треугольника, тему двойничества, тему входа/выхода в иные реальности. Плюс ко всему они акцентируют главные вопросы линчевского повествования. Не случайно, что в уже первых сценах фразы кроликов программируют основные сюжетные мотивы фильма:
- Однажды я узнаю.
- Когда ты скажешь?
- Кто бы знал.
- Который час?
- У меня есть тайна.
- Сегодня никто не звонил.
- Я кого-то слышу.
- Не думаю, что это надолго.
Все эти вопросы мог бы повторить любой конкретный персонаж, и эти вопросы частично получают объяснение в дальнейших событиях.
Еще кролики наплывом переходят в поляков, или отдельный кролик превращается в следователя - отсюда самая простая идея о том, что кролики как, в крыловских баснях, концептуализируют человеческие слабости: страх, секс, трусость. Мне сразу показалось, что это самая простая культурологическая метафора: кролики - люди-потребители, люди, выращиваемые на убой. К таким же культурометафорам я бы отнес размытые головы в начале сюжета (размягчение мозгов у обывателей).
Наконец, другой, а, быть может, самый важный смысл "Внутренней империи" в том, что эту картину можно понимать как фильм о зрении. Символика взгляда и глаза, искусства опознания дана очень последовательно. Все происходящее видит зрительница-пленница. Мэрилин Левинс тоже претендует на роль всевидящего глаза, но ее функция - лишь травестирование этой ключевой идеи. Все время мы наблюдаем разные визуальные ракурсы (вспомним подсказку с деформирующими и прямыми линзами), разные рамки для зрения: окна, двери, дыры в ткани... Неизвестный мужчина, запирающий пленницу также объясняет, что ему нужно лишь зрение, а не реальный физический акт. Наконец Никки тоже начинает чувствовать эту онтологическую неуверенность взгляда и спрашивает, попадая в новое место: "Посмотрите на меня, мы меня встречали раньше?" Все это можно интерпретировать с помощью известной лакановской дихотомии "глаза" и "взгляда". "Глаз" по Лакану - лобовое, "объективное" и парадоксальным образом слепое зрение (ведь вещи сами себя не наблюдают). Глаз - это когда я смотрю в книгу, а вижу фигу - лишь черненькие закорючки на белом фоне. В противоположность тому, "взгляд" - это необъективный, намагниченный человеческим желанием, заинтересованный взор, отражающий зрение другого. "Взгляд" - это когда я признаю женщину красивой потому, что таковой ее находят другие. И когда при этом я смотрю "вкось" или сквозь "пятно" (ср. с образом малопрозрачного окна или отверстия в ткани у Линча) - как, например, на изображения красавиц в полумраке, туманной дымке. Именно потому они и выглядят привлекательными, что не раздеты полностью, не даны в полный фокус как анатомические объекты. Собственно отсылаю за продолжением к самому Жаку Лакану или Славою Жижеку. А о "Внутренней империи" добавлю, что особая оптика "взгляда" (как взгляд с угла картины Гольбейна "Послы" - любимый пример Лакана - оживляет размазанный по переднему плану череп") проявляет особые значения вещей и отношений у Линча. Его женщины прекрасны, когда даны вскользь - как, например роковая красотка в "Потерянном шоссе", которую Линч снимает на экспрессионистский манер - отдельно уголок губ, глаза, руки и т.п. Также именно благодаря намагниченной страхом атмосфере такими жуткими кажутся совершенно банальные объекты - как, скажем, светофор или ветки деревьев в ночи в первой же серии "Твин Пикс". Искусство видеть - это главный ключ к творчеству Линча. Для тех, кто этому не научится фильм распадется на куски, как картина художника-импрессиониста - на цветовые мазки.

2
Фото market troll
отзывы:
10
оценок:
12
рейтинг:
27
9

"Whatever drugs David Lynch has been smoking, let us all respectively pray that he never goes to rehab."

"If Hollywood is where dreams go to die, "Inland Empire" is what it looks like when their lives flash before their eyes."

Самый страшный, самый мрачный и самый запредельный фильм, который я когда-либо видел. Новый линчевский прыг-скок с широко закрытыми глазами. После такого драматического аллюра по темной стороне реальности понимаешь, что со времен Mulholland Drive у нас в кино и вовсе не было ниуя. В российский прокат картина заявлена на начало мая. Принимай подарок.

2
Фото fragmentaire
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
7
9

Если Ваша личность не приемлет "одноплоскостности", если Вы одновременно рационально-прагматичны, но в то же время живёте "в сумеречной зоне", если Вы хотите получать собственные эмоции и придумывать собственное объяснение увиденному, а не воспринимть навязанную режиссером трактовку, если Вы согласны с тем, что наличие сюжета - совсем не обязательный реквизит хорошего фильма, если в Вас умер детектив, но не в стиле Эркюля Пуаро, а в стиле агента Купера, если Вы любите психеделику - то это, безусловно, Ваш фильм.

2

Галерея