Москва
4 мая 2023

Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых

Арсений Омельченко, Евгений Ткачёв, Василий Говердовский
«Звездные войны» уже не те. Эту фразу, как заклинание, повторяют поклонники оригинальных Star Wars, устроившие против трилогии-приквела целую хейтерскую кампанию. Но если присмотреться — выяснится: новые части совершенно не уступают старым, а в чем-то даже превосходят их. Это то же самое кино: смешное, грустное, мудрое, наивное — очень разное. «Афиша» решила реабилитировать Джа-Джа Бинкса, похвалить Джорджа Лукаса и рассказать, почему, на наш взгляд, «Месть ситхов» лучший эпизод во франшизе. Да пребудет с вами Сила!

Трилогия нулевых построена на одном простом, но действенном приеме: она взрослеет и набирает силу вместе со своим главным героем — Энакином Скайуокером, которому в будущем предначертано стать Дартом Вейдером. Однако в эпизоде с говорящим названием «Скрытая угроза» он пока 9-летний мальчуган (Джейк Ллойд) — вундеркинд и сорвиголова, мечтающий совершать великие дела. Это еще история не о нем, а о молодом и тоже очень непоседливом джедае-падаване Оби-Ване Кеноби (Юэн МакГрегор), который вместе со своим учителем Квай-Гоном Джинном (Лиам Нисон) постоянно попадает в неприятности. Однако, несмотря на все злоключения, этой парочке удастся победить злых ситхов, спасти целую планету, а вместе с ней Энакина и его будущую возлюбленную — принцессу и сенатора Падме Амидалу (Натали Портман). «Скрытая угроза» — очень детское кино. Если оно не для вас, то точно для вашего 12-летнего ребенка. Оно яркое, простое, захватывающее, с нехитрым юмором, за который по большому счету отвечает особо ненавидимый фанатами неуклюжий гунган Джа-Джа Бинкс, хотя в нем нет ничего такого уж демонического. В фильме масса умопомрачительных приключений (гонки по каньону на реактивных упряжках, туземцы с лазерными катапультами против армии дроидов, многочисленные сражения на световых мечах), однако все они ведут к неизбежному, печальному, но трогательному финалу: после смерти Квай-Гона молодой Оби-Ван берет под свое крыло кроху Энакина.

Вторая часть трилогии-приквела изо всех сил старается стать серьезнее. Яркая природа Набу сменяется киберпанковским мегаполисом и секретными заводами. Герои постепенно обрастают психологическими портретами, незавидными проблемами и принимают решения в тот момент, когда их посещает очень плохое предчувствие. Претензий к этому фильму, пожалуй, больше всех: как и все промежуточные части трилогий (вспомним тот же «Властелин колец»), она перегружена событиями и страдает по части драматургии. Герои безумно раздражают: отношения Энакина (Хейден Кристенсен) с Падме и Оби-Ваном изо всех вил стараются быть драматичными, но выходят напряженно монотонными. Что, впрочем, нормально для трудного подросткового периода, куда кино идет вместе со своим героем. Если же оставить эту линию в покое, то «Атака клонов» начинает играть совершенно новыми и неожиданными для «Звездных войн» красками. По сути, перед нами политический детектив: довольно сложно и неглупо сконструированный. В недрах мирной демократической республики таинственные силы плетут интриги и собирают армию: битвы с сепаратистами лишь прикрытие для более сложной игры. В ней Совет джедаев делает ход, который оказывается роковым для всей вселенной. Ну а по части экшена, это, возможно, лучшая картина франшизы: столько световых мечей и Силы в действии вы не увидите больше нигде.

Самая взрослая, мрачная и, что уж тут скрывать, лучшая часть трилогии, а возможно, и всей франшизы. С первых минут картина берет серьезный тон. Световые мечи и гигантские космолеты здесь больше не для потехи публики: теперь в пылу каждой битвы принимаются роковые решения, меняющие судьбу вселенной. Под ширмой развлекательной космооперы проглядывают монументальные черты античной трагедии: тяжелая поступь Рока приводит героев к страшной и неминуемой развязке. Именно здесь главное, пожалуй, преимущество новых «Звездных войн» перед старыми — блестящий актерский состав — начинает играть в полной мере. Драма Энакина, как и всех персонажей, обретает неожиданный вес, объем и глубину, и поэтому не оставляет никого равнодушным. Извечный вопрос — чего больше в великой любви: созидания или разрушения? — тут по-прежнему остается без ответа, ведь любовь Энакина и Падме порождает как главного злодея вселенной, так и ее величайших героев. Однако на один вопрос эта картина все-таки дает однозначный ответ: если любить «Звездные войны» можно за любую часть, то уважать их и считаться с ними заставляет именно «Месть ситхов».

Трилогия-приквел ярко и увесисто рассказала, как эта история начиналась. Однако после нее в воздухе повис вопрос: что было дальше и можно ли снять «Звездные войны», которые устроят всех? Джей Джей Абрамс три года назад сумел однозначно ответить на оба. «Пробуждение Cилы» открыло новую страницу в жизни франшизы — и теперь весь мир раз в год (благодаря выходящим параллельно спин-оффом) ходит на новые «Звездные войны». Что до «Пробуждения Силы», то оно получилось где-то революционным, где-то подчеркнуто консервативным. Придраться здесь можно, пожалуй, только к последнему пункту. Излишняя цитатность, обилие пасхалок делит зрителей на своих в доску и гостей далекой-далекой галактики. И если в первой половине картины цитаты работают в основном в ироничном и пародийном ключе, то во второй ее части сюжет скатывается уже к откровенным самоповторам — и приятное ощущение дежавю сменяется откровенной скукой. Впрочем, в такие моменты картину спасают новые персонажи и органика Дейзи Ридли, исполнившей роль Рэй — первой по-настоящему сильной и главной героини в киновселенной Star Wars.

Помимо номерных частей трилогии-сиквела в обновленной франшизе нашлось место и для, как минимум, трех спин-оффов («Изгой-один» и «Хан Сало» вышли в кино, а «Мандалорец» на новом стриминговом сервисе Disney+). Примечательно, что сценаристы и режиссеры в этих спин-оффах развлекаются, как могут: скрещивают жанры и заполняют пробелы. Так, например, если вас когда-нибудь интересовало, откуда у повстанцев в «Новой надежде» взялись чертежи Звезды Смерти, «Изгой-один» расскажет об этом в захватывающей двухчасовой историй в духе «Грязной дюжины». Режиссер Гарет Эдвардс не побоялся пойти на смелый эксперимент — снять классическое военное кино в декорациях самой знаменитой космооперы в мире. Результат превзошел ожидания: новые мундиры вместе с лазерными пушками и гигантскими шагающими танками пришлись к знакомым с детства имперским штурмовикам, шпионам и союзникам как раз в пору. А авантюрная история о небольшом диверсионном отряде, положившем свои жизни на алтарь великой победы, вписалась в сеттинг органично и без швов. Потому что такие герои, наверное, есть на каждой войне, в какой бы части галактики она не велась. К слову, эти же герои помимо сложной боевой задачи выполняют и другую: влюбляют в себя и заставляют задуматься о цене любой победы.

Райан Джонсон («Кирпич», «Петля времени») — режиссер непростой. И «Звездные воины» у него получились такими же. Сюжет картины устремился вперед, отказавшись от заигрываний с каноном. Полюбившихся персонажей здесь стараются развить, нагружая их драматическими линиями разной степени тяжести. Для кого-то это выглядит органично, для кого-то не очень. Так, постаревший и раздираемый внутренними противоречиями Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) придает истории несколько болезненный оттенок. Сбалансировать ситуацию удается за счет новичков: героического вице-адмирала Холдо (Лора Дерн), бойца Сопротивления Роуз Тико (Келли Мари Трэн) с подчеркнуто не голливудской внешностью и местного Джека Воробья — беспринципного вора ДиДжея в исполнении Бенисио Дель Торо. Но вот к чему точно нельзя придраться, так это к визуальной стороне фильма. «Последние джедаи», пожалуй, самый эстетически выверенный фильм франшизы. Финальная битва, решенная в сочетании ледяного-белого и кроваво-алого завораживает. Также художники-постановщики тщательно поработали над флорой и особенно над фауной картины: фантастические миры населяют фантастические и прекрасные создания (вулптексы, фатиры и др.). 

Новые не номерные «Звездные войны» — это, как и «Изгой-один», очередной спин-офф, только на этот раз посвященный Хану Соло (Олден Эренрайк). Влюбленный в подругу Киру (Эмилия Кларк, она же Мать Драконов, она же мать Джона Коннора) и еще не превратившийся в циника юноша успеет повоевать на фронте, подружиться с Чубаккой, стать космическим пиратом, повстречаться с Лэндо Калриссианом (Дональд Гловер, звезда сериала «Атланта» и теперь клипа «This Is America»), а также выиграть у него «Тысячелетнего сокола». Честно говоря, за «Соло» были опасения — во время работы над фильмом президент Lucasfilm Кэтлин Кеннеди успела уволить режиссеров Кристофера Миллера и Фила Лорда («Лего. Фильм»), вознамерившихся сделать из «Звездных войн» «Стражей Галактики», и нанять маститого ремесленника Рона Говарда, чтобы он все переснял. Однако тревоги оказались напрасными: у Говарда получился головокружительный космический вестерн с ограблением поезда, посиделками в инопланетном салуне, межгалактической версией американской Гражданской войны, цитатами из Говарда Хоукса и Серджо Леоне, а также с сильными героинями (Кира, Вэл, L3-37), отстаивающими свое право на выбор так, что их мужчинам приходится с этим смириться. Словом, сериал «Светлячок» в сеттинге Star Wars.

9
Мандалорец
2019, Боевик

Изначально Джош Транк («Хроника», «Фантастическая четверка») должен был поставить спин-офф про охотника за головами Бобу Фетта (второплановый персонаж, который впервые появился в анимационном сегменте праздничного спецвыпуска «Звездных войн» и по непонятным причинам обрел среди поклонников саги «межгалактическую» популярность). Однако тот проект приказал долго жить, а Джон Фавро подготовил для стримингового сервиса Disney+ сериал про другого круто сваренного наемника — мандалорца (Педро Паскаль), который получает от бывшего имперца (Вернер Херцог) выгодное предложение: доставить за весомое вознаграждение ценный груз. Но когда выяснится, что этим ценным грузом является беби-Йода (малыш из той же расы, что небезызвестный магистр джедаев), мандалорец решит взять его под свою опеку. Необходимо предупредить: сериал разгоняется крайне неторопливо, в нем много филлеров, а по жанру он тяготеет к неспешному космическому вестерну. Также здесь много радикальных концептуальных решений: мандалорец, например, никогда не снимает шлем (так что мы не всегда можем быть уверены, что под доспехами скрывается Педро Паскаль), а вся история служит лишь фоном для кропотливого выстраивания отцовско-сынових отношений между наемником и малышом Йодом. Тем не менее, что подкупает в «Мандалорце», так это то, что в нем нет навязчивого обслуживания фан-сервиса, а есть классные типажные артисты (ладно, Джина Карано, но с антресоли достали даже Карла Уэзерса), захватывающие приключения и много олдскульного гуманизма в духе «Удивительных странствий Геракла» и «Зены — королевы воинов».

Режиссер: Джон Фавро

Все, что имеет начало, имеет и конец: это касается не только «Матрицы», но и саги о Скайуокерах. Растянувшаяся на 42 года (важное, к слову, число для создателя сериала «Остаться в живых» и режиссера заключительного эпизода Джей Джея Абрамса) франшиза ставит жирную точку в истории Люка, Леи, Хана Соло, а также новых и молодых героев — Рэй, Финна, По Дэмерона и Кайло Рэна. Сразу стоит оговориться, что это качественно поставленное, достойно сыгранное и увлекательно рассказанное кино, однако девятую часть все же сложно назвать идеальным фильмом. Во-первых, Абрамс отказался от всех заложенных Райаном Джонсоном идей (неважно, кто твои родители; Сила течет во всех; прошлое надо убить), поэтому теперь его «Последние джедаи» в обновленной франшизе выглядят вставным зубом. Во-вторых, он не очень изящно свел все концы с концами. Вместо того чтобы снимать свое кино (как, скажем, делают авторы «Мандалорца»), он стал обслуживать фан-сервис. В «Скайуокере. Восход» нет ничего оригинального, а решение воскресить императора Палпатина (ввиду отсутствия главного злодея) оказалось шагом назад. Еще в картине то ли в качестве оммажа, то ли в качестве издевки мелькнут эвоки. Но главная ее проблема все же не в этом, а в том, что финал оставляет после себя еще более гнетущее впечатление, чем «Месть ситхов». Если у Лукаса это было оправдано тем, что он конструировал античную трагедию, то у Абрамса это связано с банальной прозой жизни: из подающего надежды джедая вырос плохой учитель, контрабандист и принцесса разошлись, а еще родили фрустрированного сына. То есть то, что изначально было сказкой, превратилось в семейно-бытовую драму — и нам теперь с этим жить. Впрочем, за счет накопленной годами критической массы эти «Звездные войны» все-таки могут подарить катарсис и банальное утешение: все, что имеет начало, имеет и конец — и кто мы такие, чтобы спорить с этим.

Действие «Кеноби» происходит спустя 10 лет после «Мести ситхов». Авторы сериала вернули на экран весь лукасовский каст. Не только Юэна МакГрегора и Хейдена Кристенсена, но и Джимми Смитса (сенатора Органу, уже появившегося в спин-оффе «Изгой-один»), Джоэла Эджертона и Бонни Пессе (дядю и тетю Люка Скайуокера). А на роль юной Леи нашли классную Вивьен Лиру Блэр, очень похожую на Кэрри Фишер. Очевидно, что взаимоотношения Кеноби и Леи станут топливом сериала: джедаю предстоит опекать не по годам умную и самоуверенную девочку, которая во всем видит подвох. В этом смысле экспозиция «Кеноби» (одинокий рыцарь отправляется в странствие вместе с ребенком) немножко похожа на завязку «Мандалорца», но в этом нет ничего удивительного. Хуссейн Амини («Драйв») изначально написал очень похожий на «Мандалорца» сценарий для сериала про Оби-Вана, так что его пришлось переписать. Интересно, впрочем, другое: то, что в «Кеноби» на передний план совершенно неожиданно вышел не Люк, а Лея, которая у Лукаса маячила на заднем. Это решение продиктовано не только новой гендерной политикой (в современных «Звездных войнах» девочки находятся на равных с мальчиками), но и внутренней логикой самой истории. Люк не был знаком с Оби-Ваном в начале «Новой надежды», а Лея — была. У «Кеноби» немало достоинств (отличные актеры, захватывающий сценарий, максимально суровый вайб — с персонажами тут разделываются без особых церемоний), но главное, что подкупает в сериале: по жанру он ближе к космическому лукасовскому вестерну, чем новая трилогия «Звездных войн» («Пробуждение Силы», «Последние джедаи» и «Скайуокер. Восход»). Оби-Ван похож не только на странствующего рыцаря, но и на одинокого стрелка, который решил завязать. Вместо того чтобы бороться со злом, он работает фасовщиком мяса на заводе и коротает дни в одиночестве. Однако джедай может не пользоваться Силой, но Сила все равно течет в джедае. Как Клинту Иствуду в «Непрощенном», Кеноби предстоит вспомнить былые навыки — и к своему ужасу узнать, что Энакин Скайуокер все еще жив. Складывается впечатление, что это то самое продолжение «Звездных войн», которое мы так долго ждали.

Андор
2022, Боевик

Сюрприз-сюрприз, одним из главных сериалов 2022 года стал очередной проект по «Звездным войнам». «Андор» — самое взрослое произведение в далекой-далекой вселенной, что само по себе значит мало. Куда важнее то, насколько ответственно шоураннер Тони Гилрой при помощи своего брата Дэна и автора «Карточного домика» Бо Уиллимона подошли к приквелу приквела о не самом запоминающемся персонаже франшизы. И хотя Гилрой уверяет, что его задачей было классное развлекательное шоу, а не политическое высказывание, «Андора» прочитали именно как последнее. И неудивительно — редко можно увидеть массовое произведение, настолько заряженное антифашистским пафосом. Но так уж и быть, не будем обижать Гилроя: «Андор» — это еще и классное развлекательное шоу.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все