Москва
Так ли плохо новое фэнтези студии Disney «Артемис Фаул»?
На стриминге Disney+, минуя кинотеатры, вышло фэнтези для всей семьи «Артемис Фаул» Кеннета Браны, которое, вместо того чтобы запустить новую франшизу, обернулось пшиком. Разбираемся в том, что пошло не так.
Евгений Ткачёв
18 июня 2020

боевик, приключение, фэнтези

Дерзкая экранизация книжек Йона Колфера про юного криминального гения

Когда отца Артемиса Фаула (Фердия Шоу) похищают, 12-летний мальчик, прирожденный мошенник и наследник криминального рода, выясняет, что существует подземный мир, который населяют разные волшебные существа. Объединившись с эльфийкой, капитаном Элфи Малой (Лара МакДоннелл), парень пытается спасти родителя (небольшая роль Колина Фаррелла), а также отбить фамильное имение от магических спецслужб, которые полагают, что Фаул-старший стоит за похищением древнего артефакта.

В эти дни, когда кинотеатры закрыты из-за пандемии, а блокбастеры только и ждут своего часа, студия «Дисней» пошла ва-банк и с барского плеча выпустила на стриминге Disney+ первую громкую карантинную премьеру: фэнтези «Артемис Фаул» по книжкам Йона Колфера. Релиз сразу же ждал нещадный разнос, пострашнее, чем в случае многострадального «Излома времени» (хотя заподозрить что-то неладное можно было уже по тому, что студия не стала дожидаться открытия кинотеатров и пульнула новинку сразу онлайн).

Действительно, это никакой не новый «Гарри Поттер» (хотя расчет явно был на это), а провалившаяся по всем статьям заявка на многосерийную франшизу, которой, по всей видимости, уже не будет. Но так ли ужасен фильм, как его малюют? И да, и нет. Технически он сделан достаточно сносно, под кинотеатры (благо бюджет в $125 000 000 к этому располагает). Спецэффекты, как в каком-нибудь среднем блокбастере, декорированные задники, в меру размашистое повествование, которое к финалу, правда, съеживается до имения Фаулов. Смотреть тоже не то чтобы скучно: постоянно что-то происходит, периодически что-то взрывается, много стреляют (есть забавная сцена схватки на люстре). Также «Дисней» не забывает про модную нынче репрезентацию — в фильме есть не только вымышленные существа: эльфы, гоблины, спрайты, лепреконы, кентавры, гномы и даже гном гигантикус (Джош Гэд, неприкаянная душа), но и, скажем, черный дворецкий Дворецки (Нонсо Анози в привычной роли слуги), его младшая боевая сестра и черный кентавр (впрочем, не сказать, что со стороны «Диснея» это какой-то дико прогрессивный шаг, — темнокожие кентавры были еще, например, в «Молодости Геракла»).

Чего в фильме нет, так это вменяемого сценария. «Фаул» не только хуже славной, ревизионистской и отнюдь не глупой «Золушки», которую Кеннет Брана до этого поставил для «Диснея», но и даже «Излома времени». Ну что же, это прекрасный повод разобраться в оттенках слова «провал». Да, «Излом» — это очень спорная работа, а метод его режиссерки Авы ДюВерней может вызывать массу вопросов, но нельзя отрицать, что в этом фильме была драма, конфликт, история. Ее суть, если коротко, сводилась к тому, что после пропажи отца семейства — видного ученого (Крис Пайн), занимавшегося исследованием мгновенного перемещения в пространстве и времени, — между его близкими (темнокожей женой, дочерью и маленьким сыном) образовалась пропасть. В фильме эта пропасть (на аллегорическом уровне) приобрела вид черной дыры, которая поглотила героя Пайна. Чтобы отыскать отца, разобраться в себе и в своих отношениях с родными, его дочь Мег (Сторм Райд) прыгнула в этот омут с головой.

В «Фауле», который, как какая-нибудь «бэшка», идет всего полтора часа (есть ощущение, что его основательно порезали на монтаже), существуют только намеки на историю: фильм заканчивается, так и не успев начаться. В этом смысле он такой же молниеносный, как «Спайдервик: Хроники», но все же не такой осмысленный. Вообще, идея поженить «Гарри Поттера» с «Людьми в черном», шпионским триллером и фильмом-ограблением не то чтобы плоха сама по себе, но, как выяснилось, чтобы вдохнуть в этот механизм жизнь, нужно чудо. И все, чего не хватило этой картине и ее режиссеру Бране (сыгравшему до этого как-то мага-самозванца Гилдероя Локхарта во втором «Гарри Поттере»), это немного волшебства.