Киноафиша Москвы

Фильм «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»

Die Angst des Tormanns beim Elfmeter (1971, ФРГ)

4.7
Кино: «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»

Голкипер футбольной команды не в ладах в с миром

Режиссер фильма «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»

72 года Фильмов: 44

Получил кинообразование в Мюнхене, хотя до этого уже успел открыть для себя историю кино во Французской синематеке. Одним из первых его полнометражных фильмов стала драма «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» по одноименной повести австрийского писателя и драматурга Петера Хандке, с которым режиссер впоследствии сотрудничал при создании еще нескольких фильмов. Вендерс довольно быстро приобрел известность и признание критиков. В его копилке — «Золотой лев» Венеции за «Положение вещей», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля за «Париж, Техас» и каннский приз за режиссуру «Неба над Берлином» — пожалуй, самой известной его картины (получившей к тому же в Голливуде ремейк под названием «Город ангелов» с Николасом Кейджем).

Впрочем, несмотря на все эти регалии, один из лучших фильмов режиссера — скромное, но ужасно трогательное роуд-муви «Алиса в городах» — не имеет никаких наград. С 1996 года является президентом Европейской киноакадемии. Много сотрудничает с рок-музыкантами, в том числе с группой U2, Ником Кейвом и Лу Ридом. Экспериментирует с 3D («Пина: Танец страсти», «Прекрасные дни в Аранхуэсе»).

Отзывы пользователей о фильме «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Во время одного из напряженных матчей вратарь Йозеф Блох (Артур Браусс), пропустив обидный гол, решает настоять на собственном мнении относительно положения «вне игры» у игрока, загнавшего мяч в сетку его ворот. Судья на эти претензии реагирует весьма живо, указывая Йозефу Блоху в сторону раздевалки. Расстроенный Йозеф Блох решает, что с него на сегодня хватит обидных слов и покидает стадион в разочаровании, чтобы забыться каким-нибудь видом деятельности. Йозеф Блох на самом деле очень любит кино и идет на ночной сеанс, где заводит беседу с очаровательной кассиршей. Посмотрев кинофильм и дождавшись окончания смены очаровательно кассирши, Йозеф Блох отправляется с ней в комфортные бытовые условия, где устраивает с ней ночь любви, после которой на утро убивает девушку. Чуть позже Йозеф Блох садится на автобус и уезжает в самую глухую деревню, где живет и работает в отеле его старая знакомая, которую тот давно не видел. Параллельно с этим полиция ищет и находит труп похищенного больного мальчика. Да и расследование относительно убитой очаровательно кассирши начинает делать круги все уже и уже вокруг Йозефа Блоха. С вниманием заинтересованного игрока, Йозеф Блох ожидает, какой следующий шаг сделает полиция, старая предугадать их поведение, будто вратарь, гадающий, в какой угол ударит нападающий.

Название фильма, а также его основной психологический трюк, основано на таком приеме, когда вратарь знает, в какой угол обычно бьет одиннадцатиметровый игрок, тот, однако, в свою очередь, знает, что вратарь обладает такой информацией, поэтому может пробить совсем в другой угол. Но и вратарь может подумать о том, что нападающий знает, что вратарь знает о том, куда обычно тот бьет и может прыгнуть в другой угол. И вот так можно до бесконечности. Для Йозефа Блоха вся эта ситуация – это всего лишь азартная игра. Кто кого перехитрит. Автора и зрителя, впрочем, сам финальный счет этой игры интересен постольку поскольку, далеко не так, как сам процесс игры. Фильм поставлен по повести Петера Хандке. Повести весьма известной и даже переведенной на русский язык. Сам первоисточник часто сравнивают по стилю с Кафкой, что, наверное, не самый правильный ориентир сравнения, однако, что-то в этом действительно есть.

Но самого Вендерса в этой весьма интересной и сильной драме интересует несколько неожиданный аспект – движение. Этому моменту подчинено практически все основное творчество его раннего периода. Кто этот человек, почему он так себя ведет, зачем убил кассиршу, поймают ли его, какое ко всему этому отношение имеет мальчик – все это лишь мелькающие столбы проносящейся мимо дороги. Все творчество Вендерса этого периода – это классические роуд-муви, в которых, как и полагается, человек путешествует не только географически, но и внутрь себя. Единственное, что отличает в этот раз – это набор персонажей. Обычно у немецкого автора не путешествуют в одиночку, а кто путешествует – те, как правило, люди совсем не плохие. По крайней мере, не циничные убийцы, заигравшиеся в какие-то свои мета-игры. Хотя бы не в прямом смысле этого слова.

Соответствует этому интересу путешествия, перемещения, движения и постановочный стиль, который применяют уже тут, хотя это и только второй фильм автора, режиссер. Совершенно четко понятно, что Вендерса привлекает прямолинейная как дорога поверхность повествования без ненужных монтажных прыжков, флешбековых кульбитов и туманных и рваных драматургических приемов. Лишний раз даже сцену не обрежет, все ради того, чтобы эпизод сменял другой как можно более плавно, а последовательность движения была запечатлена без всяких запинок. Отсюда, собственно, и этот самый магический месмерический эффект, от которого в конце фильма просыпаешься с ощущением, что был только что свидетелем чего-то великого, хотя четко и внятно пояснить, в чем же это самое величие заключается, получится далеко не у всех, и не потому, что все обманывают. Работают те самые постановочные приемы, которые отличают великих режиссеров от просто талантливых исполнителей приказов.

Фото Гия
отзывы:
15
оценок:
18
рейтинг:
5
5

Бывшый вратарь Блох делает всё что угодно, лишь бы убедить себя, что в его жизни что-то происходит: читает газеты, ходит в кино, ввязывается в разговоры со случайными людьми, дерётся и пьёт. В одной из таких попыток он душит свою любовницу, но это ровным счётом ничего не меняет.

Вим Вендерс насколько это возможно слово в слово перенёс рассказ Хандке на плёнку, но фильм всё равно уступает тексту и, если и заслуживает внимания, то в качестве иллюстрации к жизни западноевропейской провинции 1970х.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить