Москва

Фестивальные и кассовые хиты, российские сериалы и классика: что смотреть на «Ночи кино-2020»?

29 августа в Москве пройдет пятая «Ночь кино» — общегородской фестиваль, посвященный кинематографу во всех его проявлениях. В программе, составленной журналом «Искусство кино» и сетью «Москино», — хиты европейских фестивалей и отечественного проката, российские сериалы и классика военного кино из коллекции Госфильмофонда, а также шедевры немой документалистики, посвященные городам. «Афиша» составила гид по программе, полностью с ней можно ознакомиться здесь. Напомним, что вход по регистрации, а после показов состоятся встречи и обсуждения с режиссерами.
Редакция «Афиши»
25 августа 2020

драма

Философичная «Касабланка» без любви и фашистов

В своем свежем фильме один из главных представителей так называемой «берлинской школы» Кристиан Петцольд («Барбара», «Феникс») остался верен себе. Взяв автобиографический роман Анны Зегерс, рассказывающий о бегстве европейцев от фашистской оккупации, он придумал яркий формалистский прием. Петцольд перенес место действия в декорации современной Франции, лишенной, впрочем, интернета, смартфонов и других ломающих драматургию гаджетов. Такой причудливый исторический мэшап позволил ему одновременно снять с картины ярлык «военного кино» и уменьшить дистанцию между героями и зрителями, с другой — подчеркнуть вневременной характер той самой «транзитной» жизни героев, потерявшихся в залитом солнцем чистилище портового города. Так по сюжету в руки молодому немецкому журналисту Георгу (Франц Роговски) попадают рукописи и документы покончившего с собой известного писателя. Прикинувшись им, чтобы избежать концлагеря, он бежит в Марсель, чтобы сесть на корабль, однако там он знакомится с другими беглецами — в том числе женой писателя Мари (Паула Бир), так что теперь с каждым днем он все меньше уверен в своем плане побега. Петцольду отлично удалось выделить в сложном романе главную для себя историю и превратить его в экзистенциальную прибрежную новеллу в духе Ивана Бунина, не растеряв при этом некоторого налета абсурда и ненавязчивой мистики. При этом свойственные «берлинской школе» отстранение и холодок приглушают мелодраму, позволяя разглядеть в по-разному сломанных судьбах людей более общую и глобальную трагедию.

Напомним, что совсем скоро в российский прокат выйдет новый фильм Петцольда — «Ундина» — с тем же актерским составом, что и в «Транзите».

драма

Сюрреалистическая притча Наоми Кавасэ

Путешествующая по миру французская журналистка Жанна (Жюльетт Бинош) приезжает в японскую префектуру Нара, чтобы найти растение, которое, по легендам, способно избавить человека от тревог. Но прежде чем отыскать это лекарство, женщине при помощи наставницы Аки (Мари Нацуки) предстоит постичь эллиптические свойства времени и странные законы бытия. Премьера фильма Наоми Кавасэ — неоднократной лауреатки Канн — прошла на кинофестивале в Торонто, также он побывал в Сан-Себастьяне.

драма

Живущий в Бельгии мусульманский подросток вынашивает план убийства своей учительницы в свежей картине братьев Дарденн

Приз за лучшую режиссуру 72-го Каннского кинофестиваля. Подросток по имени Ахмед (потрясающий дебют Ирида Бен Адди) увлекается исламом и попадает под влияние своего наставника. Сложные религиозные истины мальчик в силу возраста и гормонов будет трактовать чересчур свободно: врать взрослым можно, но ходить девушкам без платка нельзя. В итоге абсолютное непонимание себя и слепое желание доказать верность имаму приведет к преступлению: покушению на школьную учительницу Инес (Мирием Акеддью). «Молодой Ахмед» — фильм-сомнение, фильм — моральные весы и в каком-то смысле парафраз серебренниковского «Ученика». Он, как это обычно бывает у братьев Дарденн, о социальном неравноправии, но в этот раз еще о духовной незрелости и бессознательно вырывающемся слове «мама», однако только перед лицом смертельной опасности. 

документальный

Китайский документальный фильм о видеоблогинге как идеальном эскапизме

Второй фильм Чжу Шэнцзэ, собранный из более чем 800 часов рабочего материала. В центре повествования — люди, которые испытывают трудности в социализации из-за своих физических особенностей, финансового положения или сексуальной ориентации. Победитель Роттердамского, а значит, самого радикального кинофестиваля с формулировкой: «За фильм, расширяющий возможности киноязыка».

фэнтези, драма

Фантастическая драма про женщину, спасающую детей

Джессика (Аоми Муйок, звезда фильма «Любовь» Гаспара Ноэ) не эльфийка, но она так же сердобольна, как Арвен из «Властелина Колец»: помогает детям, сиротам и отчаявшимся мальчишкам, которые без материнской заботы превратились в мародеров. Идеальная по нынешним временам антиутопия, исследующая шрамы травмированного поколения.

биография, фэнтези, драма

Латиноамериканский сюрреализм высшей пробы

Режиссер Ходоровский снова снял умопомрачительную фантазию по мотивам времен своей юности. Своеобразное продолжение предыдущего автобиографического фильма — «Танец реальности».

документальный, драма

Экспериментальный фильм, сделанный на стыке игрового и документального кино

Начинающий документалист Винсент Бой Карс экспериментирует с киноязыком. В «Drama Girl» он просит главную героиню разыграть важные моменты из ее прошлого, чтобы понять, может ли их художественное осмысление привести к катарсису.

драма

Мытарства начинающей актрисы

В новом фильме Миди З. («14 яблок») мечтающая стать известной актрисой Нина У (У Кэси) приезжает в большой город, где получает роль в шпионском триллере, и все вроде бы на мази (коллеги и пресса хвалят ее за игру), но женщина настойчиво начинает терять уверенность в себе — и вместе с тем скатываться в какую-то бездну.

детектив, драма, криминальный

Польский детектив про то, что не стоит шутить с природой

Учительница английского и активная зоозащитница пани Янина Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) раз за разом находит в лесу трупы членов местной элиты, объединенных общей страстью: все они были заядлыми охотниками. Классик польского кино, сценарист Анджея Вайды и режиссер сериалов «Прослушка», «Тримей», «Убийство» и «Карточный домик» Агнешка Холланд сняла свой «Твин Пикс» — деревенский детектив с экологическим уклоном, мизантропическим подтекстом, обескураживающей концовкой (ключом к понимаю которой служит костюм волка) и неожиданным протагонистом. Главная героиня в итоге оказывается не столько польской мисс Марпл, сколько глашатаем, предупреждающим, что не надо шутить шутки с природой, себе же будет дороже.

триллер, криминальный

Драма братьев Коэн про бутлегера с проблемами

Америка 30-х годов, сухой закон. Преступные кланы борются за контроль над поставками нелегального алкоголя. Том Риган, советник одного из крестных отцов, умело балансирует между двумя бандами, пытаясь удержать их от развязывания кровавой войны. Но долго так продолжаться не может, и у него возникают проблемы, от решения которых будут зависеть судьбы слишком многих людей.

драма

Док про празднование якутского Нового года

Якутский кинобум — главное, что случилось в российском региональном кинематографе за последнее десятилетие, а картина «Бог Дьёсёгёй» Сергея Потапова — один из его ярких образцов. Сделанный в свободной и даже в импровизационной манере, этот док рассказывает про то, как в конце июня народ саха празднует Ысыах — якутский Новый год, когда, по преданиям, на землю спускается небесное божество Дьёсёгёй.

драма

Драма взросления, притворяющаяся доком

Режиссер Артем Айсагалиев, живущий и работающий в Калифорнии, снял фильм про братьев-подростков, которым приходится взрослеть в калечащей психику патриархальной системе. При этом за основу он взял аллегорию, миф про Бабая — ночного духа славянской мифологии, которым родители пугают непослушных детей. Несмотря на то что все снято подвижной камерой, а в картине много импровизации, это не документальное, а постановочное кино с крайне размытым нарративом.

драма

Медитативная криминальная драма Дмитрия Мамулии

Новая и такая долгожданная картина Дмитрия Мамулии «Преступный человек» — феноменологическое исследование, словно по заветам Гуссерля возвращающее нас от кантианства и гегельянства, «назад, к самим вещам» — то есть к человеку и окружающему его ландшафту — познать мир невозможно, следует в него поверить и смириться перед тайной. Когда-то знаменитый психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо стремился доказать, что «преступным человеком» рождаются, а не становятся. Мамулия не то чтобы опровергает теорию Ломброзо, давно признанную лженаучной, сколько смещает акценты. Человек — это миф, а попытка его объяснить, привести к сумме факторов — социального или генетического свойства — абсолютная тщета. Не существует никакого морального императива, любое ружье рано или поздно выстрелит, такова суть и предназначение механизма, в какой именно момент — предугадать нельзя. При всей вопиющей достоевщине «Преступного человека» главный его мотив все же чеховский. Стилистически Мамулия верен себе, как и в «Другом небе», нарратив условен и растворен в плотной вязи бытия, в трансцендентальном тумане, таком густом, что, кажется, из него снежки можно лепить. Речи снова кредит доверия нулевой, ее инфляция настигает Мамулию и в Грузии, диалоги сведены к минимуму, а основной двигатель сюжета — шумы цивилизации.

детектив, драма

Детектив Константина Богомолова по мотивам дела ангарского маньяка

Московская следовательница (Юлия Снигирь) приезжает в глухую провинцию расследовать убийства. Помогает ей местный коллега (Никита Ефремов). Основой для нового сериала Константина Богомолова («Содержанки») послужило громкое дело ангарского маньяка Михаила Попкова, жертвами которого стали 85 человек. Подробнее тут.

комедия

Политическая сатира — от экс-кинокритика «Афиши» Романа Волобуева

В министерстве планирования, которое занимается не пойми чем, умирает министр, заядлый рыбак (Борис Невзоров). Соискателей на освободившееся место не то чтобы много, поэтому кресло занимает прогоревший мэр уральского города Малая Пышма Евгений Тихомиров (Ян Цапник), который, сидя в отставке, уже был готов уйти от жены-бизнесвумен (Нелли Уварова) к любовнице (Ольга Дибцева), но теперь не до того: страну надо удивлять. В помощниках у Тихомирова несколько замов (выделяется влюбчивая социопатка Ксения Нечаева (Ольга Сутулова)) и практикантка-идеалистка Соня (Софья Лебедева) из Высшей школы экономики. Сериал режиссера, сценариста и бывшего кинокритика «Афиши» Романа Волобуева, у которого в производстве находятся еще два проекта: «Детективный синдром» и «Кликбейт». Подробнее тут

приключение, триллер

«Последний герой», обернувшийся «Охотой»

Группа из мужчин и женщин где-то под Саянами принимает участие в реалити-шоу «Выживший» (ведущий — Игорь Верник в роли самого себя). Испытания нечеловеческие, приз — один миллион евро. Ознакомившись с правилами, конкурсанты делятся на две команды (вскоре к ним еще присоединятся Александра Бортич и Алексей Чадов — тоже в роли самих себя) и готовятся к игре на выживание, не подозревая, что из фигуры речи это словосочетание обрастет прямым смыслом. Ночью кто-то начнет стрелять, а утром участники шоу обнаружат в яме трупы телевизионщиков. Цобелевская «Охота» встречает «Последнего героя» в «Кубе». Подробнее тут.

мультфильм, приключение, комедия

Анимационная фантазия о героях русских народных сказок

В Трисемнадцатом царстве должен пройти ежегодный всесказочный конкурс песни. Царь от Тридевятого царства решает отправить на конкурс Кота-ученого, который только и делает, что орет на крышах, ведь март в этом году затянулся. В помощь Коту снаряжаются Иван и Волк, которые должны оберегать своего друга от всяческих напастей. Похоже, Ивана и Волка снова ждут незабываемые приключения.

мелодрама, спортивный

Сиквел истории про союз фигуристки и хоккеиста

Жора Крыжовников поставил продолжение главной отечественной спортивной мелодрамы о дерзком хоккеисте Саше Горине (Александр Петров) и обаятельной фигуристке Наде Лапшине (Аглая Тарасова), которых когда-то навсегда связал лед. Теперь Саша и Надя — муж и жена. Через некоторое время у них рождается дочка, так что Саше приходится бросить перспективную хоккейную карьеру ради дочери. Спустя несколько лет выясняется, что у девочки (Виталия Корниенко) такая же тяга к фигурному катанию и льду, как и у ее матери. Поставивший первую часть этого приторного спортивного мюзикла клипмейкер Олег Трофим теперь вне игры, его место занял Жора Крыжовников («Горько!», «Звоните ДиКаприо!»). Рецензию на фильм читайте здесь.

комедия

Угарная семейная комедия в духе «Шоу Трумана»

У мажора Гриши (Милош Бикович) нет ни стыда, ни совести: девушку он может подвезти только за минет, а дэпээснику в лицо смело кинуть взятку. Устав от такого поведения сына, его отец-бизнесмен (Александр Самойленко) вместе со своей возлюбленной с телевидения (Мария Миронова) решает устроить для него иммерсивный спектакль: погрузить Гришу в атмосферу царской России 1860 года (как раз за год до отмены крепостного права), чтобы парень, примерив на себе роль холопа, научился уму-разуму. Руководит этим «шоу Трумана» психолог со спорными методами и необычной философией (Иван Охлобыстин), так что вскоре все выходит из-под контроля: Гриша влюбляется не в «помещицу» (Ольга Дибцева), а в «крестьянку» (Александра Бортич) и прозревает не по запланированному сценарию. У крепкого жанрового режиссера Клима Шипенко в прошлом году случился прорыв: сначала вышел серьезный триллер «Текст», а затем — комедийный «Холоп», который порвала российский бокс-офис. Отличительная черта Шипенко — это то, что он делает свои фильмы по голливудским лекалам (что не удивительно, искусству кино он обучался в Лос-Анджелесе). Вот и «Холопа» совершенно не стыдно сравнивать с голливудской продукцией: это с выдумкой снятое, остроумно написанное (одним из сценаристов значится авторка «Триады» и «Измен» Дарья Грацевич) и мастерски поставленное кино. По юмору, эмоциональным качелям, химии между персонажами — к нему нет претензий. Единственный минус фильма — это его главный конфликт, который не получает достойного разрешения. Очевидно же, что Гриша так себя ведет, потому что отчаянно хочет привлечь внимание родителя, а тот пытается исправить его с помощью плетки, в то время как отцу и сыну, словно главным героям «Убить Билла», просто нужно было сесть и поговорить.