Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6 апреля 2020

7 новых русских сериалов для карантина

Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
Сегодня на ТНТ выходит один из лучших отечественных сериалов последнего времени — «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова. Видеосервисы тоже не отстают: недавно запустившийся «Кинопоиск HD», Start и Premier приготовили ворох премьер, на которые стоит найти время на карантине (особенно на заигравшую новыми красками прошлогоднюю «Эпидемию»).
8.9
Звоните ДиКаприо!
2018, Трагикомедия

Телеканал ТНТ 6 апреля неожиданно решил выкатить в эфир прорывной сериал «Звоните ДиКаприо!», который до этого был доступен на стриминговом сервисе Premier. Это опус магнум Жоры Крыжовникова (дилогия «Горько!», «Самый лучший день», второй «Лед») — стопроцентно авторское кино. Это история двух братьев: Егора (Александр Петров) и Льва (Андрей Бурковский). Один успешный сериальный и киноактер (звезда медицинских драм и карикатурного боевика «Сирийский песок»), другой — неудачник, вынужденный работать на канале «Муравей ТВ» в роли ведущего строительной передачи (как Тим Аллен в сериале «Большой ремонт»). У одного нет отбоя от женщин, у другого — глубоко беременная сварливая жена (Юлия Александрова) и две маленькие дочки. Однако вскоре все изменится: Егор узнает, что у него ВИЧ, — и его привычный мир посыплется, как карточный домик, а у Льва, наоборот, все будет налаживаться; чем лучше дела будут становиться у одного брата, тем хуже — у другого, пока они не превратятся в Каина и Авеля.

«Звоните ДиКаприо!» снят в фирменной крыжовниковской документальной манере с резкими монтажными склейками — иначе говоря, джамп-катами, моду на которые ввел «нувельваг». У Годара порой они проглатывали целые куски сюжета. Крыжовников в этом смысле не столь радикален, чего не скажешь о другом: он впускает в сериал настоящую жизнь. В «Звоните ДиКаприо!» есть сцены, которые вроде бы не несут никакой сюжетной и драматургической нагрузки (как, например, сцена подметания пола в третьем сезоне «Твин Пикса»), зато за счет них сериал становится похож на мощный суррогат реальности, который выходит за пределы привычного кинематографа.

Петров хорош (это, быть может, одна из лучших его драматических ролей на сегодняшний день), но так же прекрасен и Андрей Бурковский, у которого не менее сложная роль, — и он с ней справляется крайне ловко. То же самое можно сказать про напарницу Петрова по «Закону каменных джунглей» Юлию Хлынину и жену режиссера — Юлию Александрову. Вообще, у сериала отличный актерский ансамбль — и такой же крутой сценарий, сила которого кроется в жанровой неопределенности: это комедия, переходящая в драму, затем в трагедию, а затем снова в комедию. Это эмоциональные горки, которые выводят из зоны комфорта — и от которых штормит.

Смотреть: с 6 апреля на ТНТ.

История про Женю Коврову (Полина Максимова), которая вылечилась от онкологии (уверенная ремиссия), но у нее не было времени этому порадоваться. Ее парень оказался редкостным мудаком, который изменял Жене с ее лечащим врачом, а сестра-инстаграмщица (Дарья Руденок) — не меньшей стервой: она наживалась на благотворительных сборах в пользу Жени. На работе женщине тоже не очень рады: ее отсталые коллеги думают, что рак заразен, а босс-сексист (Роман Маякин) настаивает на том, чтобы Женя купила себе парик, так как лысая женщина пугает мужчин. То есть, выбравшись из одного ада, героиня сразу же попадает в другой, но решает не вешать нос и взять судьбу в свои руки: а именно исполнить 257 желаний, список из которых она составила на случай, если выздоровеет.

Правильный кастинг — половина успеха такого проекта. А Полина Максимова, у которой, кажется, наметился карьерный ренессанс (см. также «Без меня»), здесь абсолютно на своем месте. Ее героиня в идеальных пропорциях сочетает комизм и трагизм: спустя пару минут уже переживаешь за нее как родную. Сам сериал тоже не дает перевести дух: «257 причин» — это драматургические качели, от которых перехватывает дыхание (хотя моменты, когда героиня Максимовой рушит «четвертую стену», выглядят немного лишними). Единственный вопрос, который возникает после просмотра первой серии, это то, как создатели сериала собираются его продолжать: «пилот» выглядит законченной историей, да и вообще «257 причин» лучше бы смотрелись в форме полнометражного фильма, нежели сериала. Нет уверенности, что его драматургического запала хватит на большое количество серий.

Смотреть: на Start.

В одной жизни Надежда (Виктория Исакова) — жена, мать и стюардесса, в другой — наемная убийца, расправляющаяся с негодяями. Она бы и рада завязать, но ее куратор, полицейский Лев (Александр Кузьмин), крепко держит ее на крючке: дело в том, что 18 лет назад, еще в лихие 90-е, девушка (Вероника Корниенко) жестоко расправилась с убийцами своих родителей — и условием ее выхода из тюрьмы стало то, что отныне она будет работать киллером. В сериале Елены Хазановой («Любовницы», «Один вдох») Исакова примеряет на себя образ русской Никиты — и, надо признать, он ей идет.

Это суровая (особенно остро это чувствуется, когда флешбэки переносят нас в 90-е с их бандитизмом, проституцией и потерей всех моральных ориентиров) история про женщину, которая ведет двойную жизнь, но на самом деле не может похоронить в себе ту самую эпоху. Под новым именем (Надежда, разумеется, циничный псевдоним) прячется как будто бы другая женщина, но если хорошенько поскрести, то можно увидеть, что боль, страх и кошмар никуда не делись, — они продолжат жить в героине, как и в генетической памяти страны. Сможет ли Надежда вырваться из этого порочного круга — вот главный вопрос.

Смотреть: с мая на Start.

9.1
Мир! Дружба! Жвачка!
2020, Трагикомедия

Если в Америке в тренде восьмидесятые, то у нас девяностые: тому в подтверждение «Бык», «Печень» и теперь вот «Мир! Дружба! Жвачка!» (предыдущее название — «Братство крыши»), которое легче всего прописать по ведомству «Очень странных дел» и «Оно», только без всякой фантастики и хоррора. На дворе 1993 год: 14-летний Санька Рябинин (Егор Губарев) тусуется с друзьями, шляется по улицам (и крышам), а затем вляпывается в крупные неприятности, из которых его вытаскивает дядя, афганский ветеран (Юрий Борисов из «Быка»). Сериал снят через приятные ностальгические фильтры, показывает страну на распутье, иронизирует над уже набившей оскомину эпохой и говорит о том, что страшнее клоуна-убийцы может быть только русский криминальный авторитет.

Смотреть: с апреля на Premier.

В министерстве планирования, которое занимается не пойми чем, умирает министр, заядлый рыбак (Борис Невзоров). Соискателей на освободившееся место не то чтобы много, поэтому кресло занимает прогоревший мэр уральского города Малая Пышма Евгений Тихомиров (Ян Цапник), который, сидя в отставке, уже был готов уйти от жены-бизнесвумен (Нелли Уварова) к любовнице (Ольга Дибцева), но теперь не до того: страну надо удивлять. В помощниках у Тихомирова несколько замов (выделяется влюбчивая социопатка Ксения Нечаева (Ольга Сутулова)) и практикантка-идеалистка Соня (Софья Лебедева) из Высшей школы экономики. Второй (после пилота «Завтра») сериальный проект режиссера, сценариста и бывшего кинокритика «Афиши» Романа Волобуева (в производстве у него находятся еще два: «Детективный синдром» и «Кликбейт»). Стиль Романа Олеговича (и его соавторки Елены Ваниной, тоже в прошлом журналистки «Афиши») публицистичен, а значит, сиюминутен: по сути, «Последний министр» — это политическая сатира, но жутко устаревшая, так как писалась она в другой реальности, в которой еще не было коронавируса и вот этого всего. Ну да и Бог с этим! Дело в другом: в отличие от невероятно лихих кинокритических текстов Волобуева, сам сериал не настолько остроумный и смешной, каким хочет быть. Безусловно, в нем есть обаяние (как и в южноуральце Цапнике, отец которого долгое время прослужил в челябинском драматическом театре), есть потенциал, есть замах на рубль — будем, однако, надеяться, что результат окажется не на копейку. Ведь очень не хочется превозносить людей только за то, что они умеют снимать кино (равно как и писать тексты). Хочется аплодировать за хорошее кино (и хорошие тексты). Пока же «Последний министр» производит впечатление добротного нормкора, но не более того.

9.1
Эпидемия
2019, Фантастика

Обычно русские сериалы не поспевает за реальностью и сильно состариваются перед выходом на экраны. «Эпидемия» — не тот случай. У нее, конечно, не такой бомбический кейс, как у «Заражения» Стивена Содерберга (который предсказал вообще все!), но тоже довольно занятный. Идейно сериал выглядит так, будто звягинцевская «Нелюбовь» заглянула на огонек к стивен-кинговскому «Противостоянию». Снова разведенная пара (Кирилл Кяро и Марьяна Спивак из той же «Нелюбви»), которая не может поделить ребенка, и странная пандемия, от которой нет лекарства. Как и «Противостояние», «Эпидемия» быстро обрастет большим количеством второстепенных героев, которые вскоре станут главными (Виктория Исакова, Александр Робак, Наталья Земцова, Виктория Агалакова, Эльдар Калимулин, Юрий Кузнецов и Александр Яценко). 
По вторым сезонам «Закона каменных джунглей» и «Чернобыля. Зона отчуждения» было понятно, что Павел Костомаров (в прошлом — документалист и оператор) делает кино на уровне выше российского. Быть может, не во всем удавшаяся и заканчивающаяся жирным многоточием, но тем не менее успех сериала на за рубежом это подтверждает.
Сначала сериал продали за огромные по российским меркам (и вполне приличные по европейским) 1,5 млн долларов на Netflix. Там сериал увидел Стивен Кинг и похвалил его в твиттере, назвав «чертовски хорошим шоу». Тем временем рейтинги сериала взлетели: он вошел в топ-10 в сразу нескольких странах.

В российском МВД запускают экспериментальный проект: на службу в полицейский участок одного провинциального города (всего 60 000 населения!) поступает андроид Анна Николаевна (Зоя Бербер из «Реальных пацанов»). Глава следственного отдела, полковник Виктор Галузо (Сергей Гармаш) кусает локти: мало того, что робокоп — суперженщина с суперспособностями, так еще никто не должен прознать, что она — киборг. Галузо дает Анне Николаевне в напарники своего лучшего следака Пожарского (Антон Филипенко) — и смотрит, что из этого получится. Создатели сериала — продюсер Александр Цекало, режиссер Максим Пежемский (автор дилогии «Мама, не горюй») и их «сценарная комната» — сходу ставят знак равенства между андроидом и женщиной, чтобы было понятно: на примере Анны Николаевны они будут высмеивать дремучий сексизм в России вообще и в органах правопорядка в частности. «Я же девочка!» — хлопает глазами героиня Зои Бербер, которая бегает как мустанг и пинком ноги может (в теории) вынести дверь. Впрочем, несмотря на все эти незаурядные физические данные, она подчиняется трем законам робототехники, придуманным писателем-фантастом Айзеком Азимовым, и одному, дописанному авторами сериала (коротко эти законы сводятся к тому, что робот не может причинить вред человеку, где под человеком, очевидно, подразумевается исключительно мужчина). Также Анна Николаевна не может дослужиться выше майора (ее потолок — патрульный, постовая, участковый) и умеет имитировать оргазм. Беря во внимание высокий уровень российского шовинизма и мизогинизма, можно предположить, что сериалу хватит сатирического запала ни на одну серию (ну и хорошо). С художественными же достоинствами у «Анны Николаевны» все обстоит гораздо сложнее: этот полицейский процедурал написан и сыгран одной ногой (левой), а по мировым меркам, конечно, выглядит бледной копией «Призрака в доспехах» и «Робокопа», так же как сама Анна Николаевна выглядит бледной копией Мотоко Кусанаги и героини Нэнси Аллен из «Робота-полицейского». Впрочем, все равно радостно, что в городке «степфордских жен» наконец-то появился новый шериф, — точнее шерифка, которая пришла служить и защищать.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все