Дмитрий Шостакович написал музыку для мультфильма, в Театре имени Сац она разрослась до полноценной оперы, хотя и небольшой, продолжительностью в полчаса. В визуальном стиле оттолкнулись от старомодной дымковской игрушки, а вот смыслы режиссер Георгий Исаакян в сказку Маршака вкладывает актуальные, избегая категоричных оценочных слов даже в названии.
Максим Керин убедительно играет Впалыча из книги Жвалевского и Пастернак, прогрессивного молодого учителя из продвинутой школы. Он модно одет и просит обращаться к нему на «ты». Так было принято в школе №34, в которой вместо изучения отдельных предметов занимались проектной работой. Впалыч продолжает общаться с бывшими учениками, которые оказываются после закрытия любимой школы распределены по классам обычного учебного заведения. А там все — и ученики, и учителя — предпочитают серый цвет в одежде, помогающий им жить по строгим правилам, которые не вызывают сомнений. До какого-то времени.
Олег Липовецкий играет моноспектакль «Жирная Люба» по собственному тексту. Он работает на грани «сейчас» и «тогда», совмещая в каждой сцене острое переживание момента, какое было в прошлом, и ироничную оценку, которая возможна из настоящего. Это рассказ о том, как полный мальчик стал успешным человеком, пройдя через будни буллинга и радости первой любви. Впрочем, мальчик никуда не делся, он просто повзрослел.
Чайка, попавшая в нефтяное пятно, перед смертью оставляет яйцо на попечение первого встречного — им оказывается портовый кот Зорбас. Ему предстоит сначала под ироничные комментарии, а потом с искренним участием других котов не только защищать дочь от обнаглевших крыс, но и — это самое важное — научить ее летать. В постановке Полины Стружковой книга Луиса Сепульведы стала масштабным мюзиклом, написанным Максимом Леонидовым.
На этом спектакле можно сидеть с закрытыми глазами и вслушиваться в актерское многоголосие, вдыхать ароматный запах леса и даже успеть погладить запыхавшегося зайца — режиссер Наталья Пахомова и художник Евгения Шахотько сочинили его для слабовидящих людей. Таким образом даже люди без ограниченных возможностей попадают в мир философских сказок Сергея Козлова, в том числе и в атмосферу редко появляющегося на сцене экзистенциального Черного Омута.
Пусть белые шарики и карнавальные маски зверей в прологе спектакля не введут вас в заблуждение, их цель — всего лишь спародиров ать штампы плохого театра для детей, а сама постановка посвящена голландскому актеру и сказочнику Рею Нусселяйну. Две актрисы будут говорить с детьми о главном — о слезинке и улыбке и даже о смерти. Как они понимали это в детстве. Но финал, конечно, жизнеутверждающий, ведь и слезинки бывают самые разные — от быстрой езды на велосипеде, например. А плакать в определенных случаях необходимо, даже мальчикам и мужчинам.
Режиссер Иван Пачин умеет делать моноспектакли даже из многонаселенных книг. В его новой работе играют два актера — Сергей Быстров и Евгения Ивашова, но актер играет Гунвальда, а актриса всех остальных, в том числе главных персонажей, мужчин и женщин. Тоня похожа на Пеппи Длинныйчулок, только она менее эксцентрична и чувствует ответственность за всех обитателей маленькой норвежской деревеньки. Эйджизм не работает. Сил у героини хватит, как и у Ивашовой, которая два часа держит внимание зала.
Режиссер Марфа Горвиц и ее первоклассная актерская команда дают пример, каким может быть домашний спектакль, и, конечно, сразу же завышают планку. Оказывается, любая мама может показать спектакль, ведь даже в напряженном рабочем графике стоит найти время. Реквизит уж точно можно найти в любой женской сумочке. Эта на первый взгляд обычная вещь — на самом деле особый мир: с одной стороны, там не сразу отыщешь необходимый предмет, а с другой — в ней помещается целый сказочный лес. Ноутбук — это дом, а расчески — ежики.
В больших драматических театрах стали появляться спектакли с куклами для семейного просмотра. Вслед за Театром Наций с «Ходжой Н асреддином» в игру вступает Театр имени Евгения Вахтангова. Молодой режиссер Владислав Тутак из Санкт-Петербурга с группой еще более молодых актеров рассуждают о смерти, которая своей неизбывной перспективой провоцирует еще острее ценить каждый день своей жизни. Не менее ценно и решение каждого, каким образом он хотел бы встретить свой финал — в одиночестве или в окружении близких.