Фильм

Фильм Большой побег

The Great Escape (1963, США), IMDb: 8.2

6.9
8.2
© MGM
1/15

Военная драма с замечательным актерским составом.

В разгар Второй мировой войны немецкое командование помещает заключенных в особый лагерь, из которого невозможно бежать. Но узники немедленно разрабатывают план грандиозного побега.

СтранаСША
Продолжительность2 часа 52 минуты
Дата выхода19 июня 1963
5

«The Great Escape» или «Эскейп фром пэрэдайз»?

Попался мне недавно голливудский фильм 1963 года «Большой побег» (« The Great Escape»). Посмотрел я на актёрский состав и удивился: сплошь звёзды из «Великолепной семёрки» - Стив Маккуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Кобурн. Почему удивился? Да потому, что «Семёрку» знают все, а про этот фильм я никогда не слышал. Решил восполнить пробел.

Ну, что вам сказать? Фильм о войне. При просмотре становится ясно, почему он так и не стал у нас популярен. Не к таким фильмам о войне мы привыкли. Но – по порядку.

Попавших в плен британских и американских лётчиков собирают в один лагерь, находящийся в ведении Люфтваффе. Упоминается, что эти лётчики неоднократно предпринимали попытки к бегству, поэтому новый лагерь – особо строгого режима. Полковник Рэмси, старший у военнопленных, поясняет коменданту лагеря, полковнику фон Люгеру: «Долг каждого офицера попытаться убежать из плена!» Люгер грустно понимающе кивает головой, явно забывая, что у него тоже есть обязанности, как у коменданта: не допустить побега заключённых.

Прибыв на место, бравые пилоты разбредаются по лагерю и прикидывают, как можно убежать. По территории проходят бородачи в шинелях и высоких папахах: это русские идут валить лес. Чарльз Бронсон тут же ныряет в их строй, просит у «товарисча» шинель, берёт топор и вместе с толпой шествует к выходу. Но на выходе стоит фэйсконтроль, который без труда отличает цивилизованного пилота от заросшего русского мужика и просит его вернуться обратно в лагерь.

Тут же несколько молодцев видят припаркованные грузовики с еловыми ветками, залазят в них и прячутся, но фэйсконтроль опять не дремлет. Один русский был настолько суров, что шёл валить лес вилами, вот у него-то контролёр позаимствовал инструмент и давай тыкать ими в содержимое кузова грузовика. Тут же оттуда, игриво улыбаясь, выбрался пилот, свистнул, и остальные тоже повылезали с такими же счастливыми улыбками. Их так же вежливо попросили вернуться. Хулиганы, итить их мать.

Американского пилота, которого играл Стив Маккуин, звали «Король карцера», потому что он постоянно расстраивал немцев: хамил им, грубил, издевался и вообще, как мог, дрочил судьбу. Грустные немцы не знали, что с ним ещё делать и постоянно направляли в карцер. Американский зритель может в ужасе воскликнуть: «Но ведь в карцере не давали кока-колы!» Да, друзья, таковы были жестокие реалии той войны. Но, к счастью, немцы разрешали американцу проносить с собой в карцер бейсбольную перчатку и мяч, он их всегда брал с собой, чтобы развеять скуку. Бейсбольной биты, правда, у него замечено не было – наверное, лежала в прикроватной тумбочке.

Пилотам присылали посылки с родины, в которых был шоколад, консервы, кофе – всё это хранилось у них среди личных вещей. «Зачем он скупает столько картошки?» - спрашивали заключённые друг друга про американца. Ответ оказался прост: он гнал самогон к празднику 4 июля, и когда наступил День Американской Независимости, герой вышел на середину лагеря, поднял на флагштоке американский флаг, выволок две огроменные бутыли самогона и начал поить всех желающих. Немцы всё это видели, но подойти, видимо, стеснялись.

Всё это время пилоты готовили побег. У вас может возникнуть вопрос: зачем вообще надо было бежать из этого санатория? Я тоже до поры до времени не понимал, пока полковник не пояснил: «Мы убежим, и немцы пустят все силы, чтобы нас поймать, а фронт тем самым ослабнет!» Сразу вспомнился анекдот про неуловимого Джо, который не потому неуловимый, что поймать никто не может, а потому, что он на хрен никому не нужен.

К побегу подготовились основательно. Бежать должны были 250 человек, каждому сделали поддельные аусвайзы, сшили комплект гражданской одежды. Рядом с бараками, в которых делались подкопы, проводили репетиции хора, чтобы заглушить шум работ, а рядом разбили грядки, на которые таскали землю из вырытых тоннелей. Но немцы то ли были настолько наивными, то ли им всё было глубоко по фигу.

И вот, в ночь побега к бараку, в котором был вырыт подкоп, стали стекаться люди в костюмах, шляпах, с портфелями и даже чемоданами! В общем, все 250 уйти не успели, но 76 ушли. После чего в барак зашли немцы, погрозили пальцем, сказали «Ай-ай-ай» и строго-настрого запретили убегать. Почти всех сбежавших без труда выловило Гестапо, так как цивилизованные пилоты сразу пошли – куда бы вы думали? – правильно, на железнодорожную станцию! Предел фантазии.

Гестаповцы устало поглядели на наглецов и… расстреляли. Вот честное слово, при просмотре возникла мысль: ну хоть одна организация у немцев работала нормально.

А в лагере что? Комендант построил всех заключённых, произвёл поверку. Он спросил: «Сколько не хватает? А, семьдесят шесть? Ну, вольно, разойдись.» А когда он узнал, что Гестапо расстреляло пленных, едва ли слезу не пустил.

Я понимаю, что фильм снят на основе реальных событий, что были такие пилоты, которые сбежали из плена, были пойманы и погибли – их подвиг я ни в коем случае не умаляю. Но этот фильм, снятый незадолго после войны, наглядно показывает тогдашнее отношение американцев ко Второй Мировой – как к весёлому приключению. А немцы показаны чуть ли не коллегами, даром что со вражеской стороны: гуманными и справедливыми. Гораздо позже пришёл Спилберг и немножко намекнул, что, собственно, во время войны всё было не очень-то весело и красиво.

Резюме: не рекомендую нашим зрителям. По родственной теме рекомендую «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён».

20 декабря 2010
7

Неожиданно неправдоподобный фильм, якобы основанный на реальный событиях. Понятно, что показанный лагерь далеко не Освенцим и не ставит целей экспериментов над людьми, а узники его не простые смертные, а офицеры союзнических армий, что вроде бы далеко не красноармейцы-коммунисты. Но проживание в вышеупомянутом лагере более всего напоминают спартанский дом отдыха, а вежливые и, чёрт побери, будто бы лояльные к заключённым охранники - практически без пяти минут пионервожатые. Истории о том, кто из героев фильма и сколько раз ранее совершал побеги из подобных условий, и лёгкость, с какой они же организовывают подкопы и достают всё необходимое для очередного повторения, вообще выставляет арийскую расу полными дебилами по сравнению с англо-американской. И будь фильм в подобном ключе до конца, кроме как клюквой его наверное назвать было нельзя. Но с последней трети хронометража, рассказывающей об итогах побега, авторы видимо спустились на землю, и смотреть фильм стало значительно интереснее. Хотя, несмотря на почти трёхчасовую длительность, незрелищным его никак уж не назвать. Всё таки, как минимум жанр обязывает.

27 марта 2011
Все отзывы
Читайте также
Лучшие военные фильмы
Лучшие военные фильмы
9 мая 2021
Лучшие фильмы про призраков
Лучшие фильмы про призраков
3 декабря 2021
Онлайн-премьеры недели: «Власть пса» с Бенедиктом Камбербатчем, второй сезон «Последнего министра»
Онлайн-премьеры недели: «Власть пса» с Бенедиктом Камбербатчем, второй сезон «Последнего министра»
3 декабря 2021
9 фантастических фильмов про то, что реальность — это фейк
9
фантастических фильмов про то, что реальность — это фейк
3 декабря 2021