После разгрома мафиозного клана, к которому он принадлежал, боевик Ямамото по прозвищу Старший Брат бежит из Японии в Америку. Здесь он должен отвоевать себе место в криминальном мире, следуя древнему кодексу якудза.
Драма, Криминальный |
Т акеши Китано |
9 сентября 2000 |
1 час 54 минуты |
Токийский гангстер Аники Ямамото влип в историю. Его заказали бывшие кореша. Надо ложиться на дно. Якудза едет в Америку, где живет его младший брат.
Как тело человека на 80% состоит из воды, так впечатления от фильмов Китано на 80% состоят из музыки Джо Хисаиси. Композитор, по которому плачут безоблачные телезаставки 70-х, сочиняет к каждому фильму Китано по простенькому запоминающемуся куплету, в котором - все настроение фильма. К "Фейерверку", фильму о жизни перед лицом смерти, Хисаиси сочинил пронзительное диско, которое в лизергиновом запале распахивало китановские небеса над морем, как ворота между дольним и горним миром. К "Кикуджиро", фильму о волшебстве детства, песенку, которой место в "АБВГДейке" или передаче "Умелые руки". Хисаиси безукоризненно угадывает суть каждого замысла Китано. Эти два примитивиста - две родные души, два брата реальных. Чтобы понять, каким будет следующий фильм Китано, достаточно услышать новый куплет Хисаиси.
На вступительных титрах "Брата якудзы" саксофон сопит ресторанный блюз, какой привычнее слушать в детективе Рижской киностудии, чем в японском фильме XXI века. Похоже, в дуэте Китано - Хисаиси кое-что изменилось: Хисаиси теперь смотрит на Китано отстраненно, и в конкретном случае - с иронией.
Китано совершает свое первое путешествие в Америку - как положено уважаемому киноклассику: снимает признание в любви к фильму-нуар. На экране Америка, которую мы уже видели в "Псе Призраке" Джармуша, "Париже-Техасе" Вендерса, "Леоне" Бессона. На вывеске закусочной половина лампочек-букв не работает. На заднем дворе опрокинуты мусорные баки. Бумажный самолетик летит в пустое шоссе с крыши утреннего небоскреба. За Китано неловко. Как всегда, он много молчит, но на этот раз - просто из-за того, что не знает английского. Он, беззвучно шатающийся по номеру американской гостиницы, кажется неустроенным командировочным, похожим на Вахтанга Кикабидзе с номером "По аэродрому". Взгляд Китано всегда был наивным, но в первый раз он - провинциален. Тому виной саксофон с Рижской киностудии - Хисаиси, видимо, понял, что в этот раз ничем не может помочь брату. И, чтобы сойти за умного, посмеялся над ним.
Якудза Ямамото (Китано) вынужден покинуть Японию. Впрочем, он не переживает по этому поводу (переживать ему вообще не свойственно): в Лос Анджелесе живёт его младший брат (Маки). Приехав, Ямамото обнаруживает у брата проблемы с наркомафией, что использует как повод для вмешательства в криминальную борьбу на чужой для себя территории.
Девятый фильм Китано - первый для него, произведенный в США. А перемены с переездом произошли. Насилия стало больше, притом существенно. Если объединить сцены насилия всех предыдущих китановских картин, то они с трудом сравняются с "Братом".
Развитие событий стало бодрее, герою Китано некогда скучать и молчанием ограничиваться не получается.
Какое-то неуловимое изменение прозошло с Джо Хисаиши, композитором, - впервые за время сотрудничества с Китано его музыкальная тема звучит пресно, без привычных романтических ноток.
Тем не менее "Брат якудзы" - тот же Китано, что снял выдающиеся "Фейерверк" и "Жестокого полицейского"; даже актёры наполовину собраны из прежних его фильмов. Характерные черты режиссёрского стиля заметны чуть ли не в каждом повороте камеры, так что очевидно: в Америке человек не потерял себя, а, наоборот, сумел развернуться. Пусть Хисаиши не впечатляет, пусть происходящее стало напоминать голливудский боевик - зато Такеши набрал ход, какой редко когда набирал.
В Японии завалили похотливого криминального авторитета, и теперь его группировка должна перейти в другую семью, или край. Но один крутой бандит Ямамото, "Аники", решил не прогибаться. Поэтому уже бывшие братаны, дабы уберечь "отступника" от принятия смерти жуткой, лютой, отправляют его в Америку - к младшему брату. Который, как оказалось, вовсе не учится в колледже, но по-гопнически неловко барыжит наркотой. В связи с такими раскладами в Лос-Анджелесе на ровном месте появляется новая ОПГ, начавшая беспощадный перестрел сфер влияния в свою пользу.
Этот гениальный фильм вовсе не о бандитских тёрках, также как и "Однажды в Америке". Почти всё положенное в кино про бандюков здесь походя, за кадром и урывками. Китано снял шедевр о детстве, о только ему присущей свободе и настоящей мальчишеской дружбе. Когда абсолютно не важен цвет кожи, вероисповедание и прочие с возрастом иногда проблемообразующие вещи. Поэтому в бригаде Ямамото плечом к плечу находятся японцы, латиносы, афроамериканцы и остальной этнический разброд. Также крайне важен жизненный пофигизм, когда в разгар недопонимания между компаниями можно повеселиться, играясь в кости или угадайку "мужчина-женщина" (а то и вовсе в баскетбол, прямо в офисе). Разборки и перестрелки — это вообще классическое "двор на двор". Даже финальная расправа над боссом мафии выглядит как детская игра в войнушку — с этими велосипедами, "ай больно мне, больно!" и привязанным к палке пистолетом с проволокой.
И непостижима душа японская (как и русская: обоюдная азиатская национальная идентичность всё же). Здоровенный гопный негр, которому засандалил "розочкой" в глаз при первой и случайной встрече, может стать роднее родного брата. Ради жизни которого легко отдашь свою.
Вот только интересно, видел ли Китано русский, так сказать, оригинал?
А вот Балабанов с творением азиатского брата-маньяка знаком, и это один из его любимых фильмов. Что говорит о многом!
Видимо воспоминания о связях с Якудзой в молодости
настолько глубоко запали мастеру в душу, что он решил
снять картину про взаимоотношения кланов как в пределах
четырёх островов, так и впоследствии в США.
Фильм безусловно красочный, с неповторимой музыкой, но,
к сожалению проходной. Хотя многоуважаемому Квэнтину
Тарантино можно поучиться как правильно снимать насилие
со стрельбой из огнестрельного оружия.
Если вам нравится криминальные драмы с перестрелками, то
я рекомендую вам отдать предпочтение фильму Китано: он
умеет снимать "с чувством, с толком, с расстановкой".
Являясь поклонником творчества Китано,постараюсь беспристрастно подойти к написанию данной рецензии.Фильм несомненно хорош,но все же это не Китано,точнее не тот Китано которого я предвкушал увидеть перед просмотром этого фильма.Уж очень он мне напомнил продукт неустающей неперестанно работать голливудской машины.По колличеству сцен насилия он превосходит неподрожаемый Фейрверк,но уступает более позднему Затоичи и как мне показалось именно эти сцены являются наиболее (к сожалению) примечательными моментами в "Брат якудзы".Нет того философского настроения,той тонкой Китановской поэзии которую можно встретить в других творениях мастера.Заурядная история взлета и падения американских "реальных пацанов" которых возглавляет,и в то же время стоит в стороне особняком,как всегда мрачный и жестокий экс-якудза в лице Китано.Посмотреть стоит,но относится серьезно к этому фильму не надо.Оставим это менее искушенной американской публике для которой,я так думаю,этот фильм и был создан.