Фильм

Фильм Быть Джоном Малковичем

Being John Malkovich (1999, США), IMDb: 7.7

7.8
7.7
1/18

Трагикомедия Спайка Джонзи про неудачника, попавшего в голову голливудской звезды

Финансовые трудности вынуждают кукольника-неудачника Крейга Шварца устроиться на работу в странную контору, расположенную на седьмом с половиной этаже. В своем кабинете Крейг обнаруживает крошечную дверь, ведущую в мозг Джона Малковича.

Страна
США
Режиссер
Продолжительность
1 час 52 минуты
Дата выхода
2 сентября 1999
Возрастное ограничение
14+

Рецензия «Афиши» на фильм «Быть Джоном Малковичем»

Дела у Крега (Кьюсак) - кукловода по призванию, клерка по должности - идут так плохо, что когда он приглашает сослуживицу в бар и признается, что в свободное время подрабатывает уличными перформансами, она отвечает единственно возможным образом: "Официант, счет!" Куклы у Крега соответствующие: жесткие депрессанты, которых никто не любит. Но вот Крег отвечает на газетное объявление о работе и попадает на 7 1/2 этаж офисного здания, где все ходят на карачках и за шкафом есть дверца, ведущая - куда бы вы думали, - правильно, в голову Джона Малковича. Работает так: падаешь, как Алиса, в дыру, отряхиваешься в мозгу кумира, смотришь на жизнь 15 минут его глазами, потом вываливаешься на шоссе в Нью-Джерси. Стоит недорого: 200 баксов. Вопрос только один: а тебе это надо? Что ты там увидишь - из головы самовлюбленной, разъевшейся до неприличия поп-звезды (которую с завидным мужеством играет сам Малкович, в жизни, есть основания подозревать, несколько более интересный, чем его экранный двойник). Прыщ на носу, который нужно срочно, до следующего телеинтервью, выдавить? Еще одну хорошенькую фанатку, которую не придется долго убеждать? Легко представить себе исходную ситуацию: приходит известный клипмейкер, жених Софии Копполы Спайк Джонз, ко взрослым продюсерам и говорит: есть убойная идея, лузер попадает в голову звезды, звезда играет сама себя. Взрослые: а звезда кто? Том Круз? Не потянем. Давайте Малковича. Глядишь, и кино готово. Идея действительно такая лихая (бьет "Матрицу" на счет раз), что следующий вопрос - а дальше-то что? - просто не возникает. Ну как? Дальше комедия. Жена лузера попадает в голову Малковича. Потом сослуживица. Потом сам Малкович. Короче, само разрулится. Не разруливается. Клип-то надо придумать, а кинофильм еще и додумать. Но до этого Спайк Джонз пока не дошел.

17 июля 2000
9I had a piece of wood in my hand

Так вышло, что мое знакомство с Чарли Кауфманом шло в обратном хронологическом порядке - сначала я увидел "Eternal Sunshine of the Spotless Mind", которое мне понравилось, потом случайно наткнулся по телевизору на "Адаптацию" (которая уже 6 лет лежала у меня непросмотренная на болванке) и сидел с открытым ртом до самых титров, и теперь - "Being John Malkovich".

Есть много подходов и много мнений по поводу того, какими свойствами должно обладать произведение, чтобы считаться объектом искусства (It is pretty, But is it Art?). В данном случае важно одно - искусство должно удивлять. Как бы технически хорош ни был фильм/книга/whatever, он только тогда сможет пробить оборону зрителя и создать в его сознании те эмоции, которые нужны автору, если содержит что-то неожиданное, что-то, к чему зритель не подготовлен. Чем же можно удивить зрителя, прочитавшего синопсис фильма о кукловоде-неудачнике, нашедшем в офисе на 7 1/2 этаже лазейку в сознание Джона Малковича?

Отличие гения от мастера или таланта - в его безграничности. Что бы сделал из этой завязки "обычный" сценарист, буде она пришла бы ему в голову? Каково это - смотреть на мир глазами другого человека, как неудачник будет вести себя в теле знаменитости, et cetera, et cetera, et cetera. Кауфман пролетает эту тему за минуту и дает нам больше. А когда мы с недоверием и восхищением, словно дети на сеансе фокусов, наблюдаем, как история закручивается в эксцентричный трансгендерный трагифарс, он дает нам больше. И вот уже мы проваливаемся в очередной слой, очередное измерение по-видимому, бесконечномерной фигуры, и знаем только одно - за следующем люком нас ждет больше.

"BJM" не просто раскручивается и закручивается - он расцветает, заполняя бесконечную пустоту, разделяющую Художника и Зрителя, но тем не менее остается компактным - все ниточки подвязаны, все тоннели сходятся в одной комнате, и в итоге мы ударяемся оземь с тем же, с чем начинали. С бременем наших страстей и слабостей, с тоской по безграничной силе Искусства, которой подвластны все, но могут овладеть лишь немногие, с куском деревяшки в руке...

1 марта 2009
7

Кукольник Крег Шварц (Кьсак) живет, словно в зоопарке, с дурнушкой - женой (Диаз) и ее многочисленными домашними любимцами. Справедливо заметив, что в нынешнее время капиталистических отношений его профессия невостребованна, он устраивается в сомнительную организацию, чьи офисы находятся между 7 и 8 этажами небоскреба Мартин Флэнер билдинг. Кроме необычного месторасположения, 1.5-метровых потолков и обольстительной коллеги Максин (Кинер), на новом рабочем месте обнаруживается тайный ход, ведущий прямиком в голову знаменитого актера Джона Малковича…

Восхитительно-абсурдная картина Спайка Джонза, помимо фантастического сюжета и прекрасной игры актеров, демонстрирует серьезный психологизм и трагизм современного индивидуума, который никак не хочет быть самим собой, а потому вынужден скрывать свое неприглядное лицо за маской. А если маска оказывается такой именитой, то начав носить ее, постепенно привыкаешь к новому отражению в зеркале. Таким образом можно разрушить не только свою, но и чужую жизнь, но ведь не удержаться же. Тут есть над чем подумать.

24 января 2009
5

Я уверена, что первая рецензия на этот фильм начиналась со слов: "Все мы хоть раз мечтали оказаться в чужой голове..."
А я просто хотела посмотреть этот фильм, потому что он один из тех, на которые иногда с умным видом ссылаются. И удачно его вчера показывали по телевизору.

Ещё я уверена, что во второй рецензии была фраза "Сказать, что это странный фильм - значит не сказать ничего".
Да, действительно, надо было так нафантазировать: проход в голову, какой-то согнутый промежуточный этаж, странные до нельзя персонажи. Вот вы знали, что кроме Джона Малковича в фильме снимается ещё Джон Кьюсак, Кэмерон Диас и Кэтрин Кинер? Я - нет. И я была удивлена скорее им, чем дикому сюжету. Потому что милашку Кьюсака я очень люблю наблюдать в кино, но явно не в этом. Диас вообще страшна как моя жизнь. Ну, про Кинер мне сказать нечего, т.к. я не особо в курсе кино-шедевров этой актрисы. Знаю только, что в свои 51 она очень круто выглядит.

Так собственно, о чём фильм, если не читать описание, в котором говорится, что это фантастика и комедия одновременно. Фильм о любви. Вот такая банальная штука. А вот о какой любви и в какой форме это всё выражается, тут реверанс сценаристу.

Давайте так: есть стандартное "мальчик любит девочку". Девочка мальчика не любит. Она любит жену мальчика, но только в те моменты, когда эта жена вселяется в голову другого мальчика. Всё понятно?
Обиженный мальчик №1 по случайности оказывается профессиональным кукловодом. И решая отомстить, запирает свою жену в клетке с шимпанзе, у которого язва на почве детской психологической травмы, а сам залезает в голову второго мальчика, чтобы управлять им и быть с любимой девочкой.
В итоге все несчастны. А второго мальчика никто даже не спрашивал.

Идея с дверцей, которая ведёт в голову другого человека, сама по себе клёвая. Но вместе с тем омерзительная. По крайней мере реализация оказалась такой. Не в смысле плохой, а в смысле очень неэстетичной. Чего, я уверена, и добивался режиссёр.

Не удивляйтесь странным событийным поворотам, диковатой музыке и лексике. Мне кажется, этот фильм изначально был задуман так, чтобы если не проникнуть в вашу голову, то точно поломать там что-нибудь.

13 марта 2011
7

Сюжет пересказывать не буду. Секрет давно Полишинеля..
Расскажу про ощущения - фильм местами физически неприятный, на уровне физиологии..
Лазить в чужой мозг.. Еще и за 200 долларов..
Ребята, дайте мне 200 долларов - уверяю вас, ни в какой мозг я не полезу..
Подтекст фильма? Мол, есть люди управляемые и есть нет.. Такой ли подтекст? Не думаю, скорее, просто пришла в голову такая вот идея - про мозг, и захотелось это показать..
Самое неприятное - по мне, фильм ни о чем.. Довольно бледный по смысловой нагрузке..Посмотрела как галочку отметила..
Вместе с тем оценку поставила не самую низкую - работали актеры,и сценаристы, и оператор, и режиссер - старались..

19 октября 2010
Ну такое
Взрыв мозга
6

Сумасшедшая, в духе Терри Гиллиама, но, увы, скучноватая фантазия, в которой намешаны уникальный по мерзости герой-задрот, целующаяся с шимпанзе в губы неузнаваемая Кэмерон Диас и (если Вы досмотрите до этого момента) убойно смешная сцена с Джоном Малковичем внутри самого себя.

9 сентября 2021
Все отзывы
Читайте также
100 лучших комедий всех времен по версии Эдгара Райта (часть 2)
100
лучших комедий всех времен по версии Эдгара Райта (часть 2)
27 марта 2020
1999: фильмы, которые празднуют 20-летие вместе с Афишей
1999: фильмы, которые празднуют 20-летие вместе с Афишей
26 апреля 2019
8 нескучных сериальных экранизаций русской классики литературы
8
нескучных сериальных экранизаций русской классики литературы
15 октября 2021
Девяностые, грибы и дьявол: 5 новых безумных хорроров
Девяностые, грибы и дьявол: 5 новых безумных хорроров
15 октября 2021