Киноафиша Москвы

Фильм «Долгие проводы»

1971, СССР

7.2
оценить
Кино: «Долгие проводы»
Кино: «Долгие проводы»
  • 12+ 1 час 35 минут
  • жанр
    Мелодрама
  • Дата выхода:

Мелодрама Киры Муратовой про стареющую мать и взрослеющего сына

Мелодрама Киры Муратовой. Вечный сюжет: стареющая мать и взрослеющий сын. Он рвется уехать к отцу, она страдает. У нее еще есть ухажеры. Но Саша дороже всего.

Актеры

Также в ролях:

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Андрей Плахов
отзывы:
69
оценок:
59
рейтинг:
202
9

Вечный сюжет: стареющая мать (Шарко) и взрослеющий сын (Владимирский). Он рвется уехать к отцу, она страдает. У нее еще есть ухажеры. Но Саша дороже всего.

Бесхитростной и при этом слегка жеманной провинциальной мелодраме цензоры приклеили ярлык оппозиционной. Муратову заподозрили в ужасном намерении противопоставить интеллигенцию и народ: сын ведь хочет уехать от матери-машинистки к отцу-ученому. И в самом деле: народнее героини Зинаиды Шарко в «Долгих проводах» трудно вспомнить. Актриса сыграла «пош­лую женщину» — в меру эгоцентричную, в меру неврастеничную, не по возрасту кокетливую, с ищущим голодным взглядом. Она и есть советский народ, которому в его состоянии врожденного невроза так немного требуется для счастья. То, что это великая роль, становится ясно в знаменитой сцене, идущей под лермонтовский романс «Белеет парус одинокий». Сын вдруг прозревает в матери, учинившей хамский скандал в театре, одинокое существо, которому больше жизни нужна ласка. Этот неврастеничный гуманизм по своей природе совсем не советский и скорее сродни бергмановскому. С фильма Муратовой начались долгие проводы советского кино.

5
0
1 мая 2006

Лучшие отзывы о фильме «Долгие проводы»

Фото Шипучка
отзывы:
7
оценок:
101
рейтинг:
22
9

Картина "Долгие проводы" - это очень больно и одновременно смешно, это обязательный опыт любого мыслящего и живого человека.

1
0
28 июня 2013
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
512
9

Ложное продолжение «Коротких встреч». Как будто Валя и Максим поженились, у них родился сын, но потом, конечно, развелись, он уехал в дальний геологический поиск, а она осталась стареть и лелеять бархатного интеллигентного сынишку Сашу, пересекающего с равноценной тоской что унылые городские черты, что живописные пейзажи, читающего в слух глупые стишки, заканчивающиеся всенепременно «никто меня не слышит» (заскорузлая болезнь интеллигенции), мечтающего «бросить все и уехать, уехать, уехать», но, конечно, всего лишь только мечтающего, ибо куда ты денешься от такой хоть и глупой, хоть и мещанской, хоть и невообразимо пошлой, но ведь родной, любящей, по своему дорогой матери. И, конечно же, фильм совсем не об этом.
Вот это уже полноценный муратовский фильм со всеми добродетелями и художественными особенностями авторской постановки. И феноменальные сбивчивые диалоги, и главные герои с зашкаливающим градусом невроза, и необычные ракурсы – как операторские, так и сюжетные. Да что там говорить, Муратова – один из самых уникальных и узнаваемых режиссеров на территории всего того, что называлось когда-то СССР. Хочется отметить еще резкий монтаж, особенно когда дело касается ближних ракурсов. Монтаж, чем-то напоминающий новую французскую волну, но при этом работающий скорее в сторону поднятия уровня абсурдности и репетативности, невероятно смелое решение в то время и в том месте.
Во всем этом Муратова, конечно, шагнула далеко вперед от картины «Короткие встречи». Но существует и преемственность, и дело тут даже не в той же смелой операторской работе Геннадии Карюка и настроениеобразующей музыке Каравайчука. Темы того фильма никуда не делись. За всеми этими отношениями поколений видны невооруженным взглядом конфликт между умственным, романтичным миром, представляющем собой интеллигенцию, думающее меньшинство и приземленным, мирским, пошлым миром глупых обывателей Евгении Васильевны и сторожа турбазы, в которые прекрасно интерполируются во все советское общество. Причем конфликт проявляется в еще более острой форме, равно как и под еще более острым ракурсом рассматривается тема общественность и личность – где там проходит та самая граница. Потому и ругали Муратову за фильм ровно за то же, за что и хвалят – не потому, что формализм и западопоклонничество (а это так и есть, кстати), а потому, что правда, потому и обидно. Потому и фильм на полку, и Муратову из Союза Кинематографистов, да так, что и снимать нельзя, и не снимать невозможно.
Присмотревшись чуть внимательней, можно увидеть, что здесь и прячущийся за совершенно небергмановским многословием бергмановский же невроз, тут и вздернутый с вызовом и хамством носик и коллажность Хитиловой, и истеричная эмоциональность Феллини, откуда Муратова порой вообще целыми цитатами шпарит, и отчуждение одиночества Антониони. Иными словами, совсем никакой связи с советским кино. Но, как это ни парадоксально, фильм зато гораздо ближе к современному, простите, российскому кинематографу, особенно тому, что пытается рассказать об одиночестве интеллигентства, но остается, как полагается интеллигенции, никем не услышанным.
А Саша остается со своей истеричной матерью, и не потому, что отвечает ей любовью на любовь, и не потому, что жалеет ее. Нет, просто он несколько раз уже «разбегался» и несколько раз уже «сбивал» эту планку. Силу притяжения, знаете ли, преодолевать сложней, чем кажется, если ты не Бубка или, на худой конец, Исинбаева. Да и проводы уже так затянулись, что уже и не ясно, кто куда едет и едет ли вообще.

1
0
28 октября 2009
Фото indashadow
отзывы:
57
оценок:
76
рейтинг:
128
9

Мне кажется, кино должно быть именно таким.
Неспешное, красивое, понятное, но в то же время дающее почву для размышлений.
Вызывающее улыбку, а через 10 минут - слезы.
Настолько фотографичное, что каждый кадр - наслаждение.
Современные стандарты совсем другие, я бы сказала, диаметрально противоположные.
В кино люди, в основном, идут, как в парк развлечений. Ищут драйва, зрелищ, адреналина.
К сожалению.
Я не говорю, что не люблю никакие современные картины, достойные работы, безусловно, есть. Но, так сказать, по пальцам одной руки....
Да и сравнивать их нельзя, конечно, ведь и страны-то, в которой были сняты "Долгие проводы", уже нет.

0
0
26 января 2011

Галерея