Художественные принципы искусства «александровской поры» ярко и последовательно отразил ампир (или имперский стиль): различные по назначению, материалам и размерам изделия образуют удивительное стилистическое единство.
Проводниками и популяризаторами ампира были Императорские фарфоровый и стекольный заводы, где трудились первоклассные художники и мастера-исполнители. В заводских библиотеках хранилось большое количество рисунков и гравюр, которые использовались при декорировке того или иного предмета. Аллегории и символы, античная орнаментика сочетались с патриотическими надписями и портретами выдающихся современников.
Предметы этого времени приобретают подчеркнуто строгие очертания и, несмотря на небольшие размеры, оттенок монументальности. Так стенки стеклянных сосудов делались толще обычного и обрабатывались глубокой алмазной гранью. Рисунок алмазной резьбы напоминал огранку драгоценных камней. Отсюда термин «алмазная грань». Для того, чтобы подобное стекло лучше пропускало свет, в его состав вводили окись свинца, который придавал материалу особую чистоту и прозрачность. По сходству с горным минералом подобное стекло стали называть хрусталём.
Ампир скорректировал и облик изделий из фарфора. Посуду нередко изнутри и снаружи золотили, уподобляя хрупкий материал бронзе. В тоже время, как никогда ранее, увеличился выпуск монументальных ваз, ставших одним из характерных символов русского ампира.