Киноафиша Москвы

Фильм «Возвращение»

(2003, Россия)

6.9
Кино: «Возвращение»
  • 16+ 1 час 45 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Драма Андрея Звягинцева

Пока двое провинциальных братьев-пацанов решают в дворовых разборках, кто трус, кто не трус, домой возвращается батя, пропавший так давно, что его не помнит даже старший из сыновей. Виртуозно снятая иллюстрация прописных истин получила престижнейшего «Золотого льва» на фестивале в Венеции, но выглядит серьезной пародией на Тарковского и Кончаловского времен «Дворянского гнезда».

Режиссер фильма «Возвращение»

54 года Фильмов: 11

Российский кинорежиссер и сценарист. Первой режиссерской работой стали серии «Бусидо», «Obscure» и «Выбор» для российского телеальманаха «Черная комната». Первым полнометражным фильмом Звягинцева, в котором он выступил в качестве режиссера и сценариста, стала драма «Возвращение» об отношениях отца со своими сыновьями. За этот фильм Звягинцев удостоился пяти наград Венецианского фестиваля, в том числе главной — «Золотого льва». Следующий фильм, «Изгнание», вышел через три года, его премьера состоялась на Каннском кинофестивале. Андрей Звягинцев — один из немногих российских режиссеров, получивший признание и известность в Европе. В 2011 году на экранах появился фильм «Елена», его премьера также прошла в Каннах. В 2014 году вышла драма «Левиафан». За нее Звягинцев получил «Золотой глобус» (Лучший фильм на иностранном языке), приз Каннского кинофестиваля (Лучший сценарий) и номинацию на премию «Оскар».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1752

Пока двое провинциальных братьев-пацанов решают в дворовых разборках, кто трус, кто не трус, домой возвращается батя, пропавший так давно, что его не помнит даже старший из сыновей. Батя хмур, требует от ошалелых малых пить вино за его возвращение, велит обращаться к себе «папа» и в обязательном порядке везет на рыбалку на Ладожское озеро, посреди которого дремлет во влажной дымке, как будто спустившейся из фильмов Андрея Арсеньевича Тарковского, остров батиного собственного детства. С этой аскетичной историей вы будете жить первые восемьдесят минут фильма. Дальше, как писал Шекспир, — тишина. За двадцать минут до финала картина переживает жанровое перерождение, и последние эпизоды определяют — ретроспективно — отношение ко всему показанному ранее. Раскрывать припасенный сюрприз — ход в высшей степени негуманный по отношению к будущим зрителям, которые, вооруженные знанием, не переживут того самого «ах!», что заставило венецианскую Мостру оторвать задницы от кресел и аплодировать битых 15 минут. C профессиональной точки зрения «Возвращение», первый за 41 год — в 1962-м было «Иваново детство» Тарковского — российский кинодебют, оторвавший в Венеции «Золотого льва», не вызывает ни единой претензии. Бесподобный пейзаж, виртуозно нефальшивые дети в главных ролях, завязка-кульминация-развязка. Придраться не к чему. Звягинцев, для которого, как и для Тарковского, образцом кинематографического совершенства являются по-монашески аскетичные фильмы Робера Брессона, снимал елочные игрушки сюжетных ухищрений с гангстерской приключенческой истории, которую первоначально являл собой сценарий Моисеенко и Новотоцкого («Старые клячи»), пока от него не осталась прописная истина. Или высшая мудрость. Что-то всеобъемлющее, тотально верное и грубое, как неминуемость смерти. Для кукольного Евросоюза это кино, наверное, как для впавших от бессонницы в беспамятство героев маркесовских «Ста лет одиночества» растяжка с надписью-напоминанием «Бог есть». Но для пары русских глаз — отвечаю, разумеется, за свои — как скелет обглоданного стервятниками животного. Или как «Мама мыла раму», написанное стократно под обложкой, обещавшей новый роман.

Отзывы пользователей о фильме «Возвращение»

Фото Мандарин Большой
отзывы:
665
оценок:
740
рейтинг:
188
9

Фильм "Возвращение" - это трагедия. Он о том, как двое пацанов после долгого ожидания находят отца. Они - братья. Играет обалденно, если так можно выразиться. Они едут с ним на реку ловить рыбу или ещё что-то делать, я уже не помню. Всё время ругаются, выясняют отношения, потом их обворовывают, много всяких перепитий. Потом мирятся, сидят за костром. Главное они всё время не доверяют папе, что он их родной. А кончается всё его смертью. Он хочет спасти одного из мальчишек, и падает с вышки. Так он погибает. Ужасно тяжёлый и ужасно гениальный фильм. Я смотрела давно в Доме Ханжонкова.
Но самое не укладывающееся ни в какие рамки, это я знаю из газет, старший мальчик на самом деле тонет на съёмках. Такой красивый, талантливый, юный. И самое главное это его первый фильм. Такое несчастье, Господи. Приношу свои соболезнования его настоящим родителям. Сценарий отразился прямо на нём.

Фото Кристина Миллер
отзывы:
16
оценок:
17
рейтинг:
24
9

Про взросление двух мальчишек у которых не было отца, и которые не готовы были принять его когда он появился в их жизни, и только его случайная гибель раскрыла им глаза на то что мужчина их любил, как больше никто и никогда не полюбит... словом, о об обретении любви именно за счет её утраты

Фото egortut
отзывы:
200
оценок:
267
рейтинг:
330
9

один из лучших фильмов, снятых за последние 10 лет. Отличный, тяжелый, добротный фильм. Для меня открылся впервые актер Лавроненко. Хотя у него после не было работ по качеству близких к этой ("Изгнание" невсчет).
Добронравов - тоже талантлив, что он продолжает показывать в своих работах ("Короткое замыкание")
Количество премий соразмерно мастерству. В Венеции не дураки сидят.
Смотреть обязательно

Фото Паршивого Бабца
отзывы:
324
оценок:
1356
рейтинг:
390
9

Странно, ни оценки ни рецензии... Ну, может быть какие коллизии происходили тут.

Фильм смотреть неудобно. Это сразу говорю. Приходишь в зал, садишься в мяхкое креслО, закидываешь ногу на ногу... про поп-корн не могу ничего сказать, не баловался тогда, но думаю, лучше погодить, а то мало ли чего...
Так, вот значит ногу эдак на ногу - и через 15 минут, понимаешь, что сидишь будто на табуретке, да на самом краешке, да весь вперёд вытянувшись - и холодно тебе, то жарко... Процесс, что называется, воспитания - это у нашего человека в крови. И когда мордой в железное крыло за слабость в голосе, тоже понятно.
Помню, после просмотра уже разговаривали мы в тесной студенческой компании, и спросил кто-то стоит-не стоит идти - ответом ему, голосу этому, было молчание. Каждый из видевших помянул про себя ощущения. Запросто все хором ответили бы "да сходи, конечно", но пришлось сначала сглотнуть и посмотреть в глаза друг другу. Обстановка сложилась в высшей степени интимная. можно сказать, фильм продолжал жить. Ну, я как жидкость легко кипящая всё же ляпнул, что фильм, конечно, шедевральный, но дело не в его досужей оценке, основное его достоинство в том, что он даёт возможность даже наверно не просто подумать, но думать. Тут общество начало просыпаться: это ты верно заметил, колян-вован, подумать там есть о чём и каждому о своём. Словом, мы пришли к некоему консенсусу по данному вопросу.

Таким образом, дорогие мои, фильм к просмотру однозначно стоящий. Картинка у авторов получилась уникальная - в наше нелёгкое время снять так чтоб непонятно где непонятно в какое время, но стильно и со вкусом - это мило. В содержании стиль также преобладает. Эта картина она очень цельная, очень продуманная, в ней нету никаких несерьёзных спецэффектных наворотов, неуважения, минутного выгодоискательства. Это атмосфера - и в ней оказывается зритель. Смотришь жизнь, такую настоящую жизнь, не свою вроде, но понятную, не с улицы за стеной, но всё равно понятную, чем же?! эмоциями? так их вроде и нет, всё как-то между строк, в визуальном оформлении... содержанием? может быть, но не как у юмористов же у нас жизнь одна, а отцы разные! Вот по таким фильмам скучаешь, вот на таких фильмах оказываешься один на один - и никого и ничего вокруг, вот такие фильмы вспоминаются и относишься к ним с уважением, потому что мастерская работа. И потому лишний раз хочется сказать-напомнить: на серьёзную работу намылились, товарищи! подумайте...

Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
360
7

Триумфальное «Возвращение» — выражение ставшее идиоматическим. Дебютную ленту Андрея Звягинцева называют лучшей за десятилетие, за его творчеством пристально следят, сравнивают с Тарковским и награждают высшими кинопремиями мира. Кажется, в российском кино в 2003 году появился человек, которым действительно можно гордиться. Странно лишь то, что сборы в США почти такие же как и в России, но Звягинцев, думается, в этом не виноват. В конце концов он сам сделал упор на сложное кино и классическую подачу, сделавшую его имя не просто знаменитым, а очень и очень значимым.

Следует сказать, что «Возвращение» очень отличается от того, что мы привыкли видеть, а привыкли мы к пошлости, однобокости, и уж простите, к низкому качеству, которое оставляет наше кино на обочине мирового кинопроцесса. Звягинцев принципиально идет другим путем. Он словно боится, что кто-то заподозрит в фильме русскую эстетику и таким образом создает свою, сугубо стерильную.

Первое, что бросается в глаза и не отпускает до самого конца — это красивейшие постановочные кадры, выставленные словно инженерами. В них столько эстетики, столько благородного цвета и света, столько бликов и симметрии, что даже начинаешь переживать за оператора и монтажеров, проделавших такую тяжелейшую работу. Такого мастерства я доселе не видел. С другой стороны, подобный идеализм убивает жизнь и создает фантастическую атмосферу параллельной реальности, в которой главенствует высший смысл, а потому смотреть фильм приходиться не погружаясь, отстранено.

Игра актеров выдержана в той же холодной эстетике. Их реплики отрывчаты и безэмоциональны, особенно реплики отца. Лишь в младшем сыне теплиться жизнь, и это его выделяет на фоне всех остальных. То что так и задумано, становиться ясно, когда герои бегут по лесу друг за другом в кульминационный момент. Их голоса становятся настоящими!Трудно объяснит, но видится оно именно так.

Та же идеализация прослеживается в сюжете. Все лишнее отсечено, каждый поворот сюжета, кадр и диалог несут определенный смысловой посыл, а сценарий образует строгую архитектуру, закольцованную и герметичную. Наличествует событие, чисто номинальное, не получающее дальнейшего развитие, но необходимое для запуска механизма истории — возвращения отца после двенадцати лет отсутствия. Кто он, откуда, и что за человек, для зрителя останется загадкой, как и для его детей. Создается ощущение, что мы видим героя глазами Вани и Андрея, неприемлющих вторжение чужеродного элемента. И если Андрей в какой-то мере старается показать, что он рад отцу (и вместе с ним отец сам становится как бы теплее и понятнее), то во взаимодействии с Ваней мы видим жесткого человека, только что покинувшего тюрьму и бесправно муштрующего ребят. Таким образом сама история поездки постепенно отходит на второй план и теряется, оставляя место лишь семейной трагедии, трагедии непонимания, что для некоторых зрителей стало основой непонимания самого фильма, они почувствовали себя обманутыми.

«Возвращение» картина очень стерильная. Обладая несомненным потенциалом триллера, незаметно она приобретает черты древнегреческой трагедии с жесткой структурой и отсечением ненужных деталей. В этой стерильной атмосфере создается глубина, ставшая фирменным знаком Андрея Звягинцева, как и высочайшее качество. После этой картины заговорили о прорыве российского кинематографа, вроде как, обретшего себя, но на деле, это был прорыв молодого режиссера, который привез нам не только Золотого Льва, но и уверенность в том, что наше кино еще живо, стоит лишь его продизенфицировать.

Оператор фильма «Возвращение»

Фотография Михаил Кричман

50 лет

Фильмов: 10

Михаил Кричман

Инженер-технолог по образованию, инженер кинематографического пространства по призванию — работал с Павлом Лунгиным, Андреем Звягинцевым и Алексеем Федорченко (благодаря сотрудничеству с последним удостоился приза Венецианского фестиваля за операторскую работу в «Овсянках»). Вообще, «Овсянки» стали для Кричмана этапной работой — в плане поиска визуальных решений, эротических сцен, глубины образов. Но больше всего он все-таки известен благодаря сотрудничеству со Звягинцевым: кадры из их фильмов так и просятся быть выставленными в картинной галерее (или быть распечатанными на фотообоях). Высокий статус Кричман подтверждает еще и тем, что сотрудничает не только с отечественными кинематографистами, но и с западными: снимал «Фрекен Юлия» для Лив Ульман и «Скрижали судьбы» для Джима Шеридана. Лауреат национальных кинопремий «Ника» и «Золотой орел».

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить