В своем свежем фильме один из главных представителей так называемой «берлинской школы» Кристиан Петцольд («Барбара», «Феникс») остался верен себе. Взяв автобиографический роман Анны Зегерс, рассказывающий о бегстве европейцев от фашистской оккупации, он придумал яркий формалистский прием. Петцольд перенес место действия в декорации современной Франции, лишенной, впрочем, интернета, смартфонов и других ломающих драматургию гаджетов. Такой причудливый исторический мэшап позволил ему одновременно снять с картины ярлык «военного кино» и уменьшить дистанцию между героями и зрителями, с другой — подчеркнуть вневременной характер той самой «транзитной» жизни героев, потерявшихся в залитом солнцем чистилище портового города. Так по сюжету в руки молодому немецкому журналисту Георгу (Франц Роговски) попадают рукописи и документы покончившего с собой известного писателя. Прикинувшись им, чтобы избежать концлагеря, он бежит в Марсель, чтобы сесть на корабль, однако там он знакомится с другими беглецами — в том числе женой писателя Мари (Паула Бир), так что теперь с каждым днем он все меньше уверен в своем плане побега. Петцольду отлично удалось выделить в сложном романе главную для себя историю и превратить его в экзистенциальную прибрежную новеллу в духе Ивана Бунина, не растеряв при этом некоторого налета абсурда и ненавязчивой мистики. При этом свойственные «берлинской школе» отстранение и холодок приглушают мелодраму, позволяя разглядеть в по-разному сломанных судьбах людей более общую и глобальную трагедию.
Напомним, что совсем скоро в российский прокат выйдет новый фильм Петцольда — «Ундина» — с тем же актерским составом, что и в «Транзите».
Путешествующая по миру французская журналистка Жанна (Жюльетт Бинош) приезжает в японскую префектуру Нара, чтобы найти растение, которое, по легендам, способно избавить человека от тревог. Но прежде чем отыскать это лекарство, женщине при помощи наставницы Аки (Мари Нацуки) предстоит постичь эллиптические свойства времени и странные законы бытия. Премьера фильма Наоми Кавасэ — неоднократной лауреатки Канн — прошла на кинофестивале в Торонто, также он побывал в Сан-Себастьяне.
Приз за лучшую режиссуру 72-го Каннского кинофестиваля. Подросток по имени Ахмед (потрясающий дебют Ирида Бен Адди) увлекается исламом и попадает под влияние своего наставника. Сложные религиозные истины мальчик в силу возраста и гормонов будет трактовать чересчур свободно: врать взрослым можно, но ходить девушкам без платка нельзя. В итоге абсолютное непонимание себя и слепое желание доказать верность имаму приведет к преступлению: покушению на школьную учительницу Инес (Мирием Акеддью). «Молодой Ахмед» — фильм-сомнение, фильм — моральные весы и в каком-то смысле парафраз серебренниковского «Ученика». Он, как это обычно бывает у братьев Дарденн, о социальном неравноправии, но в этот раз еще о духовной незрелости и бессознательно вырывающемся слове «мама», однако только перед лицом смертельной опасности.
Второй фильм Чжу Шэнцзэ, собранный из более чем 800 часов рабочего материала. В центре повествования — люди, которые испытывают трудности в социализации из-за своих физических особенностей, финансового положения или сексуальной ориентации. Победитель Роттердамского, а значит, самого радикального кинофестиваля с формулировкой: «За фильм, расширяющий возможности киноязыка».
Джессика (Аоми Муйок, звезда фильма «Любовь» Гаспара Ноэ) не эльфийка, но она так же сердобольна, как Арвен из «Властелина Колец»: помогает детям, сиротам и отчаявшимся мальчишкам, которые без материнской заботы превратились в мародеров. Идеальная по нынешним временам антиутопия, исследующая шрамы травмированного поколения.
Режиссер Ходоровский снова снял умопомрачительную фантазию по мотивам времен своей юности. Своеобразное продолжение предыдущего автобиографического фильма — «Танец реальности».
Начинающий документалист Винсент Бой Карс экспериментирует с киноязыком. В «Drama Girl» он просит главную героиню разыграть важные моменты из ее прошлого, чтобы понять, может ли их художественное осмысление привести к катарсису.
В новом фильме Миди З. («14 яблок») мечтающая стать известной актрисой Нина У (У Кэси) приезжает в большой город, где получает роль в шпионском триллере, и все вроде бы на мази (коллеги и пресса хвалят ее за игру), но женщина настойчиво начинает терять уверенность в себе — и вместе с тем скатываться в какую-то бездну.
Учительница английского и активная зоозащитница пани Янина Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) раз за разом находит в лесу трупы членов местной элиты, объединенных общей страстью: все они были заядлыми охотниками. Классик польского кино, сценарист Анджея Вайды и режиссер сериалов «Прослушка», «Тримей», «Убийство» и «Карточный домик» Агнешка Холланд сняла свой «Твин Пикс» — деревенский детектив с экологическим уклоном, мизантропическим подтекстом, обескураживающей концовкой (ключом к понимаю которой служит костюм волка) и неожиданным протагонистом. Главная героиня в итоге оказывается не столько польской мисс Марпл, сколько глашатаем, предупреждающим, что не надо шутить шутки с природой, себе же будет дороже.
Америка 30-х годов, сухой закон. Преступные кланы борются за контроль над поставками нелегального алкоголя. Том Риган, советник одного из крестных отцов, умело балансирует между двумя бандами, пытаясь удержать их от развязывания кровавой войны. Но долго так продолжаться не может, и у него возникают проблемы, от решения которых будут зависеть судьбы слишком многих людей.
Якутский кинобум — главное, что случилось в российском региональном кинематографе за последнее десятилетие, а картина «Бог Дьёсёгёй» Сергея Потапова — один из его ярких образцов. Сделанный в свободной и даже в импровизационной манере, этот док рассказывает про то, как в конце июня народ саха празднует Ысыах — якутский Новый год, когда, по преданиям, на землю спускается небесное божество Дьёсёгёй.