Санкт-Петербург
8.8

Музей в Санкт-Петербурге
Русский музей

Инженерная, 4

Расписание выставок

7.9
Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения
Живопись
До 10 июня, Русский музей
Рисунки и акварели передвижников
Графика
До 8 июля, Михайловский замок
Нейроэстетика в Русском музее
Инсталляция
До 31 мая, Западный павильон Михайловского замка
Тактильная галерея
Скульптура
Постоянная экспозиция, Строгановский дворец
Максим Никифорович Воробьев и его ученики
Живопись
До 22 апреля, Русский музей
Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения
Скульптура
До 13 мая, Русский музей
Древнерусское искусство ХII–XVII веков
Живопись
Постоянная экспозиция, Русский музей
Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны. 1744
Историческая
До 13 мая, Михайловский замок
Техно-игровой маршрут «Романтический наш император»
Историческая
До 31 мая, Западный павильон Михайловского замка
Крупнейшая коллекция русского искусства в мире
В Русском музее представлена крупнейшая коллекция русского искусства — от икон Андрея Рублева до позднего советского искусства и новейших инсталляций. Русский музей охватывает несколько зданий: основная экспозиция находится в Михайловском дворце, коллекция работ художников символизма и авангарда — в корпусе Бенуа, пристройке Михайловского. В комплекс зданий Русского музея также входят Строгановский дворец с Минералогическим кабинетом, Михайловский замок, в котором выставлены произведения первой половины XIX века, Мраморный дворец с экспозициями современного искусства, Летний дворец и Домик Петра I. Сады — Летний и Михайловский — тоже часть Русского музея.

Краткая история

Русский музей открыли в 1898 году по указу Николая II. Изначально он носил имя Императора Александра III, так как идея создать большую экспозицию русского искусства принадлежала именно ему. Под музейные залы было решено отдать помещения Михайловского дворца, построенного в 1820-е архитектором Карлом Росси. В первую экспозицию вошли предметы русского искусства из Эрмитажа, Академии художеств, Гатчинского, Зимнего и Александровского дворцов и из частных коллекций. Сейчас Русский музей насчитывает более 400 000 музейных предметов, расположенных в Михайловском дворце и других архитектурных памятниках XVIII-XIX веков: Строгановском и Мраморном дворцах, корпусе Бенуа, Михайловском замке, Летнем дворце и Домике Петра I. Некоторым экспонатам из музейной коллекции более тысячи лет: она охватывает период с X по XXI век. Кроме того, в музее ведется научная и исследовательская деятельность: научная библиотека, созданная еще в 1897 году, сейчас включает более 150 000 изданий, также в музее работают и проводят лекции научные сотрудники — у него даже существует своя аспирантура. Помимо постоянных экспозиций, в музее регулярно проходят временные выставки: от тематических выставок о самом Русском музее и классическом искусстве до фотобиеннале. Все здания Русского музея находятся в историческом центре Санкт-Петербурга. От станции метро «Невский проспект» до Михайловского и Строгановского дворцов можно дойти за 5 минут.

  • Русский музей – расписание выставок – афиша
  • Русский музей – расписание выставок – афиша
  • Русский музей – расписание выставок – афиша
  • Русский музей – расписание выставок – афиша
  • Русский музей – расписание выставок – афиша
+7 (812) 595 42 48, +7 (812) 570 51 12, +7 (812) 314 83 68
Санкт-Петербург, Инженерная, 4
Вход 250–500 р., для детей до 16 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
rusmuseum.ru
пн 10.00–20.00, ср, пт-вс 10.00–18.00, чт 13.00–21.00, касса закрывается на полчаса раньше
Откроется завтра в 10.00
Вконтакте

Рестораны рядом

Как вам музей?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
7 мая 2007

Крупнейшее собрание русского искусства — от домонгольских икон до авангарда. В названии Русского музея слышен пафос первоначальной идеи: именно что русский, национальный музей, включающий наряду с художественной коллекцией этнографический и исторический разделы. Этнографический раздел стал впоследствии Этнографическим музеем по соседству, историческую коллекцию отдали в Эрмитаж; название и Михайловский дворец, шедевр Карла Росси, поныне принадлежат крупнейшему собранию русского искусства в мире.

Дворец Михаила Павловича, младшего брата Александра I, внешне почти не изменившийся со времен постройки, внутри полностью перестроен — частью еще наследниками великого князя, заменявшими вышедшего из моды Росси. Сохранился лишь Белоколонный зал в центре анфилады второго этажа, что выходит окнами в сад: и золоченая ампирная мебель, и рисунок наборного паркета — все оригинальное. Сильное впечатление производит главный вестибюль: вдохновляют простор и высота, что открываются с парадной лестницы, и вид галереи второго этажа, окруженной колоннадой коринфского ордера.

Экспозиция начинается на втором этаже — с отдела искусства XII- XVII веков. Икона «Ангел Златые Власы» XII века — главная достопримечательность зала, посвященного домонгольскому периоду. Образ греческого письма был раскрыт случайно, в ходе реставрации в 1920-х, а до того был так записан, что икона считалась работой Симеона Ушакова — то есть как минимум на пятьсот лет моложе. Русская иконопись в начальных четырех залах представлена примерами локальных школ: после зала с работами своеобычных новгородской и псковской школ — зал московской школы с «Петром» и «Павлом» Андрея Рублева из иконостаса Успенского собора во Владимире и иконами Дионисия. Словно чуть колеблемые контуры рублевских апостолов любопытно сравнить с иконами тверской школы в следующем зале: плотными, массивными, почти ренессансных статей.

Начало экспозиции искусства Нового времени отмечено преобладанием портрета: портрет, вопреки своему второстепенному положению в тогдашней иерархии жанров, отличался наибольшей оригинальностью результатов. Лучшие русские авторы XVIII века — портретисты: Левицкий, Шубин, Боровиковский, Рокотов, Вишняков, Матвеев, Никитин, Антропов, крепостные живописцы графов Шереметевых отец и сын Аргуновы. Произведениям более авторитетных жанров — мифологического или исторического — по справедливости отведен лишь один зал.

История русского портрета начинается ранними парсунами (персонами) конца XVII — начала XVIII века, с контрастами иконной условности и натурализма; опыты в портрете продолжают первые петровские зарубежные пансионеры Иван Никитин и Андрей Матвеев, в определенных вещах достигающие вполне европейских кондиций, и матвеевский ученик Алексей Антропов. Антропов, с его искренним удивлением и умением подчеркивать физиономические особенности в духе «наградил же бог», еще кажется диким примитивом из-за явных иконных традиций в манере его письма. Но очень скоро портрет в XVIII веке достигает кульминации — в зале антроповского ученика Григория Левицкого и скульптора Федота Шубина: здесь русское искусство окончательно перестает казаться экзотической странностью, по чьей-то прихоти явившейся в чуждой ей среде; теперь оно выдерживает сравнение с любыми национальными школами своего времени. Русский музей владеет лучшим собранием Левицкого, куда входят портреты смольнянок — воспитанниц Смольного института, портреты членов семейства Воронцовых и портрет архитектора А.Ф.Кокоринова.

Первая половина XIX века представлена отдельными индивидуальностями (зал портретов Ореста Кипренского) и своеобычными феноменами русской живописи (романтический пейзаж — зал Сильвестра Щедрина и его ученика Михаила Лебедева; крестьянский жанр — зал Алексея Венецианова и его учеников, среди которых замечателен крепостной живописец Григорий Сорока). Но наибольшее пространство, самые крупные залы Михайловского дворца (в одном из них некогда находился дворцовый театр) отведены художникам Императорской академии художеств, в это время достигшей своего расцвета. Эти два зала, именуемые просветами, со стеклянными потолками, специально проектировались архитектором Свиньиным для демонстрации высших достижений академической школы. Гигантский «Медный змий» Федора Бруни, марины Ивана Айвазовского, статуи «Юноша, играющий в свайку» и «Юноша, играющий в бабки», что приспосабливают классическую пластику к национальным мотивам, — академическая помпа сейчас покажется глуповатой, но в свое время это искренне почиталось лучшим, что произвело русское искусство за полтора века.

Здесь же собраны Карл Брюллов и Александр Иванов. Опус магнум первого, «Последний день Помпеи», окружен светскими портретами. Главное произведение Иванова — «Явление Мессии» дано в последнем эскизе, что почти полностью соответствует окончательному варианту из Третьяковской галереи в Москве, только в меньшем масштабе. Но более интересными покажутся другие, рабочие эскизы к «Явлению Мессии» — в частности, серия натурных этюдов с мальчиками.

Из дворцовых анфилад приходится спуститься на первый этаж, в череду бывших служебных помещений и жилья дворцовой обслуги, — здесь расположено искусство второй половины XIX века. Начало новой эпохи в русском искусстве производит впечатление катастрофы. Изменения разительны как в сюжетах, так и в исполнении; на фоне этих перемен небольшой, в духе бидермейера, формат произведений Павла Федотова поначалу не осознается даже как обращенный к другому, более демократичному зрителю, нежели аристократическое искусство Академии. Федотов-жанрист представлен популярным «Сватовством майора»; исключителен в собрании Русского музея Федотов-портретист («Наденька Жданович за фортепьяно», посмертный портрет Е.Флуга). Академизм второй половины XIX века собран отдельно, в зале, где соседствуют такие разные произведения, как «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого и «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» Генриха Семирадского — объединенные, однако, общей судьбой. Пользовавшиеся успехом у публики, они не оказали заметного влияния на коллег-живописцев, и история русского искусства сохранила память об этих академических махинах лишь как об эксцессах.

История этого периода представлена развитием федотовского жанра в «критическом реализме» 1860-х (Василий Перов) и далее, к участникам Товарищества передвижных выставок. Специфически русский «лирический пейзаж» (зал Алексея Саврасова и Федора Васильева, зал Левитана) отделен от иллюзионистически точного, но пустого (в лучшем случае — академично пафосного) Ивана Шишкина. Целый зал посвящен Николаю Ге, самостоятельная манера и экспрессивные сюжеты которого отталкивали даже самых расположенных критиков. Свои залы у Василия Поленова (высветленная палитра его палестинских этюдов оказала влияние на будущий стиль модерн) и у Архипа Куинджи: здесь особенно выделяется «Лунная ночь на Днепре», чьи эффекты ночного освещения даже пробовали объяснять использованием электрической лампы, установленной за полотном.

Наиболее широко представлены «передвижники» Илья Репин и Василий Суриков, самые мощные авторы своей эпохи. Только портретам Репина отведен особый зал; кроме того, свой зал у громадного полотна «Заседание Государственного совета» и портретных эскизов к нему. В коллекции Русского музея находятся наиболее известные произведения Репина — «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; кроме того, в первом зале репинской экспозиции можно обнаружить вполне заурядную картину в академическом духе «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» — однако именно с ее приобретением Александром III на 17-й выставке Товарищества передвижников легенда связывает решение о создании Русского музея.

Наиболее крупные вещи Сурикова здесь заметно, и не в лучшую сторону, отличаются от Сурикова Третьяковской галереи, более раннего. Сделанные Суриковым уже в ранге главного исторического живописца России «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» проигрывают его масштабным московским вещам («Утру стрелецкой казни», «Боярыне Морозовой»), что не касается вещей сравнительно небольших («Взятие снежного городка»). Работы Сурикова-портретиста демонстрируют превосходного живописца, наделенного редчайшим для России колористическим даром.

Корпус Бенуа — пристройка в неоклассическом стиле с запада Михайловского дворца — возник в 1914 году в связи с быстрым ростом музейной коллекции, и свое название получил по фамилии одного из авторов проекта, Леонтия Бенуа. Поначалу новый павильон рассчитывали для специальной экспозиции Академии художеств, но сейчас здесь выставляется главным образом антиакадемическое искусство начала XX века: русский авангард, а также предшественники, символисты и примитивисты. Русский музей гордится своим собранием русского авангарда, на демонстрацию которого недостает, увы, места. Так что, например, Павла Филонова и Казимира Малевича, двух антагонистов, приходится показывать в одном зале. По этой же причине постоянная экспозиция русского искусства пока авангардом, к сожалению, и заканчивается.

В корпус Бенуа можно попасть из Михайловского дворца, продолжая, таким образом, движение согласно хронологии. Но есть у корпуса, частично использующегося под временные выставки, и отдельный вход с канала Грибоедова, благодаря чему, придя в Русский, можно сразу приступать к XX веку — начиная с Серова и Врубеля.

3
0

Отзывы

10
Татьяна Марченко
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
13 августа 2020

Отличная выставка сейчас идет в корпусе Бенуа - дары Русскому музею, картины редкие выставлены. Кстати, покупали 3 билета на 3 дня па 4 посещения - действуют еще завтра, звоните, если кому нужны - перешлю. (89629114227 Татьяна)

0
0
10
Софья Дубовская
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
2 марта 2020

В Корпус Бенуа прихожу как в гости к старому другу

0
0
7
Вера Замыслова
11 отзывов, 45 оценок, рейтинг 8
24 марта 2016

Очень двоякое ощущение от музея. Во многом сформированное на чувстве, которое появляется, когда поднимаешься от гардеробных к центральной лестнице. Чувство это рождено осознанием того, что само здание- уже музей. Ну, к примеру, Третьяковку на Лаврушинском строили специально для Третьяковки. ГМИИ- это изначально знание музея. А ГРМ- это вначале Михайловский дворец, а потом уже Русский музей. И надо сильно напрягаться, что бы осознавать нахождение одновременно в двух музеях сразу. Так, неизгладимым впечатлением легли иконы XIV-XV в.в. на фоне музицирующих и резвящихся путти потолка.
Разочарованием стал зал Филонова. Очень мало представлено работ художника, которого можно полноценно посмотреть только здесь!

4
0
9
Гриша Панихин
12 отзывов, 60 оценок, рейтинг 16
22 февраля 2014

На данный момент был в этом музее,чтоб не со врать,раз 12-13😉Каждый раз приезжая в СПб,сразу же иду сюда и рассматриваю каждую картину,тут любая картина это предмет русской гордости. В этом музее есть два моих самых любимых зала из всех художественных музеев где я был. Боже,я там могу часа 2 находится только в этих залах,смотрю на каждые детали,читаю исторические факты про эти картины.После посещения чувствуется какая то легкость,свежесть в душе и возникновение новых мыслей которые раньше никак не могли прийти в голову. Я могу часами писать,как я люблю этот музей...но спасу вас от этой учести😄Советую тремя ногами и руками👍

7
0
9
irinashalisko
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 6
22 декабря 2012

В знаковую дату 20.12.2012 состоялось знаковое событие - в Мраморном дворце - в Музее Людвига в Русском музее открылась потрясающая выставка "Звучащее вещество".. Просто сказать, что это место из тех, которые можно рекомендовать друзьям - это бесконечно мало. Выставка переполняет впечатлениями. Играет все - звук, цвет, свет, люди и предметы... Как теперь говорят, "выносит мозг".. У каждого объекта хочется стоять, сидеть, лежать так долго, чтобы проникнуть в замысел автора, чтобы напиться из этого бесконечного источника...

1
0

Подборки Афиши
Все