Фильм

Фильм Весна, лето, осень, зима... и снова весна

Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003, Южная Корея, Германия), IMDb: 8

7.9
8
Весна, лето, осень, зима... и снова весна – афиша
1/15

Драма Ким Ки Дука про неотвратимое течение времени

Маленький мальчик растет, направляемый чутким воспитателем, в храме на огромном плоту, дрейфующем по сказочному озеру, чтобы в ходе бурной и неправедной жизни вырасти в буддийского монаха. По-восточному предсказуемый фильм, чья предсказуемость (предопределенная самой природой и вынесенная в название) во сто раз таинственнее любых возможных хитросплетений сюжета. Превосходная работа южнокорейца Ким Ки Дука («Остров», «Плохой парень») — из тех, какими великие режиссеры-бунтари отмечают вступление в творческую зрелость: тонкая, грациозная, размеренная, глубоко прочувствованная и классически совершенная.

СтранаЮжная Корея, Германия
ЖанрыДрама
РежиссерКим Ки Дук
Продолжительность1 час 43 минуты
Дата выхода19 сентября 2003
Возрастное ограничение16+
Один из ярчайших представителей современного южнокорейского кино. Перед тем как начать снимать, получил богатейший жизненный опыт: учился в сельскохозяйственной школе, потом работал на заводе, пять лет служил в морской пехоте, два года готовился стать священником. Но поехал учиться живописи в Париже и несколько лет путешествовал по Европе с выставками, попутно создавая сценарии, за которые получал награды. Первой его режиссерской работой стал фильм «Крокодил». Ким Ки Дук (точнее, Ким Ки Док) отличался плодовитостью, снимал по две-три картины в год, при этом его фильмы сочетают главные признаки нового корейского кино: жесткость и лиричность, насилие и поэзию. Такой метод принес режиссеру несколько наград крупных кинофестивалей (впрочем, некоторые критики обвиняют их в спекулятивности). Его самые громкие работы — «Остров», «Пустой дом», «Время», «Вздох», «Ариран», «Пьета», «Сеть» и, разумеется, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Умер 11 декабря 2020 года в Риге в возрасте 59 лет.

Рецензия «Афиши» на фильм «Весна, лето, осень, зима... и снова весна»

Как становятся буддистскими монахами? Маленький мальчик растет, направляемый чутким воспитателем, в храме на огромном плоту, дрейфующем по сказочному озеру. Это весна. Летом ему уже восемнадцать, он испытывает земные соблазны и не перед всеми умеет устоять. Осенью… Так, сезон за сезоном, перед нами проходит вся его жизнь, до самой старости.

В принципе, сюжеты до конца пересказывать не полагается. Но это не тот случай. Пожалуй, главным — и, безусловно, восхитительным — достоинством нового фильма Ким Ки Дука («Остров», «Плохой парень») является как раз предсказуемость. Мы знаем, что будет дальше; наше знание предопределено самой природой: дальше будет зима, потом снова весна, лето, осень… Хотя режиссер и придумал несколько неожиданных ходов в середине (у него даже в фильме о монахах найдется место для насилия и любви), он хочет, чтобы мы знали, чем все закончится. И, зная, смотрели. Смотрели не на события, а между них, сквозь внешнее. Потому что знанием жизненного сюжета ничего не заканчивается — с него все только начинается. Глупо было бы думать, что мы, неучи, можем усвоить все, что Ким хотел нам показать. Но это нестрашно: достаточно видеть и понимать, что вот эта пустая лодка, плывущая по течению, эти ритуальные жесты, аккомпанирующие повседневности, и эта смерть, обретаемая в огне посреди водной глади, — все это означает себя и что-то еще, недоступное. Тут вопрос только в степени загадочности: восточному глазу понятно больше, но и для него, я уверен, предсказуемость Дука в сто раз таинственнее любых возможных хитросплетений сюжета. Это превосходный фильм из тех, какими великие режиссеры-бунтари отмечают вступление в творческую зрелость: тонкий, грациозный, размеренный, глубоко прочувствованный, классически совершенный. Единственное сожаление — предсказуемость: ничего другого от Ким Ки Дука мы и не ждали. А в классики — рановато.

19 января 2004
9

Если Ким Ки Дуку и удалось снять свой шедевр, то это, несомненно, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Относительно простая история для творчества этого автора, в то же время куда глубже и естественней, чем все, что он делал до и после. Есть соблазн заподозрить Кима в заимствовании уже готового сюжета, потому что «Весна…» — готовая буддийская притча для записи в какую-нибудь священную книгу, но сценаристом указан сам Ким Ки Дук. Есть также и сомнения, что успешно совершив переход от брутального кино к философским притчам, он пошел по накатанной дорожке, и соединил размышления о духе и невозможности любви, с каждым разом усложняя сюжет, и все дальше отходя от совершенства. А пока в своем девятом фильме Ким Ки Дук, как тот монах, затащил священный камень на вершину горы и предоставил нам право его созерцать.

Все циклично, говорит Ким известную истину, и в образах и картинках пытается ее донести. Маленький мальчик живет со старым мудрым монахом в плавучем храме и постигает азы восточной ментальности и науки сострадания на собственной шкуре. С возрастом ему становится все сложнее отличить добро от зла, и то, что предвидит его учитель, еще не способен осознать ученик. Мальчика ждет и первая любовь, и самый страшный грех, после которого ему в течение многих жизней не очистить карму. Но свет, считает Ким, можно лишь познать в контрасте с тьмой, и святым может стать лишь большой грешник, знающий цену этой святости. Однажды, когда мальчик пройдет свой путь и сам станет умудренным жизнью монахом, у него также появится ученик, и он поймет, что ученик и учитель суть едины, и не только он что-то даст ребенку, но и ребенок многому сможет научить его. Все останется неизменным, как и времена года.

Красной линией фильма, и одной из линий фронта западной и восточной культуры и религиозной философии как раз является слоган «Весны…» — «Любовь — это лекарство, от которого надо уметь отказаться». Падение героя начинается со вспыхнувших чувств к больной девушке, приехавшей в храм на лечение. Пока учитель отмаливает ее здоровье, юноша в самом цветущем возрасте начинает испытывать к ней сексуальное влечение, перерастающее во влюбленность и дальше в пылкую любовь, против чего и предостерегает старый монах своего ученика. То, что сначала является лекарством, в скором времени может превратится в яд.

Буддийское мировоззрение против любви, вообще-то, ничего плохого не имеет, но к романтическому культу, процветающему на Западе относится с большим скептицизмом. Любовь — это привязанность, аффект, затягивающий человека в колесо сансары, из которого должна стоять цель, напортив, выбраться. Любовь — это желание обладать, желание обладать — это эгоизм, способный запустить разрушительные для личности процессы, что и происходит с героем. Каждый буддист, а тем более монах, должны осознать, что нет ничего важнее покоя и равновесия, а жизнь должна быть как гладь воды в безветренный день. Но человек привязан к жизни кармой, и такие аффекты как любовь, лишь увеличивают ее, этот банк дурных деяний. Когда карма исчерпана — человек достигает сансары, рая, небытия. Чем у человека меньше кармы, тем больше вероятности благоприятного перерождения. Но заблуждения мешают на этом пути, а привязанности превращаются в страдания.

Эти прописные истины преподнесены Ким Ки Дуком в абсолютно правильном ключе. Вечно обвиняемый в заискивании перед фестивальной публикой, он снимает идеальный восточный фильм, доступный для понимания даже западным человеком, не знакомым с особенностями буддийской доктрины. Его притчевость выдает простоту форм, но их красота в виде озерных пейзажей в различные времена года и смысл намекает, что эта простота обманчива. И Ким, обобщая опыт человеческой жизни в схему мучительного роста по лекалам, практикуемым уже несколько тысяч лет, оказывается куда ближе к истине существования, чем его коллеги.

7 сентября 2011

Этот фильм незабываемый.
Красивый с множеством потрясающих картин прирорды.
Жестокий. И от этого ещё более естественный.
Молчаливый... Но слова тут и не нужны.

23 августа 2005

Шикарно. Созерцательный, пропитанный глубоким психологизмом и символичностью, как и сами азиаты, фильм. Редко такое снимают. А жаль...

5 февраля 2005
9

Ким безусловно сразу был настроен дать зрителю прежде всего визуальную красоту. И озеро получилось таким же главным героем фильма, как монахи, и девушка. Наложив на это озеро четыре времени года зритель получает простой способ понять прелесть нашей планеты Земля, и её неповторимой красоты даже в рамках одного местоположения. Ну а изображённые Кимом монахи, как и сам буддийский подход сюжета к мирозданию, это беспроигрышный способ добавить в вышеупомянутую природную красоту фильма как простые вопросы, волнующие нас в повседневности, так и заглянуть в вечность.Поэтому, простыми средствами фильм заставляет, и размышлять, и чувствовать, и созерцать, и любить. И нет разницы в том, что мы не буддисты, а Корея далеко. Ким обратился к зрителям на простом и понятном каждому языке. В данном случае простота, как и краткость, несомненно "сестра таланта".

14 февраля 2017
9

И нет ничего нового под солнцем. И Ничто, и никто не в силах повернуть вспять последовательность замкнутого круга четырех времен года:

Весна - зарождение жизни, ее познание, первые шаги к открытиям и первые глупости;
Лето - созревание, формирование страстей человеческих ..любовь;
Осень - сбор урожая. Готовность держать ответ. Перед глазами плоды твоих свершений и все то, к чему ты шел или хотя бы пытался идти;
Зима - все покрыто белоснежными хлопьями. Чистейшая, подобно слезе, вода в проруби. Сон природы, таящий в себе очищение души;
и... Весна - зарождение новой жизни.

Иной мир, совершенно иная подача, более глубинное видение поэтапности человеческой жизни все это - творение Ким Ки Дука "Весна, лето, осень и снова зима".
Кино в чистейшем виде, максимум картинки и эмоций в глазах героев картины. Минимум диалогов, которые своим возникновением лишь обрывали столь необходимую тишину.

5 звезд из 5 - ти.

9 сентября 2014
Все отзывы
Читайте также
ММКФ-2021: Классика и ретроспективы
ММКФ-2021: Классика и ретроспективы
ММКФ-2021: Классика и ретроспективы
9 фильмов для вдохновения от дизайнера Гоши Полянского
9
фильмов для вдохновения от дизайнера Гоши Полянского
9 фильмов для вдохновения от дизайнера Гоши Полянского
20 фильмов, которые помогут справиться со стрессом
20
фильмов, которые помогут справиться со стрессом
20 фильмов, которые помогут справиться со стрессом
10 южнокорейских фильмов, которые награждали на кинофестивалях
10
южнокорейских фильмов, которые награждали на кинофестивалях
10 южнокорейских фильмов, которые награждали на кинофестивалях
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость