Звериная натура
Human Nature (2001, Франция, США), IMDb: 6.4






Притча о человеческой природе в исполнении Патриции Аркетт, изображающей чересчур волосатую женщину, Тима Роббинса в роли профессора, считающего, что из обезьяны можно сделать джентльмена, и Риса Иванса в гриме натурального примата.
Рецензия «Афиши» на фильм «Звериная натура»
Биолог Натан Брофман (Роббинс) привозит из леса выросшего среди обезьян Паффа (Айфанс) - и довольно быстро превращает его из почесывающегося полупримата в гладко выбритого джентльмена, рассуждающего о Бойсе и Дюшане. Но подруга Натана Лайла (Аркетт) считает, что Паффу нужно вернуться обратно в пампасы - против природы не попрешь. Лайла знает, о чем говорит: совсем недавно она была таким же, как Пафф, биологическим феноменом - чудным существом, покрытым шелковистой шерстью, названой сестрой волосатого человека Адриана Евтихеева, который, если кто помнит, красовался в учебнике биологии аккурат между "хвостатым мальчиком" и совсем уж запредельной "многососковостью". А когда на битву естества и научного расчета накладываются любовные интриги, то дело принимает совсем уж странный оборот.
В оригинале название картины звучит с точностью до наоборот: "Человеческая природа". Но разницы большой нет - в фильме Гондри (постановщика большинства самых известных клипов Бьорк) и сценариста Чарли Кауфмана (написавшего "Быть Джоном Малковичем") природа и цивилизация показаны в равной степени насмешливо и пренебрежительно: что называется, обе хуже. Пожалуй, именно этот насмешливый нигилизм хоронит любопытный замысел. Фильм (как, впрочем, в свое время и "Малкович") начинает казаться анекдотом-переростком, который длится чуть дольше чем следовало бы. Даже безупречная Аркетт, страдающая повышенной лохматостью и в ярмарочном балагане изображающая Квин-Конга, не способна сплотить его разрозненные гэги в нечто удобоваримо цельное. Вместо экологической сатиры, притчи о зове природы или просто забавной комедии выходит форменная неведомая зверушка. Перефразируя Венедикта Ерофеева - "Чарльз Дарвин, пляшущий матаню".
Первый фильм Гондри, снят по сценарию Чарли Кауфмана. Положительный Маугли/Шариков (которому, правда, никак не удается усмирить некоторые инстинкты), отрицательный Преображенский и мохнатая Патриция Аркетт дискуссионно раскрывают тему звериности/человечности цивилизации/природы.
Ростки будущего стиля Гондри явно различимы, но здесь восторгов еще не вызывают. Кауфман, впрочем, тоже.
Обалденный фильм, не перестаю удивляться таланту Гондри. Перевод названия на русский не подходит фильму, потому что именно по смыслу, как и заявлено, речь о "человеческой натуре", и это становится понятно в конце фильма, это смысл всего фильма.