Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Ночной портье»

Il portiere di notte (1974, Италия)
6.3
оценить
Кино: «Ночной портье»
Кино: «Ночной портье»
  • 18+ 1 час 58 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Драма Лилианы Кавани

Лучия, бывшая узница нацистского концлагеря, узнает в ночном портье венского отеля своего палача Макса. Героев тянет друг к другу неодолимая сила, которую было бы слишком просто назвать сведением счетов с прошлым.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Андрей Плахов
отзывы:
69
оценок:
59
рейтинг:
202
9

Лучия, бывшая узница нацистского концлагеря (Рэмплинг), узнает в ночном портье венского отеля своего палача Макса (Богард). Героев тянет друг к другу ­неодолимая сила, которую было бы слишком просто назвать сведением счетов с прошлым.

Висконти в «Гибели богов» только контуром очертил жертвенную красоту юной Рэмплинг, зато открыл феномен Богарда как трагического злого гения. Кавани увидела в них, жертве и палаче, идеальную пару для воплощения абсолютной любви «по ту сторону добра и зла» (так режиссер назовет свой следующий фильм — о возлюбленной Ницше). Сцена, где пара загнанных героев ступает по битому стеклу, и финал, где они, как сомнамбулы, обреченно бредут по ночному мосту под лучами прожекторов, превращает «Ночного портье» в самую трагичную из мелодрам. Именно потому, что эта любовь проклята не обществом (хотя им, разумеется, тоже), но самими любовниками. Ретроспективный кадр, где Рэмплинг с обнаженной грудью и в эсэсовской фуражке ублажает палачей пением, — символический пик, которого за четверть века достигла концлагерная тема. После этого ей ничего не останется, как утратить свою мифологическую сакральность и породить сначала политкорректный «Список Шиндлера», а затем и нечто куда более кощунственное — комедию («Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи).

4

Отзывы пользователей о фильме «Ночной портье»

Фото Алексей
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
7

Вышедший в 1974 г. фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. Никто еще до Кавани не показывал ужасы фашизма, воспоминания о которых были еще очень сильны во всем мире, через мазохистский противоестественный любовный роман! Эротические сцены, демонстрируемые в ленте, по тем временам являлись очень откровенными. По этим двум основным причинам картина оказала сильное впечатление на смотрящие массы. Сейчас, по прошествии еще 30 лет, когда Вторая Мировая окончательно стала историей, а эротика на экране быстро превращается в порнографию, «Ночной портье» вряд ли кого-то может шокировать. Но Кавани не была бы великим режиссером, если бы просто сняла полупорнографическую для тех времен ленту, эксплуатируя больную, все еще кровоточащую тему.

«Портье» был и остается по сей день жестокой, болезненной, но по-своему красивой историей любви, побеждающей смерть. Кто сказал, что любовь – это нежность, романтика, заоблачность и доброта? А почему она не может быть болью, кровью, насилием и испепеляющим влечением? Именно об этом и говорит в своей картине Лилиана Кавани. Главные герои вовсе не извращенцы, не больные и не сумасшедшие. Они не более безумны, чем любая страстно влюбленная пара. Просто великое чувство зародилась в них в нечеловеческих условиях, когда один был палачом, а другая – жертвой.

Поначалу Макс действительно кажется своеобразным сексуальным маньяком, но на своем пути он встречает родственную душу, которая понимает его и принимает его именно таким. И если их тюремные отношения все равно можно трактовать как удовлетворение болезненной похоти Макса и беспомощного подчинения Лилии, то прошедшее время и случайная встреча в послевоенной Австрии безоговорочно подтверждают, что то чувство ни что иное как любовь. Невозможность жить друг без друга, боязнь потерять маленькое личное счастье, готовность пожертвовать всем ради любимого! Что же это, по-вашему, как не Высшее Чувство?

Фильм получился сильным, умным и тяжелым. Картина смотрится очень непросто, но это не недостаток мастерства Кавани, а способ показать душевное состояние героев. Война давно окончена, но все равно остались «свои» и «чужие», поэтому окружающий мир никогда не примет эту странную, ужасную с моральной точки зрения любовь. Но герои все равно борются за свое счастье, зная, что они обречены, и до последнего вздоха остаются вместе. Поэтому «Ночной портье» - это фильм не о победе над фашизмом, не о половых извращениях, не о сексе и насилии. Это просто кино о самом главном в этой жизни.

3
Фото Vened
отзывы:
51
оценок:
240
рейтинг:
48
9

Вы часто в жизни встречаете ситуации, когда хотите сказать: "Боже, да они извращенцы! Боже, да это же просто кощунственно, богохульственно!" Часто? Смею предположить, что да; но еще чаще Вы слышите это от других.
Всегда ли это честная и справедливая "оценка"? Скорее всего, нет... А что же это? Может быть Ваше ханжество и фарисейство?
Шедевр Кавани затронул во мне внутренние струнки, заставил меня, возмущаясь девиантным поведением героев и (в чем-то) претящими среднестатистическому гражданину отношениями между ними, одновременно восхищатся их чувствами, скорбеть над их обреченностью и прощать им все.
Финал драмы совершенно логичен. Счастливого продолжения в этом мире им уже было не найти...
PS: Честно признаюсь, что для меня явилась откровением сексуальность, обворожительность и неотразимость Шарлотты Рэмплинг.

2
Фото Кси Икс
отзывы:
237
оценок:
236
рейтинг:
279
9

Вчера, через 34 года после выхода его на экраны, посмотрела наконец-то "Ночного портье".
Хорошо, что не стала смотреть раньше. По нынешним временам ничего я там шокирующе-извращенного не нашла. Обычные люди издеваются друг над другом в семье гораздо изощреннее любого садо-мазо.

А здесь. Здесь мне показалось, что двое просто вспоминают себя прежних. Да вот так у них складывалась любовь. А чего ещё можно ждать от гестаповца в концлагере? Шаг за шагом он и она учились любить, доверять, заботиться.

И эта фраза: "Я хочу остаться крысой. Работать ночью, потому что когда я выхожу на свет - мне стыдно". И слова герра доктора: "Чувство вины - это психическое расстройство". Да, нацизм и жестокость - это не повязка с крестом.

И за что их убили? За то, что не согласились быть как все. Думаю, что в них стреляли бы не только бывшие гестаповцы, но и выжившие узники, и обычные люди. Слишком это.

2
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны, бывшая заключенная концлагеря Лусия (Шарлотта Рэмплинг) приезжает со своим мужем – известным дирижером – в один венский отель. Во время регистрации она узнает в портье, который их принимает, нацистского офицера, что мучил ее в концлагере. Макс (Дирк Богарт) – действительно скрывающийся в бегах от военной полиции нацист, который работает в отеле, прикрываясь новой личиной. Встреча двух людей всколыхнула воспоминания, к которым оба были не готовы и которые приводят к довольно странному, больному союзу. Союзу, пропитанному садомазохизмом. Лусия предпочитает, чтобы он ее бил, насиловал и приковывал в комнате. Макс же с удовольствием удовлетворяет ее странные безмолвные запросы. Параллельно с этим старые друзья Макса и соратники по СС пытаются провернуть какие-то свои темные дела, уничтожая документы и копаясь в собственном страшном прошлом. И присутствие подобной свидетельницы преступлений не входит в их планы.

Главный фильм творчества Лилианы Кавани, ставший не только наиболее обсуждаемым и любимым среди пишущей братии, но и самым кассовым в прокате. Популярен этот фильм буквально по всему миру. Вошел во всякие приличные списки, и является обязательным к просмотру для каждого уважающего себя киномана. Что же делает картину такой популярной и такой важной? Сегодня, конечно, по прошествии времени, острота, как политическая, так и эротическая, у фильма притупилась. За эти годы киноэкран увидел так много порно и различных извращений, в том числе и на нацистскую тематику, что сложно поверить, какой фурор и какой шок создавал фильм в годы своего выхода, да и несколько десятилетий спустя. Подобной смелости до Кавани никто себе не позволял. Мир, казалось бы, только-только залечил душевные раны, разорванные Второй мировой и кошмарами концлагерей, чтобы хладнокровно принять фильм, в котором подобная тема разворачивается в эротический роман садомазохистского характера.

Тут нужно понять, что фильм не является обвинением нацизму и преступникам. Точней, является, конечно, но не прямым, да и не о том картина вообще. В конце это будет понятно более точно. Сложно сказать, благодаря ли тем изменениям в сценарии, на которых настоял Богарт, ведь по его просьбе Кавани выбросила целый кусок истории и сильно сократила количество диалогов, которых в ее картинах обычно очень много. Конечно, в итоге в фильме есть и укор, и отражение удушающей, жестокой, бесчеловечной системы концлагерей, которая Кавани получилась очень реалистичной, возможно потому, что снимались эти страшные сцены в бывшей туберкулезной больнице. И этот укор прозвучал наиболее остро именно в связи с географическим положением событий фильма – Австрии, известной в то время довольно теплым отношением к нацизму в целом, что многих участников съемочного коллектива, прямо, шокировало.

В целом, несмотря на немецкую тематику, и тематику войны, к которой Кавани будет часто возвращаться в своем творчестве неоднократно (хотя сама она войну не видела, так как жила на севере Италии), фильм очень итальянский. Итальянский по стилистике, по манере работы с драматургией. Сразу вспоминаются и Пазолини с его жестоким натурализмом, вплетенным в сложные социальные и философские вопросы. Вспоминается, конечно, и Висконти, и не только потому, что Рэмплинг с Богартом уже снимались у него. Тематика постнацистских болячек «Гибели богов», пессимизм и безысходность упаднического «Смерти в Венеции». Висконти вообще очень близок был по духу и букве Кавани. Но Висконти поздний, конечно же. Но Лилиана Кавани оказалась талантливой ученицей и создала собственное полотно, которое по мощи, по посылу, по скрытой энергии оставляет далеко позади умные, чувственные фильмы Лукино Висконти. Да и в плане эмоционального накала фильм выдает порой нечто невероятное, включая известную сцену с нацистским кабаре, в которой Рэмплинг предстает в знаменитом «наряде».

Как уже было сказано, фильм стал очень популярен по всему миру. Люди буквально дрались в очередях, чтобы достать билетик. И это вопреки (точней, благодаря) жутким возрастным ограничениям и обвинениям со стороны разных сторонников моральных норм. А вот бояться фильма, конечно, не стоило. Бояться нужно было совсем другого. Ведь фильм о том, что вокруг нас живут убийцы, маньяки, больные люди. Вы их не узнаете по окровавленным костюмам, жутким выражениям на лицах или торчащему из-за спины мясницкому топорику. Вы их вообще не узнаете, потому что они скрыты за личинами добропорядочных посетителей кафе, юристов, продавцов канцелярских магазинов. Они ведут подпольную борьбу за выживание, и они в ней успешны, выигрывая день за днем, бой за боем. Двери отеля «Hotel zum Opera» открыты и ждут гостей.

1
Фото Ирина Михайлова
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
1
7

фильм оставляет сильное впечатлние, однако у режиссера, как и у всякой женщины, слегка отсутствует чувство меры. фильм должен был закончится на том, как они выходят из квартиры. под дождем. без зонтика. и все. сцена убийства, выстрелов - лишняя. эпизод с сидением в квартире затянут, создает гнетущее ощущение.
однако фильм очень выразительный и глубокий.

1

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Александр Шкуматов