«Кафе Мюллер», «Весна священная», «Kontakthof», «Vollmond» — четыре балета одного из самых радикальных хореографов планеты, покойной Пины Бауш, исполненные участниками ее труппы в лесах, полях, горах и городах.
Мюзикл, Музыкальный |
0+ |
Вим Вендерс |
24 февраля 2011 |
28 июля 2011 |
1 час 43 минуты |
pina3d.ru |
«Кафе Мюллер», «Весна священная», «Kontakthof», «Vollmond» — четыре балета одного из самых радикальных хореографов планеты, покойной Пины Бауш, исполненные участниками ее труппы в лесах, полях, горах и городах.
Есть распространенное мнение, что после десятилетнего кризиса Вендерс внезапно снял свой лучший фильм. Возможно, причина в том, что «Пина» — не столько кино или даже спектакль, сколько сборник живых картин, объединенных по-античному восхищенным отношением к человеческому телу. Танец в стеклянном кубе, японском электропоезде, могиле, пустыне, на заброшенной фабрике, наконец, танец с бегемотом — почти два часа танцевальных номеров, перебитых документальными вставками, в которых танцоры рассказывают, какое место занимала Бауш в их жизни, так, как будто потеряли мать (хореограф умерла летом 2009-го, когда съемки уже начались). Пина учила их не только спокойствию и терпению, но и тому, как выразить все грани человеческого горя пластическими методами. Теперь, когда ее не стало, единственное, что могут сделать ее ученики, — исполнить для нее последний танец, самый искренний и самый печальный. Рассказывать, что Вендерс наконец-то нашел достойное применение своей любви к аллегориям и монументальности, воздвигнув Бауш трехмерный памятник, — так же информативно, как пересказывать основной прием ее хореографии: танцор повторяет одни и те же ритуальные движения, постепенно ускоряясь, и останавливается ровно в ту секунду, когда хочется воскликнуть: «Пожалуйста, хватит!» За остальными подробностями можно обратиться к «Википедии».
потрясающий фильм. фильм-танец.Танец - какой он есть. без вышколенности, но с профессионализмом. без рамок: национальных, профессиональных.
В.Вендерс - наверное первый, кто с умом использовал Тридэ, создав, тем самым эффект присутствия, если не эффект соучастия, за что ему и спасибо. И правда, наблюдая за тонкими эмоциями индивидуальностей Пины Бауш, чувствуешь, как каждая мышца жаждет поучаствовать в развитии истории - будь то танцы под дождем или драма в кафе, каждая частичка переживает эту драму. огромнейшее спасибо еще и за саундтрек.
Ну а главное: Пина. Великая танцовщица и хореограф, какой ее видят ее танцоры. какой ее видит В.Вендерс. очаровательная, молчаливая.свободная.особая.
я искренне не знала, куда себя деть три четверти этого фильма. абсолютно бредовые постановки, в которых к тому же мало физического мастерства - не танец на пределе возможностей тела, а сплошное заламывание рук под музыку. неудивительно, что у большинства актеров труппы тела далеки от совершенства.
и да - самые яркие и креативные моменты вероломно собраны в трейлере. ничего краше в фильме не увидите. но музыка на высоте.
ближе к концу начинаются интересные, завораживающие номера. минут за десять до конца фильма. считайте, сколько придется спать.
я вообще считаю проблемой, когда люди восхищаются чем-то только потому, что они этого не понимают. когда ты приходишь в театр на спектакль, видишь на сцене табуретку с банкой соленых огурцов. сегодня балет щелкунчик. и в аккурат под вальс цветов, когда юные балерины кружатся, выходит кто-то в костюме телепузика и начинает есть огурцы. уходит. и вам говорят - какой инновационный шаг, какой креатив и какой прорыв! каков контраст между цветами и огурцами, телепузиком и балериной. автор - гений! и ты сидишь и понимаешь, что все сошли с ума, пойду напьюсь.
король-то голый, что бы кто тебе ни говорил.
такое же ощущение было от некоторых спектаклей театра пины бауш, отрезки из которых приведены в фильме. вот приходишь ты на спектакль профессиональной хореографической труппы - а видишь в ряд сидящих у стены молодых и не очень мужчин и женщин, которые по одному выходят в центр сцены и показывают фас, лицо, зубы, руки и проч. и возвращаются на место. а их штук 50 сидит. пока они все выйдут себя показать - уже и антракт, в котором придется пить шампанское (надо же скрасить вечер) и смиренно кивать интеллектуалам, рассуждающим о гениальности труппы.
или номер с телятиной - когда на фоне индустриального пейзажа танцовщица выносит мясо, громко объявляет "телятина", упаковывает мясо в пуанты и пускается в пляс. кто может объяснить - зачем? почему нельзя без телятины? зачем этот гениальный ход? объясните, уйду обогащенная.
и я не против, чтобы такое существовало. из воспоминаний о пине бауш видно, что она искренне и отчаянно жила танцем, говорила на этом языке и стремилась обучить других. она не видела себя ни в чем кроме, танец был ее призванием. подозреваю, что у нее даже семьи и детей не было (надо свериться с википедией). но странность и гений - все же разные понятия, хоть они и в волосе друг от друга.
Я никогда не знал, что танцем можно сделать так больно – как словом – пока не познакомился с театром Пины Бауш. Правда: раньше я даже не представлял, что можно плакать – и смеяться – и плакать – от танца.
Оказалось – можно: так красиво, так некрасиво, так музыкально, так беззащитно ранимо и столь многое может вынести нежное босоногое человеческое тело – но как внезапно его могут оставить силы – и как много можно телом сказать: о боли, о человеческой слабости, о слабостях, о красоте, об одиночестве, о томлении плоти, о несвободе, о нежности, о жестоком обращении, о том, что значит быть женщиной, что значит быть мужчиной, о детстве, о боли.
О том, как тело боится боли и мечется в поисках такого положения (часто – противоестественного), чтобы не было больно. О том, как немеют колени, когда так тяжело, что простейшее движение требует чрезмерного усилия, сверхусилия. О том, как опасно может быть тело, как легко становится оружием. О том, как телу нужно другое тело, как тело мечется в поисках другого тела – или еще какой-нибудь точки опоры (потому что, лишившись точки опоры, тело падает) – а есть тела, никому не нужные. Как тела сталкиваются и соединяются в точках пересечения орбит их движения – их жизней, и как тело, хотя бы просто припертое к стене, привыкает к постоянному положению или к бесконечно, изо дня в день повторяемому движению (тело помнит). Тело стареет и умирает. Или вот еще: сидит человек на стуле – и вдруг рухнул на пол.
Хореография Пины Бауш очень буквальна – она говорит доступным, понятным каждому языком: с хулиганским чувством юмора, с по-настоящему трагическим ощущением жизни, со вкусом к абсурду и гротеску, с огромным сочувствием к слабым. В ее театре движениями тела рассказывают о движениях души, а прикосновения говорят о человеческих отношениях лучше слов – и вдруг со всей очевидностью понимаешь, как они близки – правда тела и правда чувства.
Не от мира сего. . .
Страсть получилась сдержанной, какой и должна быть. Она на то и страсть, чтобы всегда и в любых обстоятельствах оставлять бесконечный потенциал возможностей для раскрытия себя. А если бы она необузданно и вульгарно открывалась всем и вся, то это была бы уж точно неправильная страсть, которая называется распущенностью. Настоящая страсть одним только взглядом способна склонить любого перед собой на колени...
Понятие "кинокартина" очень идет именно такому произведению. Потому что фильм похож на картину умелого художника, играющего всей палитрой цветов и чувств, их оттенков и смешений, которому не нужны слова! Вот тогда мы впадаем в плен той самой скрытой страсти и начинаем завороженно любоваться этим "полотном", душой прислушиваясь к иносказательному, непередаваемому речью языку тела!
Не бойся открыть в себе что-то новое. Ты все поймешь, когда проявишь немножко терпения и выдержки. Поначалу тебя могут терзать стрелы сомнений, будет подстерегать коварный ров скуки. Но, не сдавайся! Соберись! И если сможешь побороть свои амбиции, сломать стены стереотипов, то буря в твоем разуме утихнет, а сердце "откроет уши" для удивительных жестов и звуков, необычных движений и музыки, не имеющих ни расовой, ни какой-либо конфессиональной принадлежности. Тогда тебе откроется новый мир, который называется таким простым, но таким безграничным словом - танец.
И да, чем шире твое воображение, тем быстрее ты освоишься в любой затронутой теме, тем глубже сможешь прочувствовать каждую сыгранную сцену, тем лучше разглядеть смысл всей композиции. Ведь, в самом же деле, как-то бессмысленно и нудно смотреть на безумной красоты истории любви и ненависти, счастья и отчаяния, успехов и разочарований, а видеть вместо этого всего лишь дрыгающихся мужчин и женщин, костюмы и платья, песок и брызги воды.
ПостСкриптум. Не превращайте кино в дань заслуженному деятелю культуры. Да, история неординарных личностей интересна, плоды их творчества заслуживают похвалы и внимания. Но, если вы так и не одолеете себя и не пробудите фантазию, а до конца фильма будете утешаться тем, что оказываете уважение какому-то там хореографу и его труппе, то я вам искренне сочувствую.
"Пина" - безо всяких сомнений фильм-событие. Громкая премьера 61-ого Берлинского кинофестиваля. И имя режиссера в данном случае не играет особой роли. Технология, трендовое третье измерение подавляет собой личность, человека, кто это придумал и создал. А ведь само 3-Д уже не в новинку, в случае с "Пиной" гораздо интереснее концепт, задумка. Трехмерный арт-хаус, первый арт-хаусный фильм в 3-Д - как звучит, как интригует!.. Особая изюминка в том, что "Пина" - фильм наполовину документальный. Доккино в формате 3-Д - что может быть абсурдней? И как это можно пропустить?
Вим Вендерс водил с танцовщицей и хореографом Пиной Бауш дружбу. Давно лелеял мечту сделать о ней фильм. Но когда все уже было готово к съемкам, когда нашелся человек, готовый снабдить режиссера астрономической суммой денег - тогда на 69 году жизни Пина внезапно скончалась.
Первое время Вим Вендерс не верил, что проект имеет смысл без героини. Но, решив, что имя Пины должно прозвучать на весь мир, он вдруг переписал весь сценарий набело. Мюзикл остался мюзиклом, он не превратился ни в эпитафию, ни в документальный фильм о замечательном человеке. Несмотря на надрыв, фильм не вызывает слез, он не пропитан скорбью. Страсть, пусть даже и прерванная, никогда не обернется пустотой и унынием.
Тем "Пина" и подкупает - это и впрямь мощный и страстный фильм. Вендерс сумел воссоздать дух хореографа и ее спектаклей. Перенесенные на экран эпизоды из ее постановок могут, конечно, производить впечатление костылей и подпорок, но разве это не важно - запечатлеть на пленке не только Бауш, но и ее творчество? Больше того - Вендерс, кажется, намеренно отказался от какой бы то ни было самодеятельности. Когда Пина была жива, он планировал делать фильм не только о ней, но и с ней - она должна была стать одной из создателей ленты. Завершать работу режиссер должен был также на правах соавтора.
Поначалу идея переносить на экран эпизоды театральных постановок выглядит бессмысленной. Никакое 3-Д не дарует зрителю тот эффект присутствия, который возникает в настоящем театре при виде настоящих актеров. Но со временем приходит понимание. Дело даже не в том, что в театре ты не можешь сделать зум или изменить угол зрения. Главное - не сами отрывки, главное - их последовательность. Собранные воедино кусочки демонстрируют нам мировоззрение Пины. Каждый эпизод - очередное звено в собирательном образе женщины. Той Женщины, какая была для Бауш идеалом. Той Женщины, которой она, пожалуй, сумела в итоге стать.
Воссозданный эпизод из спектакля "Семь смертных грехов" - в самом начале фильма девушки танцуют босиком на песке и играют с красной тряпкой - он говорит о том, что Женщина может дарить любовь (красная тряпка), но делать выбор - прерогатива Мужчины. Следующий за ним танец в парке - вернее, не столько танец, сколько серия падений - показывает, что Женщинам может оступаться, но обязанность Мужчины - подхватывать. Эпизод в побеленом зале, где партнерша одета в желтое платье, демонстрирует, что Женщине следует быть послушной, ей не к лицу противоречить Мужчине. Сцена, в которой партнер спрятан за спиной партнерши, сообщает, что Женщина - визитная карточка Мужчины. Красота внешняя, ухоженность, чистота (в отношении и себя, и партнера) - это Она, надежность, спокойствие, тяжелая, но невидимая постороннему глазу работа - это Его рук дело.
Эту нехитрую, но проверенную веками философию, отражение которой Вендерс увидел в творчестве Пины Бауш, режиссер и реализовал на экране. Я настаиваю на том, что 3-Д здесь не более, чем приманка для зрителя, что смотреть и чувствовать можно и в обычном формате. Разумеется, эпизоды, позаимствованные из спектакля "Полная луна", доставляют в объемном качестве особое наслаждение (актеры играют с водой, и миллионы алмазных брызг сыпятся с экрана), но это следует считать не более, чем бонусом. Бонусом, тем не менее, весьма важным - с этого дня 3-Д перестало быть синонимом мейнстрима. Разве кто-нибудь ожидал, что революцию совершит автор "Париж, Техас" и "Неба над Берлином"? Шестеренки завертелись. От кого ждать новых объемных шедевров? Может, от Алехандро Аменабара? Или от Питера Гринуэйя?