Вот уж действительно очень странные дела: еще недавно Netflix был королем мира, а теперь попал в серьезный переплет из-за оттока подписчиков. Но подмога уже тут. «Очень странные дела» — хит-локомотив сервиса, и потому его разделили на две части с разницей выхода в чуть больше месяца (то есть со стоимостью просмотра в две месячные подписки для самых нетерпеливых). И нет причин думать, что новый сезон аудитория проигнорирует. За долгие три года отсутствия ностальгические «Очень странные дела» сами стали объектом ностальгии. Конечно, Netflix снова выкатит статистику, которая покажет, что премьера сезона стала самой успешной в истории стриминга, но куда весомее о популярности сериала говорит другое: важная для сюжета четвертого сезона песня английской певицы Кейт Буш «Running Up That Hill» (выпущенная, на секундочку, в 1985 году) вдруг попала в топы iTunes и Spotify.
Ностальгия «Очень странных дел» устроена необычным образом. Сериал отнюдь не погружает в реальные американские 1980-е — авторы «Очень странных дел» братья Даффер (1984 года рождения) и не смогли бы сказать о ней ничего от себя. Вместо этого они клеят воедино культурные артефакты той эпохи: фильмы, сериалы, музыку, рекламу. Ностальгия Дафферов приобретает глобальный характер, ведь именно американская поп-культура 80-х проникла даже сквозь железный занавес СССР. Вот почему «Очень странные дела» — не просто главный сериал Netflix, а сериал, символизирующий самый глобальный стриминг на планете. Эти строки пишутся уже после новости о прекращении работы Netflix на территории России, но едва ли это обстоятельство остановит российских зрителей. Ностальгия по американскому кино 1980-х — это и наша ностальгия тоже.
На этот раз главный объект ностальгии — «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена. В проклятом, по словам самих жителей, городке Хоукинсе снова неспокойно: кто-то жестоко расправляется с подростками. Местный Фредди Крюгер по имени Векна убивает своих жертв, находясь в Изнанке — зловещей параллельной реальности, родине демогоргонов и прочих монстров. Оставшиеся в Хоукинсе ребята пытаются разгадать личность Векны и победить его. Параллельно с этим Джойс (Вайнона Райдер) получает весточку из СССР, где говорится, что Хоппер (Дэвид Харбор) жив. Сам Хоппер пытается бежать из советской тюрьмы на Камчатке. А Одиннадцать (Милли Бобби Браун) откликается на предложение старого знакомого вернуть себе силы и встречает еще куда более старого знакомого. В то же время группа ребят в Калифорнии пытается найти Одиннадцать, пока их не настигли злые американские военные. Да, в этом сезоне ну очень много всего.
За огромное количество сюжетных линий и персонажей авторы «Очень странных дел» огребли еще в третьем сезоне, но критику они явно проигнорировали. Готовьтесь, в новом сезоне еще больше персонажей и еще больше сюжетных линий. Кроме того, существенно вырос хронометраж эпизодов, которые теперь тянут на полнометражные фильмы. Американские критики наперебой обвиняют четвертый сезон в раздутости, но это неоднозначная претензия. Конечно, некоторые линии и герои интереснее других, но в целом Дафферам на этот раз удалось написать бойкий и внятный сценарий. Длинные эпизоды — легкий объект для критики, потому что заметно выбиваются из правил, пускай в них уже и нет особенного смысла (стримингам нет нужды запихивать эпизоды по временным слотам, как на телевидении). Но авторы «Очень странных дел» понимают, что в ответе за один из главных сериальных блокбастеров. Кому еще сойдут с рук такие эксперименты, если не им?
Если у нового сезона и есть большая проблема, так это жанровая. «Очень странные дела» и до этого заигрывали с хоррором, но то был хоррор спилберговского, сравнительно дружелюбного к юным героям типа. Теперь же вчерашние дети превратились в подростков, и авторы решили устроить им «Кошмар на улице Вязов». Поначалу это даже жутко, но убивают тут только персонажей третьего плана, однообразная манера убийств Векны быстро приедается, а главные герои слишком неприкосновенны, чтобы переживать за них всерьез. В последних эпизодах второго сезона авторы не постеснялись убить одного из самых обаятельных персонажей сериала — и этого оказалось достаточно, чтобы взвинтить градус напряжения. Ровно такого же хода и не хватает новым «Очень странным делам». Без реального чувства опасности хоррор превращается в элемент декора.
Впрочем, возможно, относительная беззубость — не баг, а фича. Максимально оторванные от реальности ужасы (кроме неожиданно реактуализировавшейся темы со злыми русскими) вкупе с таким родным вайбом кино 80-х — это все невероятно уютно. «Очень странные дела» выступают идеальным антидепрессантом для наших неспокойных времен, отличным поводом отвлечься от бесконечного думскроллинга соцсетей и на несколько часов забыться в предсказуемой и понятной вселенной-пастише. Все остальное может подождать.
В.Г.
Смотреть на Netflix
«Оби-Вана Кеноби» я ждал с большим нетерпением. Дело в том, что это прямое продолжение «Мести ситхов», а я искренне считаю, что «Месть ситхов» — лучший фильм в киновселенной «Звездных войн». Именно в третьем эпизоде франшиза из подростковой космооперы превратилась в настоящую античную трагедию. Ни в какой другой части не услышать такую тяжелую поступь рока, как в этой картине. Превращение Энакина Скайуокера (Хейден Кристенсен) в Дарта Вейдера происходит с неотвратимостью, характерной не столько для фантастики, сколько для пьес Софокла, Эсхила и Еврипида. При этом создатель космической саги Джордж Лукас не стал взваливать ответственность исключительно на Энакина, оказавшегося не в силах совладать со своими страстями, а равномерно распределил ее между всеми участниками конфликта. И закончил свою историю на такой ужасно минорной, трагической ноте, что немедленно хочется увидеть ее продолжение. Продолжение не в виде брезжущей где-то вдали «Новой надежды», а сиквел с теми же актерами.
Спустя 17 лет он все-таки вышел на экраны — и, честно говоря, за новыми приключениями персонажей приквельной трилогии следить гораздо интереснее, чем за постаревшими героями Марка Хэмилла, Кэрри Фишер и Харрисона Форда из классической. Возможно, потому, что история Люка Скайуокера, Леи Органы и Хана Соло не требовала продолжения. А сюжетные лакуны между третьим и четвертым эпизодом саги можно заполнять бесконечно.
Действие «Кеноби» происходит спустя 10 лет после «Мести ситхов». Инквизиторы Империи — Гранд-инквизитор (Руперт Френд) и его подопечные, Пятый Брат (Сун Кан) и Третья Сестра (Мозес Ингрэм), она же Рева Севандер — охотятся за джедаями, выжившими после исполнения Приказа 66, направленного на их истребление. Для этого они прибывают на пустынную планету Татуин, где от всевидящего ока Палпатина скрывается учитель Энакина Оби-Ван Кеноби (Юэн МакГрегор), тайно присматривающий за его маленьким сыном — Люком Скайуокером (Грант Фили); напомним, что дочь Энакина Лея (Вивьен Лира Блэр) была отдана на воспитание сенатору Органе и его жене. Видно, что Кеноби давно не прибегал к Силе и не намерен этого делать снова. Он даже остается глух к мольбам о помощи джедая Нари (Бенни Сафди), по следу которого идут инквизиторы. Но вот банда злоумышленников во главе с неким Вектом Нокру (басист Red Hot Chili Peppers Фли) похищает юную Лею — и Кеноби не сразу, но достает зарытые в песок джедайские мечи и отправляется на ее поиски на планету Дайю, похожую на неоновый Токио.
Авторы сериала вернули на экран весь лукасовский каст. Не только Юэна МакГрегора и Хейдена Кристенсена, но и Джимми Смитса (сенатора Органу, уже появившегося в спин-оффе «Изгой-один»), Джоэла Эджертона и Бонни Пессе (дядю и тетю Люка Скайуокера). А на роль юной Леи нашли классную Вивьен Лиру Блэр, очень похожую на Кэрри Фишер. Очевидно, что взаимоотношения Кеноби и Леи станут топливом сериала: джедаю предстоит опекать не по годам умную и самоуверенную девочку, которая во всем видит подвох. В этом смысле экспозиция «Кеноби» (одинокий рыцарь отправляется в странствие вместе с ребенком) немножко похожа на завязку «Мандалорца», но в этом нет ничего удивительного. Хуссейн Амини («Драйв») изначально написал очень похожий на «Мандалорца» сценарий для сериала про Оби-Вана, так что его пришлось переписать. Интересно, впрочем, другое: то, что в «Кеноби» на передний план совершенно неожиданно вышел не Люк, а Лея, которая у Лукаса маячила на заднем. Это решение продиктовано не только новой гендерной политикой (в современных «Звездных войнах» девочки находятся на равных с мальчиками), но и внутренней логикой самой истории. Люк не был знаком с Оби-Ваном в начале «Новой надежды», а Лея — была.
У «Кеноби» немало достоинств (отличные актеры, захватывающий сценарий, максимально суровый вайб — с персонажами тут разделываются без особых церемоний), но главное, что подкупает в сериале: по жанру он ближе к космическому лукасовскому вестерну, чем новая трилогия «Звездных войн» («Пробуждение Силы», «Последние джедаи» и «Скайуокер. Восход»). Оби-Ван похож не только на странствующего рыцаря, но и на одинокого стрелка, который решил завязать. Вместо того чтобы бороться со злом, он работает фасовщиком мяса на заводе и коротает дни в одиночестве. Однако джедай может не пользоваться Силой, но Сила все равно течет в джедае. Как Клинту Иствуду в «Непрощенном», Кеноби предстоит вспомнить былые навыки — и к своему ужасу узнать, что Энакин Скайуокер все еще жив (появление Дарта Вейдера в конце второй серии обставлено с особым шиком). Сложно, конечно, загадывать, во что все это выльется (пока вышли две серии из шести), в любую минуту все может обернуться пшиком, но на данный момент есть стойкое ощущение, что это то самое продолжение «Звездных войн», которое мы так долго ждали.
Е.Т.
Смотреть на Disney+