Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Умберто Д.

Umberto D., Италия, 1952
О фильме
  • Умберто Д. – афиша
  • Умберто Д. – афиша
  • Умберто Д. – афиша
  • Умберто Д. – афиша
  • Умберто Д. – афиша
Драма
18+
Витторио Де Сика
20 января 1952
1 час 31 минута
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Витторио Де Сики

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
19 апреля 2010

Умберто Доменико Феррари – старый, одинокий человек, без особого достатка – оказывается на демонстрации каких-то пенсионеров, большая часть которых протестует из чувства скуки или вредности, так как особых проблем, в отличие от Умберто Д., не испытывает. Манифестацию довольно быстро разгоняют и Умберто вынужден вернуться к своей несчастной, но гордой жизни, где его ненавидит и пытается выжить из комнатушки, что он снимает, хозяйка за долги, где служанка не знает от кого она беременна, где единственным существом, у которого есть время на Умберто Феррари является его милый песик, которого тоже довольно сложно пристроить после того, как сначала Умберто попадает в спасительную больницу с небольшим воспалением миндалин, а затем решает покончить с собой, так как жить ему больше негде, милостыню просить он не умеет, а все его знакомые и друзья живут своей жизнью, в которой для него места точно нет.
Казалось бы, Умберто теряет все немногое, что у него есть. Единственное, что у него остается – это его свобода. С одной стороны все выглядит так, будто вместе с присутствием духа он теряет и свободу, но в результате именно он распоряжается не только своей жизнью и судьбой, но и жизнью и судьбой своего самого близкого существа (хотя и собака сыграла не последнюю роль в жизни Умберто, чего уж там).
При всем многообразии итальянского неореализма и важности для истории другой картины Де Сики - «Похитители велосипедов», фильм «Умберто Д» выглядит не менее важным, и уж точно более целостным, пронзительным и эмоционально сильным. Может быть тому причиной тот факт, что главный автор неореализма Чеззаре Дзаваттинни тут выступил единственным сценаристом, у которого под ногами никто не мешался и не предлагал «а давай втиснем сюда вот этакую смешную юмореску».
Однако, при всем том, что фильм (по сравнению с тем же «Чудом в Милане») категорически не смешон, а даже наоборот – предельно трагичен, в особом нагнетании драматургии Де Сику, а точнее Дзаваттинни, обвинить нельзя. Скажем, современные мастера нагнать чернухи делают это с куда большим рвением и без оглядки на результат. Нет, у Де Сики/Дзаваттинни Умберто Д., конечно, страдает от целого сонма бед и злоключений, его путь по самому дну общества, пролегает к самым трагическим местам прибытия, но по сути, если разобраться, фигура Умберто – это фигура камеры, истинное лицо неореализма, которое при всех социальных, бытовых, даже эмоциональных передрягах всегда служат главной цели – запечатлеть историю, повседневную жизнь дома, улицы, города, всей страны. Так и Умберто, в своих ужасных страданиях, умудряется показать современному зрителю всю итальянскую жизнь того времени, без прикрас, искусных декораций и затемнения обвалившихся углов и трещин.
Более того, если чуть подробно остановиться на совокупности ключевых сцен фильма, то довольно быстро можно прийти к мнению, что фильм не совсем о тяжелой судьбе пенсионера-старика, страдающего от материальных лишений в сухом, бессердечном обществе. Недостаток денег для Дзаваттинни – это лишь инструмент, для того, чтобы оттенить его недостаток в общении, чтобы вырисовать наиболее четко образ одинокой фигуры с песиком, в бурлящем городском потоке.
Единственный человек, который хоть как-то проявляет заботу и внимание старику – это симпатичная и глупая служанка, раздираемая собственными проблемами. Так что будь основная цель авторов показать тяжелую драму больного и старого человека, Умберто Д. заболел бы не легкой формой ангины, служанка в решающий момент предала бы его, а уж что случилось бы с собачкой – и представить сложно, точнее, как раз фантазии есть где развернуться. Нет, последовательность событий в фильме несет в себе исключительно иллюстративный порядок, причинно-следственная связь набросана пунктирно, чтобы не дробить фильм на мелкие эпизоды, но охватить как можно более общую картину итальянского послевоенного социума. В результате получается, что не эпизоды складываются в одну повествовательную реку, а наоборот, история норовит быть раздробленной на отдельные кусочки, внутри которых можно обнаружить ряд более мелких, и так далее. Максимальное приближение к оси реальности по кривой драматургии, не теряя при этом ни грамма художественной ценности.
Что удивительно, при том, что фильм действительно невероятно важен как для итальянского неореализма, так и для мирового кинематографа в целом, он не столь востребован и проанализирован, как остальные ключевые картины этого жанра. С одной стороны проблема в том, что фильм часто обвиняют в предельном пессимизме (особенно прославились чиновники от кино в момент появлении фильма в Италии, которым были на руку скорее утешающие неореалистические ленты, не позволяющие задуматься о глубине социальной трагедии незащищенного правительством обывателя, в результате, кстати, фильм пришлось даже порезать немного), с другой – картина явно лежит в тени «Похитителей велосипедов», что, конечно же, не до конца правильно. «Умберто Д.» дополняет «Похитителей велосипедов», показывает, что такое неореализм в действии, подчеркивает его важные характеристики и добавляет новые грани к его образу. Что бы понять, что такое «версия неореализма через объектив Де Сики» нужно обязательно посмотреть и этот фильм.

1
0

Подборки Афиши
Все