Сюрреалистическая комедия про режиссера Китано, пребывающего в творческом маразме. Смешно, но и печально.
Трагикомедия |
Такеши Китано |
2 июня 2007 |
1 час 48 минут |
Пожилой японский кинематографист Такеши Китано (Китано) переживает творческий кризис и обреченно бродит по городу в обнимку с куклой-двойником, которая символизирует его внутреннюю пустоту. Китано хочет снять хит и экспериментирует в разных жанрах: хоррор, фантастика, драма о простых людях, романтическая комедия, ретро, самурайский экшен и т.д. Но всякий раз проект оканчивается крахом. В результате Китано то ли снимает, то ли воображает гибрид всего перечисленного. Историю, где он играет бессловесного идиота, помощника олигарха, и пытается жениться на девушке, которая ходит с игрушечной уточкой (а ее мама — с жирафиком).
Китано уже третий фильм подряд, если считать новеллу в «У каждого свое кино», посвящает собственному клиническому анализу: в буквальном смысле «Банзай» начинается и заканчивается врачебным осмотром. Фильм делится — или разваливается — на две части. В первой режиссер безуспешно засовывает себя в разного рода жанровые сценки, скажем, пародирует Одзу, в то время как закадровый голос комментирует: «Но кто сейчас будет смотреть скучное кино, где полчаса пьют чай?» Вторая часть — более-менее связная, но затянутая сюрреалистическая комедия с участием сумасшедшего изобретателя и сушистов-реслеров, с кратким выездом в Париж и бастер-китоновскими гэгами (целый эпизод, скажем, отдан тому, как дурак в кимоно пытается ударить палкой по барабану). Не то чтобы это не было смешно — временами очень даже, блестящее чутье Такеши в том, что касается физической комедии, никуда не делось, и фантазии у него еще вагон (вагон, кстати, тоже фигурирует). Но будем честными: Китано раз за разом делает кино о том, что ему больше нечего сказать. Не он первый и не он последний, западный режиссер в такой ситуации начинает халтурить, впадает в меланхолию или вообще умолкает — Китано же продолжает острить, однако суть от этого не меняется. И чем отчаяннее автор бодрится, тем печальнее это выглядит. Ощущение от «Банзая» — примерно как от известной рекламы, где пожилой японец с парализованным лицом прыгает в костюме в бассейн. Все прекрасно, но зачем это?
Очень много отзывов о том, что фильм утомительно смотреть. Не знаю, мне было очень легко и смешно. К тому же, сюрреализм, заложенный в сюжете, позволяет наполнять сцены смыслами. Например, эпизод, где Такеши ждет женщин под Триумфальной аркой я расценила, как взаимоотношение автора со зрителями: они назначают ему встречу дома, а он ищет их в Европе.
Несвязность эпизодов, постановочность некоторых из них сполна компенсируется нечеловеческой самоиронией и рефлексией автора. Такой безжалостный взгляд на себя и все свое творчество заслуживает не только уважения, - ЛЮБВИ.
Спасибо, Такеши, за умный смех и за честность.
Не создаю себе кумиров, но Такеши Китано один из них, его я искренне уважаю и люблю всей душой. Начиная с первой ленты «Жестокий полицейский”, где по воле случая он выступил как режиссёр, Китано неутомимо повышал планку, раскрывая свой многогранный талант. Надрывная и пронзительная “Сонатина”, убаюкивающие и нежные “Сцены у моря”…
Его “Фейерверк” когда-то вырвал мне сердце, этот фильм я считаю шедевром на уровне вечных и непреходящих ценностей. Ничего более сильного (при моём восприятии мира и кино) я не видел и вряд ли уже увижу. Потом был «Кикуджиро”, выбивающий слезы благодати, умиления и сладостно-горькую душевную истому, потом были «Куклы” и “Брат”…
И вдруг Китано снимает «Такешиз”, давая понять, что теперь его более интересует интроверт, изучающий свой путь и свою вселенную, раскладывающий себя на этапы и составные, проживающий большее количество времени во снах и грёзах.
И вот теперь продолжение этого жанра “Банзай..” И как всегда Китано гениален.
Новая работа мастера вряд ли является коммерческим проектом, и вряд ли будет набирать, а тем более удерживать до конца, полные залы. Удержит и не разочарует он только фанатов.
Я думаю, что этот фильм будет понятен и интересен только тем, кто искренне любит и понимает (чувствует) Китано, знает путь его творчества, ибо в этой картине Бит Такеши “отвязался” по полной и снял настоящую фантасмагорию о себе, полную юмора (порой шокирующего) и саморефлексии на уровне детской исповеди. Китано дурачится и смеётся над собой, как и над миром вокруг, но в отличии от Кустурицы и его «Завета”, смех его не циничен и не несёт в себе ноток мизантропии и превосходства, более того, он по-детски чист и заразителен.
Определить жанр я не берусь. Комедия абсурда, сюрреализм, фантасмагория или…
Да это и не важно, главное, что можно опять видеть мастера и его космических масштабов озорство.
При всей моей любви к Китано поставлю 3 бала. Сборник шуток. Чем то напомнило его старую комедию "Ну, что, снял кого-нибудь?"
Вообще Китано неровный режиссер. Очень разные фильмы. То шедевр вроде "Кукол", то бредоватый "Ну, что, снял кого-нибудь?" Но у меня ощушение, что ему пофиг. В одном из его интервью запомнилось: "Если на мои фильмы ходит слишком много народа, я делаю что-то не так"
Так что что хочет то и делает в этом фильме. Смотреть рекомендую только из любви к режиссеру.
А может я просто не понимаю японский юмор. Они, наверное, что-то вроде "Особенности национальной рыбалки" тоже не воспримут. Контекстов слишком много.
А может в "Банзае" и нет никаких контекстов...
Кукла в человеческий рост и с бровями, как у Такеши Китано, проходит полный медосмотр, от расспросов про семейные болезни до томографии. Под конец врач устало говорит "пациенту": "В следующий раз пусть приходит сам". Но "сам" прийти боится.
Художник в кризисе, про якудза снимать надоело, любой сюжет скатывается либо в самоповтор, либо в эпигонство по отношению к классикам. Он разучился делать фильмы, пусть доктор поставит диагноз. Пока сам Китано со своим кукольным двойником молча грустит, глядя на море, закадровый голос Китано расказывает про жанровые мучения исписавшегося творца. Самурайские приключения, хоррор, семейная драма, социальная драма - всё это, едва начавшись, признаются никуда не годными. Наконец, под руку попадается сюжет про двух женщин (из кукольного театра) и астероид (из космоса), и на экране начинает творится что-то невообразимое.
Нечто подобное с Китано уже происходило в "Снял кого-нибудь?" - ему, кажется, необходимо периодически разбирать свой стиль и образные штампы до элементарных частиц, а потом смешивать их на экране до полной потери смысла, чтобы вспомнить, что, зачем и почему должно работать в его картинах. Все эти брутальные толстяки в женском белье, изображающие гейш, непременный спорт, уличные забегаловки, лапша, переполненные автомобили - все эти характерные детали, переходящие из фильма в фильм, беспорядке валятся в огромный чан, приобретая такой вкус, что у попробовавшего глаза на лоб лезут. И всё это сделано с какой-то неописуемой наглостью и полным равнодушием к зрителю; начав, допустим, хохотать, Китано не останаваливается до тех пор, пока всех вокруг и его самого не стошнит, он как будто пытается определить, или обновить, границы безвкусицы. Его, конечно, постоянно заносит, но это похоже на то, как если бы у автомеханика, с головой зарывшегося под капот автомобиля, вдруг упали с ремня штаны и обнажили не слишком привлекательную часть тела - маленькая неприятность в важном деле. И, наверно, самое главное, что выясняется по ходу дела - то, зачем в его фильмах нужен он сам. Это парализованное лицо, которое, кажется, не слишком много потеряло после аварии, с вечным выражением, как в песне, "...только я зачем тут-то", позволяет устраивать какой угодно апокалипсис. Любая грубость, любая безвкусица куда-то исчезают, натолкнувшись на кривую и не к месту ухмылку или короткое хеканье вместо смеха. В кадре он и впрямь работает в режиме куклы, неодушевлённого болвана, равноудалённый от всего, что творится вокруг. С другой стороны, бессловесность и неподвижное лицо заставляют "самого" искать выразительности без дешёвых трюков типа криков и слёз, находить силу не в жирных масляных мазках, а в тонкой полупрозрачной акварели. Глядя на его непроницаемой рябое лицо, уже не задумываешься, что он выкинет: ткнёт в глаз палочками для еды, или рассмеётся, или и то, и другое; но его присутствие заставляет видеть и впитывать в кадре то, на что раньше не обращал никакого внимания.
Являясь любимцем всего кинематографического мира, знаменитый японский режиссер Такеши Китано выступает и главным его врагом. Но если раньше в своих картинах Такеши ограничивался лишь колкими издевками в адрес изъеденных методов и приемов, то новый фильм «Банзай, режиссер!» есть вызов всему современному кино.
Как и в своей предыдущей работе «Такешиз» («Takeshi’s»), Китано не выдумывает лишних образов – он снимает фильм о себе и о том, что приходит в голову именно ему, поэтому и в центре картины – он сам, кинорежиссер Такеши. Сидя на берегу моря и оглядываясь на то, что уже сделано, он размышляет о том, какие же перспективы ждут его, творца киноискусства, в будущем? Такеши сделал себе имя на фильмах про гангстеров, но долгое топтание на месте превратило стиль в сплошной самоповтор – типичная ситуация для культового режиссера. Китано хочет двигаться дальше, снимать фильмы, полные клише, ему скучно. В поисках выхода он смотрит вокруг, на то поле для деятельности, которое предлагает ему современный кинематограф. Но что он видит - в наше время почти не осталось сфер, в которых режиссер может проявить себя как настоящий художник! Фильмы ужасов до жути смешны, исторические боевики банальны, а от мелодрам и любовных историй веет смертельной тоской. То, что может понравиться критикам, вряд ли оценит зритель и наоборот. Пробуя жанр за жанром, Такеши всюду видит непреодолимые изъяны и указывает нам на них, мол это не возвышенно, а напросто скучно, а это не искусство, это - потребительщина… В отчаянии режиссер бросается в цифровые фантастические фильмы – жанр, казалось бы, обреченный на вечную популярность и безграничность полета мысли. Но, начав за здравие, Китано пытается угодить и критикам и зрителю. Действие постепенно превращается в фарс, а сам режиссер – в куклу самого себя. Такеши не может этого вынести. Конец неминуем, и мир утопает в огне гигантского по силе взрыва. Это приговор. Именно к такому выводу приходит Китано в своих поисках – современный кинематограф исчерпал сам себя. Все что остается режиссеру, так это подчиниться шаблонному пластмассовому искусству либо над всем этим смеяться. Китано для себя, не без доли грусти, выбирает второй вариант, и заканчивает свои размышления ироничным «Glory to the filmmaker!» (Банзай, режиссер!), мол, слава тому, кто в окружении пустоты и пластика еще умудряется снимать хорошее кино.
Конечно, с такой неоптимистичной точкой зрения любитель кино может не согласиться. Но нельзя отрицать, что Такеши Китано – один из самых проницательных творцов современного кино, чей каждый новый фильм есть огромное удовольствие как для зрителя так и для критика.