Москва
6 фильмов, снятых в жанре славянского фэнтези
В ожидании второго сезона «Ведьмака» (которого мы уже сравнили с «Удивительными странствиями Геракла») «Афиша» вспомнила другие картины про отважных воинов, воительниц, чудовищ и волшебство, в которых присутствует чуть больше славянского фэнтези, чем в прославленном нетфликсовском сериале.
Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко
25 июля 2020

триллер, фэнтези

Первая экранизация польского фэнтези

Киноверсия польского сериала — экранизация книг Анджея Сапковского «Меч предназначения» и «Последнее желание», рассказывающая про ведьмака Геральта из Ривии (Михал Жебровский), который в выдуманном Средневековье спасает (не бесплатно, разумеется) людей от чудовищ. Сильно чувствуется, что режиссер Марек Бродзкий одновременно снимал и двухчасовой фильм, и десятичасовой, состоящий из 13 серий сериал. Картина выглядит как мелко нашинкованный обрубок чего-то большего. Особенно смешно становится, когда монтажные склейки проглатывают целые куски сюжета (все-таки кино — это в большей степени искусство монтажа, а экзамен по нему «Ведьмак» сдает на двойку). Однако, несмотря на все недостатки (скверная режиссура, не самый высокий бюджет, смехотворные спецэффекты), польский фильм из сегодняшнего дня выглядит любопытным артефактом. В отличие от мультикультурного нетфликсовского сериала (широкая репрезентация и высокая инклюзия — часть политической стратегии стриминга, отсюда в шоу черные эльфы и индианка в роли Йеннифер), польский проект в большей степени (и на радость фанатам) несет на себе отпечаток славянского фэнтези. Во всех этих замках, деревнях, заснеженных лесах чувствуется какая-то восточноевропейская (прописанная и в книжках) аутентичность, хоть и изрядно отдающая «Тремя орешками для Золушки» на спидах. Забавно, кстати, что и польский, и первый сезон нетфликсовского сериала заканчиваются ровно на одном и том же месте, так что догнаться продолжением в польском шоу не получится.

боевик, фэнтези

Славянское фэнтези по роману Марии Семеновой (лучше, чем кажется, но кому какая разница)

В месте, подозрительно похожем на Древнюю Русь, бывший раб и храбрый воин Волкодав (Александр Бухаров) берется доставить кнесинку Елень (Оксана Акиньшина) к ее суженому, однако по дороге им встречается опытный злодей Жадоба, с которым у Волкодова давние счеты. В свое время жутко разруганная экранизация книжек Марии Семеновой — возможно, в силу слишком завышенных ожиданий. Сейчас фильм Николая Лебедева («Легенда №17», «Экипаж») уже не кажется таким ужасным, да и сам режиссер, когда-то начавший карьеру с крепкого «хичкоковского» триллера «Змеиный источник», спустя годы зарекомендовал себя толковым жанровым постановщиком. Главная, пожалуй, проблема картины — это невразумительный сценарий, из-за которого сюжет сразу же выветривается из головы, и дерганый, рваный монтаж, который не дает внимательно разглядеть все бои. В остальном это, кажется, первый и довольно любопытный образчик русского «Конана-варвара», который (визуально) заимствует что-то из «Братства кольца», что-то (к сожалению, не юмор) из «Армии тьмы» и довольно занятно расставляет этические флажки: несмотря на то, что жрица в исполнении Натальи Варлей неустанно напоминает о том, что «миром правит любовь», есть основания полагать, что Волкодав (да и сам фильм) не всегда с ней согласен.

боевик, исторический

Нестыдный русский фэнтези-сериал с большим количеством слоу-мо

XIII век, русские Средние века. Новгородской дружине, обладающей разными классными (в том числе сверхъестественными) скиллами, предстоит разыскать княжича, а параллельно дать бой варягам, язычникам и кому только не. Сделанный на мощностях телеканала «Россия 2» (бывший «Спорт»), фэнтезийный мини-сериал с любовно поставленными боями, зашкаливающим количеством слоу-мо и разъяснительной драматургией (сюжет, мотивацию и поступки героев нам разжуют до неприличия). Возможно, это объясняется тем, что авторы сериала думают, что публика смотрит его пятой точкой или переключая каналы. Как бы то ни было, в «Дружине» бесит не отсутствие массовки, не скромные декорации и не выглядящее местами совсем уж комично древнерусское слоу-мо, а вот это снисходительное отношение к зрителям, которых, очевидно, держат за идиотов.

боевик, исторический, фэнтези

Фэнтезийный эпос про рязанского витязя

Снятый на хромакее цветастый отечественный ответ «300 спартанцам» Зака Снайдера и «Помни...» Кристофера Нолана, рассказывающий про страдающего амнезией рязанского десятника Евпатия Коловрата (Илья Малаков), выступившего против войск хана Батыя. В отличие от «Викинга», авторы «Коловрата» снимали не историческую драму, а мифологическое фэнтези с боевым медведем и красивыми, но нереалистичными боями, чем установили себе высокую меру условности, что, впрочем, неудивительно: у продюсера и сорежиссера проекта Джаника Файзиева («Турецкий гамбит») до этого был «Август. Восьмого» с гигантскими роботами. За визуальную часть в «Коловрате» отвечал оператор Максим Осадчий, на счету которого «Сталинград» и «Дуэлянт», и стоит признать: визуально «Коловрат» выглядит впечатляюще, чего, впрочем, не скажешь про его драматургию. Прием из «Помни...» быстро надоедает, а великодержавный пафос в какой-то момент начинает бесить, но что поделать: других Фермопил пока не предлагают.

приключение, комедия, семейный

Второй полнометражный фильм студии Disney в России

Хорошая новость: в отличие от чудовищной «Книги мастеров» новый полнометражный фильм студии Disney в России оказался серьезным шагом вперед. Плохая: это кино могло бы быть еще лучше. У «Последнего богатыря» неглупый концепт: переосмыслить русские народные сказки с позиций нового времени. Однако этой деконструкции былинных винтиков и схем остро не хватает еще более смешного сценария, запоминающихся панчлайнов, емкого хронометража. Фильм не стесняется заигрывать с сериальными мемами («Я — отец драконов!» — кричит московский псевдомаг Иван — Виктор Хориняк, оказавшийся в сказочном Белогорье), но как и его главный герой, неизменно отделывается несмешной шуткой, когда нужно произвести на свет свой собственный мем. В итоге несколько по-настоящему остроумных и лиричных эпизодов (парочка в темнице и один — в лесу, когда герой признается девушке, что еще в детстве понял, что «любят не за что-то, а просто так») теряются на фоне рыхлой, несобранной, испытывающей трудности драматургии, и очарование сказки несколько рассеивается.

боевик, приключение, драма

Древнерусский «Конан-варвар»

«Волкодав» и «Викинг», которых мы заслужили. Чтобы спасти свою жену, ратнику Лютобору (Алексей Фаддеев) предстоит преодолеть опасный путь через дикие земли в компании недружелюбного наемника — скифа Куницы (Александр Кузнецов). Темное фэнтези, густо замешанное на славянской (и не только) мифологии, напоминает то «Конана-варвара», то брутальные вестерны, а иногда и вовсе срывается в «Безумного Макса» с его «Куполом грома». При относительно низких бюджетах команде Рустама Мосафира удалось снять экшен так, как в России этого еще не делал никто. А густая и вязкая атмосфера вместе с неглупо сконструированным сюжетом позволяет «Скифу» выделиться на фоне остальных историко-патриотических постановок последних лет. Кроме того, это еще и возможность оценить невероятную органику Александра Кузнецова, сыгравшего здесь настоящего древнеславянского Джокера.