Таверна «Ямайка»









Если вы будете смотреть «Ямайку», настроившись на очередное «Псюхо» или «Птиц», то увидите лишь картонные приключения не слишком честных работников английского гостиничного бизнеса начала xix века, вдобавок черно-белые. Но если знать заранее, что снято это в 39 году, молодым сорокалетним режиссером, то весьма занятно рассматривать, откуда у вышепомянутых «Птиц» растут крылья. О, эти висельные веревки! эти зловещие тени! опереточные злодеи!
Сведущие люди говорят, что «Ямайка» нетипична для Хичкока, проходняк: до этого он снял несколько своих классических теперь картин. И на «Ямайке» работали не последние люди: Ч.Лоутон (загримированный так, что на плакате к фильму он похож на самого Хичкока), Дж.Б.Пристли написал часть диалогов – однако ж не спасло.
Но разве не интересно выдумать, зачем вдруг сложившийся мастер опустился до экранизации Дафны дю Морье? было ли это тестовое задание в голливуд, репетиция «Ревекки» по книжке той же готической романистки? или просто торопился в америку? или мы не замечаем очередного макгаффина, подложенного режиссером?
В общем, примерно как с мексиканскими картинами Бунюэля: вроде чушь, но магия имени не дает взять и выключить. Зрелище для бескомпромиссных любителей – каким и я был году в 89, когда эмгэушные энтузиасты из киноклуба «Кадр» показывали все эти волшебные раритеты неоперившимся студиозусам с раскрытыми ртами.
Проблемы с логикой сюжета, сумбурность - вполне ожидаемо от фильма 30-х годов.
Внятные диалоги, не театральность (чувствуется рука Хичкока), насыщенность действием, колоритнейшие Чарлз Лотон и Лесли Бэнкс, и, конечно, прекрасная Морин О'Хара все-таки делают "Таверну" довольно смотрибельным историческим развлечением.
3,25 из 5
Конец 19-го века. Девушка по имени Мэри (Морин О’Хара) приезжает из Ирландии в небольшой британский припортовый городок, один из тех, что так тщательно и с любовью выписывались Хичкоком в его английском периоде творчества. Приезжает она туда к своему дяде и тете, которые содержат таверну, весьма сомнительного характера. Кроме того за городком исторически закрепилась дурная слава – корабли, проплывающие мимо с грузом, грабят, матросов убивают, а груз сбывают. Один из таких случаев произошел как раз перед тем, как милой и невинной племяннице приехать в злополучную деревеньку. Очутившись помимо своей воле в водовороте опасных событий, девушка внезапно подозревает своего собственного дядю в том, что это он является главным бандитом в городе и руководит всеми грабежами, о которых говорят. За помощью она обращается к важному и красноречивому судье сэру Хампфри (Чарльз Лаутон), который потрясает кулаками и грозится ей помочь.
Фильм, которого могло бы и не быть и мало бы кто от этого сильно расстроился. Сам Хичкок уже получил от Селзника предложение переехать в США работать на Фабрике Грез и на родине того уже мало что держало, поэтому не удивительно, что «Таверна ‘Ямайка’» вышла не таким уж сильным фильмом. Поставлена картина по книге Клеменс Дейн, причем сценарий неоднократно переписывался, правился и дополнялся различными людьми, в том числе режиссером и исполнителем главной роли Лаутоном, который явно хотел побольше внимания к своему персонажу.
Тот факт, что Лаутон вообще согласился на эту роль – тоже довольно интересен. В момент подписания с ним контракта, а он был на тот момент очень известным и популярным комиком, по сценарию он вообще появлялся в конце фильма и роль его была не столь значительной, как он к тому привык. Так или иначе, но и работа над фильмом шла не совсем так, как того хотел сам автор, поэтому когда картина появилась на экранах и собрала приличную кассу, Хичкок изрядно удивился. Впрочем, в этот раз народ шел на Лаутона, не на Альфреда Хичкока, не подозревая, что следующие фильмы с его фамилией на афишах будут для британцев уже импортным товаром.