Мы привыкли думать о Толстом как о седовласом и длиннобородом старце, в окружении внуков сидящем на скамейке в Ясной Поляне, но — вот неожиданность! — он не всегда был таким, а когда-то был и молодым. Этой-то поре его жизни — молодости, причем исключительно светской, и посвящена новая выставка Толстовского центра. Карты, дневниковые записи о красивых девушках, в которых без разбору писатель был влюблен, балы, проект создания музыкального общества, фотографии его, еще не писателя, без бороды, — словом, — эта выставка дает возможность представить себе Льва Толстого иным: горячим, трепетным и нежным.
История российской музыки и исполнительского искусства в выдающихся репортажных фотографиях представлена на выставке в Музее музыки. Собраны фотопортреты (не постановочные, а снятые живьем, в процессе исполнения/сочинения/репетиций) передают все огромную гамму эмоций, которые захватывают исполнителей и композиторов, когда они внутри музыки, полностью растворены в ней. Имена фотографов, чьи работы представлены на выставки, — это имена мэтров фотоискусства: Моисей Наппельбаум, Александр Родченко, Семен Хенкин, Давид Глориан, Виктор Ахломов, Александр Забрин, Валерия Генде-Роте, Евгения Евтюхова. Но и снимали они людей выдающихся — Марио Дель Монако, Вана Клиберна, Игоря Стравинского, Иегуди Менухина, Давида Ойстраха и других легенд.
Тема выставки завораживает. Звучит она так: «Дом как пространство бытия». Композиционно эта экспозиция и устроена как дом, изба, в которой есть «крыльцо», «сени», «горница», «сусеки», «бабий кут», «красный угол». Везде звучит своя музыка и развешены особым образом подобранные живописные полотна 79 современных художников. Центром композиции стал арт-объект Анны Маториной «Макошь», одновременно экспонат и зона отдыха. Из этой точки можно увидеть все залы выставки, в том числе — «Пруд», где с помощью зеркал создана полная иллюзия водной глади.
Около 80 произведений народного керамического промысла города Скопина Рязанской губернии представлено на экспозиции, главная тема которой — сказочные образы в сознании народа. Три раздела выставки (истоки-древность, Скопин и его мифологемы, бытовая керамика: печные изразцы XVIII века) наполнены волшебными существами, бытовавшими в сознании жителей Скопина и окрестностей: лев, медведь, двуглавый орел. Они появляются и в книгах VII века, и в лубочных картинках XIX века, которые представлены на выставке и показывают, как традиционный народный героический эпос со временем трансформируется в лубок. Есть на выставке и интерактивная зона, где дети могут попробовать себя в роли художников.
Живопись и танец всю историю искусства идут рука об руку, постоянно перекликаясь, практически одновременно делая эпохальные для своего жанра открытия и находя друг в друге вдохновение. Этой взаимосвязи главных, пожалуй, визуальных искусств и посвящена выставка, которая собрала больше 200 работ таких художников, как Робер Делоне, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Николай Форрегер, Лев Бакст, Александр Бенуа, Иван Клюн, Александра Экстер и других. А еще — тех танцовщиков и танцовщиц, которые вдохновляли художников на создание своих картин: Айседору Дункан, Касьяна Голейзовского, Матса Эка, Орхана Нахарина и многих-многих других муз. В создании выставки приняли участие ведущие российские музеи (ГМИИ имени Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Театральный музей имени Бахрушина, Музей Маяковского, Государственный музей изобразительных искусств Татарстана и Саратовский художественный музей имени Радищева).
В этой экспозиции представлено 13 картин (в частности, Константина Коровина, Виктора и Аполлинария Васнецовых, Николая Рериха, Федора Федоровского, Василия Поленова, Бориса Шаляпина, Павла Борисова и других) и 13 музыкальных произведений, созданных современным композитором Кузьмой Бодровым специально для выставки, — по мотивам знаменитых «Картинок с выставки» Мусоргского. Записано его сочинение Василием Степановым (виолончель) и Станиславом Корчагиным (фортепиано) в Российском национальном музее музыки, и предполагается, что посетители выставки будут передвигаться от одного живописного полотна к другому в темпе музыкальных картин. Подобный опыт может стать новым и очень вдохновляющим переживанием живописного и музыкального искусств.