Фильм

Фильм Настройщик

Россия, Украина, 2004

7.4
7.6
Настройщик – афиша
1/18

Мошенническая комедия Киры Муратовой

Мошенническая комедия про то, как очень красиво накрашенная Рената Литвинова, Наталья Бузько из «Маски-шоу» и записной богемный гей российского экрана Жан Даниэль («Касса, баранины не выбивать!»), сидя в платном туалете, разорили миллионерш Русланову и Демидову. Интригу для этой черно-белой двух с половиной часовой картины бесподобная Кира Муратова нашла в мемуарах сыщика царских времен Аркадия Кошко и перенесла в современную Одессу.

СтранаРоссия, Украина
Продолжительность2 часа 34 минуты
Дата выхода6 сентября 2004
Дата выхода в России6 сентября 2004
Возрастное ограничение12+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Настройщик»

Две подружки за 60, Анна Сергевна (Демидова) и Люба (Русланова), имеют тыщи долларов и нуждаются в настройщике фортепиано. Андрюша (Делиев) и Лина (Литвинова), любовники лет по 30, умеют настраивать фортепиано и нуждаются в тыщах. Два с половиной черно-белых часа фильма нашей дорогой, любимой Киры Муратовой их намерения переплетаются кольцами мультипликационных удавов. Удавов — потому что Муратова как никто чувствует пульс современности с ее толстожопыми пиарщицами в трениках с лампасами, которые «подвезли бы, да сегодня мотор не заводится», и прочего отребья, пытающегося не то чтобы жить не по средствам, но выдавать себя не за тот класс, к которому принадлежит, и которое душит падких до блесток дураков. А мультипликационных — потому что никого, конечно ж, не удушат те анорексички, климактерички и просто двинутые, что разыгрывают ее очередную «песню о жадинах, хвастунах и дураках».

Короче, «Настройщик» — это затянувшаяся до формата индийского фильма юмореска Клары Новиковой про «накипь» Золя, очередной класс, не имеющий права на существование. Мазохистское удовольствие — ибо те немногие, у кого достанет внутренней культуры посмеяться над муратовскими «слишком низко падшими», автоматически испытают глубокое неудовольствие от собственной, невосполнимой в веках, культурной недостаточности.

29 марта 2005
9Разрушение идеалов (или в поисках счастья)


Этот фильм хочется смотреть и смотреть. Чтобы выучить наизусть все эти ужимки, рожи, рожицы, слова и фразы..
Я люблю Аллу Демидову. За вот этот её поднятый подбородок, взгляд царицы и как она пальчиками по лицу… Постаревшая дама с собачкой, оказывается, получилась благодаря самой Демидовой – она соглашалась играть только вместе со своей собакой.
Как всегда у Муратовой ни один эпизод – не случаен и я не представляю, как можно обойтись хотя бы без сцены с чашками или кассирши со своим «какое совпадение». Ведь даже бомжиха в кафешке – это всё где-то увиденное, подсмотренное. То, о чем мы иногда пишем в жж и называем «лытдыбр». Надо просто чаще замечать такие подробности жизни. Тогда жизнь станет полноценнее и вернее. Понятнее станет.

Я люблю «Настройщика» за:
- тётка моя/тётка общая!,
- девушку с вязанием,
- «там все потные» Литвиновой,
- конечно же косу,
- в обязательном порядке «Я с тобой ещё немного поживу»,
- мимику Делиева и его узбекские напевы,
- трамваи,
- фон: речевой и людской (вы заметили, что делают пацаны, когда Анна Сергеевна путает лесбиянок с клептоманками?),
- сыр рокфор, который Люба съела под кроватью,
- за общую театральность: актеров, сценографии.
И… и один из лучших поцелуев в кино. В фильме режиссёра, которая терпеть не может поцелуи на экране.

И еще много за что. Потому что фильмы Муратовой люблю за детали, которые в ансамбле выходят на уровень кинематографического шедевра.
Все эти перепалки, колкости героев, драка Лины и Андрюши за деньги – настолько естественны, что хочу знать, как такое можно снять.

Огрызнусь: рядом с Демидовой и Руслановой Литвинова пока не смотрится. С манерностью, в этой роли – смотрится. Но амплуа, амплуа надо переигрывать, а тут всего лишь одна из лучших ролей Литвиновой, которая во всех фильмах одна и та же. Одна и та же.

Больше двух часов остроумнейшего действия на счастье заканчиваются почти моралью, на минорной ноте. Которые заставляют зрителя подумать о себе. Пересмотреть. Чтобы за красивыми деталями понять себя и окружающих.
Анна Сергеевна не винит Андрюшу и прощает его. И слепой пассажир рассказывает историю о прохожем, которому деньги (читай: любовь, счастье - нужнее). В какой роли окажитесь вы: того, кого надурят и который простит обидчика или в роли того, кому нужнее?
Оказывается, идеальных людей не бывает. Ни один герой «Настройщика» к идеалам не относится. Да и мы с вами, оказывается, тоже не относимся. Оказывается – благодаря Кире Муратовой

14 июня 2009
9

Интереснейший фильм для меня по трем параметрам:

1. Удивительное актерское сочетание комичного (здесь скорее драматичного и серьезного) Георгия Делиева и невесомой и нежной Ренаты Литвиновой.

2. Прекрасный сюжет. Ненавижу,когда в комментах начинают пересказывать. Мы тут не изложение пишем. Выскажитесь - понравился или нет. Люди сами посмотрят.

3. ОДЕССА!!! Красивые места, эти уютные дворики - придают фильму колорит и особую красоту. Был в Одессе, находил места съемок - как будто в фильме побывал.

5 июля 2013
9

помогите пианино, оно давно не играет. пусть зазвучит, как раньше, звонко и по-настоящему. как красиво вы играете, как красиво вы обманете.
ведь только муратова умеет так замесить свое тесто: ч/б с мобильными и фитнесом, мошенничество с искусством, гламурность с нет_денег_и_дома, аристократизм со сплетнями и хрупкостью. добавить в него свои фирменные соединения - маленькие кусочки прошлых лент, своих и литвиновских ("смерть собачки так же страшна, как и смерть человека"), - и испечь криминально-философскую комедийную драму, слишком обнажающую текучесть (раздевая её легко и смеясь). а что же там?
слабые, все такие слабые. бойтесь людей.
такое вот сообщение под соусом размеренной обреченности и привкусом усталости. выдохнуть из себя наносное и искать себе настройщика. пока не поздно.

кто-то плакал сбоку кадра.

1 июля 2005

По моему мнению, все фильмы можно классифицировать на две большие категории: фильмы, в которых главное не ЧТО, а КАК, и фильмы, в которых главное ЧТО, а не КАК. Редко встречаются картины, в которых нет явного приоритета содержания над формой и наоборот; в которых работы режиссера, сценариста и художника дополняют друг друга, создавая неделимое целое. Так вот фильм «Настройщик» относится именно к последней немногочисленной группе.
С первых кадров фильма мы чувствуем, как сцена встречи героини Руслановой с мужчиной, с которым она якобы познакомилась по объявлению, символично поддерживается художником-постановщиком. Это проявляется в расположении большого количества стендов на заднем плане, до отказа заклеенных бумажками с хвостиками для отрыва, символизирующими многочисленные неудачные попытки Любы (Н. Русланова) устроить свою личную жизнь.
Весь фильм построен на контрастах, на крайностях, на гротеске.
Главный герой этого фильма - настройщик фортепиано, пианино и роялей Андрей (Г. Делиев), являет собой симбиоз высокого и низкого. Человек, соприкасающийся с высоким искусством музыки, пальцы которого «не стучат по клавишам, а утопают в них, как у Моцарта» оказывается ловким аферистом, вошедшим в доверие никому не доверяющей Анне Сергеевне (А. Демидова) и получившим от нее несколько тысяч долларов.
Рафинированную интеллигентку Анну Сергеевну, регулярно устраивающую у себя дома салонные вечера с пением и чаепитием таких же рафинированных интеллигентов, как она сама, авторы помещают в один трамвай с грубыми неотесанными кавказцами.
Муратова не пощадила и Ренату Литвинову, которая и в кино играет странных манерных девушек, усадив ее питаться за один стол с местной леди бомж.
Гиперболизированное преподнесение идеи фильма уравновешивается монохромным видеорядом. Если бы не он, у зрителя возникло бы перенасыщение и отторжение картины. Слишком сильны эмоции. Плюс цветовое решение кадров говорит само за себя: черное и белое – это крайности.
Пожалуй, этот фильм адресован идеалистам, которые смотрят на мир сквозь розовые очки. Сразу находим еще одно обоснование монохрома: исключение розового. Да, конечно, мир полон аферистов, но со мной этого никогда не случится, просто потому что я никому не доверяю. Сюда хорошо подходит поговорка: «В чужом глазу сучок видим, а в своем бревно не замечаем». Так же и Анна Сергеевна, постоянно предупреждавшая Любу о мошенниках за каждым углом, сама, оказавшись жертвой аферы, признала себя лишь жертвой своей глупости, и в итоге оправдала настройщика. Наивными доводами, но оправдала. Он стал желанным гостем в ее доме, и она полюбила его как сына. А мы прощаем тех, кого любим.
Не бывает идеальных людей – идея фильма, передаваемая через гротеск.

19 мая 2005
7

Жизнь как пианино: требуется настройщик.
Ключевыми понятиями этого фильма являются игра, маска, лицедейство. Собственно, главный герой, хоть и внешне сильно изменившийся, - все равно клоун из «Маски-шоу». Такое «разыграть»!!! Потомок Остапа Бендера, унаследовавший его обаяние и смекалку, этот стремится вовсе не в страну, где все носят белые штаны - его «синяя птица» уже давно в клетке. А, вернее, это кошка на чердаке, которая гуляет сама по себе. Она любит дорогие вещи, изысканные блюда и себя. Он слишком к ней привязан, чтобы не удовлетворять ее просьбы-прихоти-истерики. Она еще «побудет с ним», с «тем, который стал после». Хрупкая и утонченная, изящности которой позавидовали бы древнегреческие статуи и позеленели бы всем своим мрамором – она заняла место в его сердце. Поэтому он так хочет сделать ее счастливой. Загвоздка в том, что он беден. Его бедность и толкает на аферу.
Любопытна современная «реинкарнация» классического образа русской литературы – вот уж воистину «женский» фильм: теоретическое обоснование убийства богатенькой старушки проистекает именно из уст Лины, которая обвиняет Анну Сергеевну в незаконном убийстве, по крайней мере, целой группы детского сада (=аборты). Безусловно, такая параллель и связь с великим писателем опосредованна, но идея о том, что человек жалок и отнюдь несовершенен – эта идея насковзь пропитала всю русскую культуру, начиная еще с предшественников Достоевского.
Андрей приходит к Анне Сергеевне (в исп.блистательной Аллы Демидовой) настроить пианино: достает оттуда мышь –мастер на все руки, только вот эти руки не способны настроить душу на нужный лад. Там ведь тоже давным давно – мышиное гнездо. И сил внутренних не многим меньше, чем у вышеупомянутого грызуна. Недаром, в финале фильма в этом трамвае, едущем без остановок, Анна Сергеевна произносит: «Люди – они же слабые!! Бедные, беззащитные люди!» Тем самым оправдывая во многом главного героя. Да, он мил и очарователен. Но он из неудавшихся. Вся его душевность, расположенность к пожилым героиням, его великодушие и благородство будут перечеркнуты последним «аккордом» -и как мастерски!! Впрочем с тем же мастерством он играет на пианино –и вся переживания на лице –и вправду переживает каждую ноту, каждый аккорд. Но верхнее си что-то западает. И недаром он ударяется плакать –совершенно внезапно – сокрушаться о том, как сильно он привязался к Лине.
Талантливый настройщик и его возлюбленная все разыграли как по нотам: и письмо из Франции, и справочник с номером общественного туалета, и более чем символичный разговор по телефону –из уборной частной (ванная Анны Сергеевны) в уборную общественную. Отдельно стоит отметить театр одного актера –собственно приход Лины: ее ослепительное появление – особенно ослепляли лезвие косы и ее улыбка!! Второй акт этого спектакля уже исполнил второй актер – Андрей – рассказывая удивительную сказку о Божьей благодати и озарении –неудавшийся человек, так говорить о святом!
Занимательно, что этот фильм повествует о двух кражах –но ошеломляющая виртуозность исполнения одной лишь подчеркивает бульдозерную неуклюжесть другой. Так называемый супруг Любы, этой несчастной подруги Анны Сергеевны, обкрадывает свою новоявленную женушку –подло, мерзко и банально. Чего не скажешь о самой сцене: Люба в вагоне поезда, везущего ее отнюдь не медовый месяц проводить, а за окошком –толпа продавцов гигантских мягких игрушек. И дивная музыка. И убегающий – проталкивающийся через неуклюжих тигров, несуразных бегемотов, странных людей, - «возлюбленный» Любы.
Однако Андрей и Лина решают поиграть в Дон Кихота и обретшую плоть Дульсинею Тобосскую. Благодаря опять-таки отлично разыгранной сцене, герои конфискуют деньги у горе-супруга. Но только лишь для того, чтобы «ввести» их уже в новый, ими отлично срежиссированный спектакль, под названием «Круговорот денег в природе».
Ключевым понятием здесь является слово играть. Это театр на экране – нет театральности – вычурных декораций и нафталиновых занавесей – есть игра в жизнь, чувство, эмоции. Это пространство постмодернизма, где все игроцентрично: и жизнь в частности. Кульминация этому: Андрей, играющий для своей «благодетельницы» в последний раз – закатывая глаза, с придыханием, с ужимками. Пожилые слушальницы, увы, не видят, его лица. А он хитрит, улыбается в кадр, ухмыляется и грозит пальцем. Поиграл с судьбой – вытащил счастливый лотерейный билет! Чего не скажешь о самой Анне Сергеевне, для которой даже путь в банк с ее любимой собачкой заказан. Собственно, без Микки все наоборот. Но стоило ли чуть пропели петухи идти в банк (в буквальном смысле этого слова), в котором работают люди исключительно странные (впрочем, как и все герои Киры Муратовой) и практически одни близняшки, чтобы узнать, что тебя так жестко разыграли.
Как же изменился портрет ее «Андрюшеньки» в сознании пожилой женщины!! В милиции Анна Сергеевна «воссоздает» портрет абсолютного урода– но такими злобными гиперболами говорит преданная душа и обиженное сердце. И как изменился ее голос – в нем слышатся надрыв и истерика.
Финал расставляет все точки над “i” и все ноты по линейкам: Анна Сергеевна очень по-христиански винит во всем саму себя. И как важно в кино оказывается слово. Слепой точно иллюстрирует ее слова своей притчей об уроненных им деньгах, которые оказались более необходимы прохожему, подобравшему их с земли. Финал не безотрадный, так как теплится еще огонек надежды, что замолятся грехи Андрюшеньки этой милой женщиной. И что и в этом неудавшемся человеке все-таки сохранится то трепетное чувство, руководствуясь которым Андрюшенька все-таки не следует коварно-кровавому плану своей Лины.
Театральность приемов подчеркивается более чем удивительными персонажами, населяющими пленку: это и охранник в магазине, женственно-жеманно обыскивающий Андрея, и «виночерпий», угощающий на пляже вином, и бомжиха, трапезничающая почти «ананасами в шампанском» и страдающая дальтонизмом, и девушка, поющая в трамвае душещипательные песни, и люди, скачущие по улице безо всякой причины. Удивительный мир странных людей–почти манекенов с нарочно механическими голосами и жеманными манерами. Именно в таком мире правит бал ее величество игра постмодернизма. Однако этот фильм есть свидетельство того, что даже в постмодернизме сохраняется духовная вертикаль, как свидетельство того, что человек создан по образу и подобию Божьему.
июнь 2007

15 мая 2013
Все отзывы
Читайте также
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
10 фильмов про фантастических тварей
10
фильмов про фантастических тварей
10 фильмов про фантастических тварей
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
10
фильмов киновселенной Гарри Поттера
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость