Москва

Домашний киномарафон: «Пятеро одной крови» Спайка Ли, диснеевский «Артемис Фаул» и «Ширли»

Пока кинотеатры не открыли (обещают в середине июля), рассказываем про свежие цифровые релизы, которые можно посмотреть дома.
Евгений Ткачёв, Наталья Серебрякова, Алексей Филиппов, Муслим Камалов
16 июня 2020

драма, военный

«Апокалипсис сегодня» на черном свэге

Четверо черных корешей, вьетнамских ветеранов (Делрой Линдо, Кларк Питерс, Норм Льюис и Исайя Уитлок-мл.), плюс сын одного из них (Джонатан Мейджорс) возвращаются в джунгли Сайгона, чтобы найти останки своего боевого командира (Чедвик Боузман) и ящик цэрэушного золота, который они приберегли на черный день. Новый фильм Спайка Ли, снятый для «Нетфликса», это не только злободневное социальное высказывание на тему Black Lives Matter, но еще и невероятный формалистский эксперимент, как с точки зрения построения кадра (в картине преобладают три формата изображения: флешбэки, например, оформлены под 16-миллиметровую пленку), так и гибрида жанров («Пятеро одной крови» — это такой вестерн про вьетнамскую войну, «Сокровища Сьерра-Мадре» в джунглях). Если после «Черного клановца» стало понятно, что Спайк вернулся в былые кондиции, то после нового фильма — что он находится на пике своей творческой формы. Словом, это тот самый афроамериканский ремейк «Апокалипсиса сегодня», который мы заслужили!

Смотреть

триллер, фантастика, драма

Черная фантастика про девушку со сверхспособностями

Еще одна классная черная картина — на этот раз фантастика. По сюжету афроамериканка Рут (Гугу Мбата-Роу) — девушка, обладающая суперспособностями, — возвращается в родные места, в то время как по ее следу идут правительственные агенты. Довольно быстро экстраординарные возможности героини вырастают в метафору неконтролируемой силы, которая передается из поколения в поколение и выходит наружу, когда белые люди начинают охотиться за темнокожими, а сама картина — в захватывающий и нетривиальный (наподобие сериалов «Герои» или «Пацаны») фантастический триллер.

Смотреть

боевик, приключение, фэнтези

Дерзкая экранизация книжек Оуэна Колфера про юного криминального гения

Артемис — потомственный юный мошенник, который сталкивается с миром гномов, пикси и прочего волшебного народа. Бледный юноша со взором горящим не теряется и решает, что магических существ вполне можно использовать для собственного обогащения. Годы идут, а место Гарри Поттера, ушедшего на пенсию, все еще вакантно — почти все попытки запустить новую магическую киновселенную провалились (и даже у самой Роулинг не все идет гладко). Disney решил отряхнуть пыль с несправедливо забытой книжной серии Колфера. Режиссер — Кеннет Брана, который и «Тора» может превратить в шекспировскую драму; среди актеров — Джош Гэд и Джуди Денч. Смущает только сценарист, чей прошлый «успех» — «Зеленый фонарь», но как же хочется поверить в чудо.

биография, триллер, драма

Один из хитов «Сандэнса-2020»

«Ширли» — вольный портрет Ширли Джексон (Элизабет Мосс), важной американской писательницы середины XX века (мистика вроде «Призрак дома на холме»), — находится в статусе живого классика, но страдает депрессией и алкоголизмом и редко выходит из дома. Ее муж (Майкл Сталбарг) — официально обаяшка и душа любой компании — в отношениях постоянно подтачивает ее уверенность в себе и добивает ее регулярными изменами. Именно в этот момент в кампус приезжает молодая копия зрелой пары — будущий профессор с беременной женой: у наивной молодой девушки Роуз, разумеется, есть надежды на захватывающую университетскую жизнь. Две женщины сперва не ладят, потом дружат, потом сливаются в одну.

Смотреть

трагикомедия

Ерническая экранизация классического произведения Чарлза Диккенса

Язвительный остряк Армандо Ианнуччи, несколько лет назад похоронивший Сталина, добрался до британской классики и экранизировал Чарлза Диккенса в характерной ернической манере: на голову Копперфилда (Дев Пател) сыплются неприятности одна за другой, английское дворянство (Тильда Суинтон, Бен Уишоу и Питер Капалди) и обычные жители — круглые идиоты, а поблизости бродит писатель мистер Дик (Хью Лори), который все потом переврет в своей книжонке.

Смотреть

биография, документальный

Док про великую кинокритикессу

Полин Кейл — самая известная критикесса в истории и одна из самых влиятельных людей, писавших о кино. Ей посвящен 95-минутный фильм Роба Гарвера, который пытается разобраться в феномене Кейл благодаря ее текстам и высказываниям, воспоминаниям близких и коллег, а также впечатлениям героев ее рецензий — актеров и режиссеров. «Что она сказала» — незамысловатое видеоэссе, каких хватает на ютьюбе, с амбициями книги «ЖЗЛ»: Гарвер собирает множество свидетельств в попытке описать Кейл с разных сторон. В определенном смысле ему это удается: харизма критикессы и ее вклад в историю кино делают фильм в меру увлекательным (да и так ли много картин посвящено кинокритикам?). Вместе с тем это поразительно неизобретательное кино, составленное из говорящих голов и сцен из фильмов, размышляющее в том числе и о женщине в «мужской» профессии, но призывающее в свидетели преимущественно мужчин. Феномен Кейл, конечно, в том, что она и через 18 лет после смерти способна затмить любую задумчивую массовку, но выборка спикеров заставляет усомниться в популярной максиме, что времена так уж изменились.

Смотреть

фантастика

Гипнотизирующая, медитативная, минималистская и звукозрительная симфония Йоханна Йоханнссона

Режиссерский дебют скоропостижно скончавшегося исландского композитора Йоханна Йоханнссона, писавшего музыку к фильмам Дени Вильнева («Пленницы», «Убийца», «Прибытие») и «Мэнди». Экранизация влиятельного научно-фантастического романа «Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего» Олафа Стэплдона, рассказывающего про закат человеческой цивилизации. По форме — нечто среднее между видеоартом и постдрамой. В кадре нет людей, только каменные сооружения, строения и живописная природа. За кадром — гипнотизирующая музыка Йоханнссона, написанная в соавторстве с берлинцем Яиром Элазаром Глотманом, а также голос Тильды Суинтон, зачитывающей отрывки из романа (заметим, что актрисе и музе Дерека Джармена не впервой выступать в таком амплуа: смотрите, например, «Блю»). Конечно же, выбор Суинтон на роль рассказчицы не случаен: кому, как не ей, настоящему андрогину, говорить от лица последних людей? В остальном — это невероятная, совершенно фантастическая картина, завораживающий, медитативный, по большей части чувственный, но и также интеллектуальный опыт (точнее, experience!). Так бы, наверное, выглядело «Прибытие», если бы Вильнев, как и Йоханнссон, концептуально вывел людей за рамку экрана.

детектив, драма

Остросюжетный триллер о загадочных убийствах от боснийского режиссера

Полицейский из Нью-Йорка Джейкоб Кэнон (Джеффри Дин Морган) отправляется в Европу по следам международного убийцы, первой жертвой которого стала дочь самого детектива. Девушка была убита прямо во время медового месяца. Заручившись поддержкой молодой шведской журналистки (Фамке Янссен), Джейкоб пытается вычислить преступника, который орудует и в других странах. Тот, в свою очередь, извращенно помогает следствию, посылая памятные открытки перед каждым новым преступлением. Боснийский режиссер Данис Танович достаточно известен на международной арене. Так, например, в 2013 году он получил приз Берлинале за свой фильм «Эпизод из жизни сборщика железа». А его дебют «Ничья земля» и вовсе был награжден «Оскаром» и за лучший сценарий в Каннах. Тановича, живущего в Париже, интересует тема политической жизни родной Боснии, об этом он часто и снимает. Однако на этот раз он выбрал более интернациональный сюжет.